ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.
Физическая активность зависит от функциональных возможностей пациента, его возраста, пола и здоровья.

Содержание

Введение 3
1. ЛФК – цели, формы применения и противопоказания. 4
2. Средства, формы и методики ЛФК 7
3. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата 9
3.1 ЛФК при пневмонии 10
3.2 ЛФК при плеврите 13
3.2 ЛФК при остром бронхите 16
3.4 ЛФК при бронхиальной астме 18
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

БЕЛКООПСОЮЗготов.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

3. «Лазанье под  перекладину».  

     3.4 ЛФК при бронхиальной астме 

     Бронхиальная  астма — инфекционно-аллергическое  заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен. 

     Задачи  ЛФК:

     - снять бронхоспазм,

     - нормализовать акт дыхания,

     - увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки,

     - предотвратить возможное развитие эмфиземы,

     - оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС. 

     Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы. 

     Противопоказания к назначению ЛФК:  
- легочно-сердечная недостаточность III степени;  
- астматический статус;  
- тахикардия более 120 уд./мин;  
- одышка более 25 дыханий в минуту;  
- температура выше 38 °С. 

     В условиях стационара курс разделяют  на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед. 

     Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

     ИП  — лежа на спине с приподнятым  головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя. 

     Начинают  лечебную гимнастику с обучения «полному»  дыханию, при котором на вдохе  передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием  грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот  втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох. 

     Звуковая  гимнастика — это специальные  упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол. 

     Наибольшая  сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах. 

     Звуковая  гимнастика помогает выработать соотношение  продолжительности фаз вдоха  и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать  небольшую паузу и выдохнуть  воздух через открытый рот с последующей  более удлиненной паузой. 

     На  занятиях соблюдают соотношение  дыхательных и общеукрепляющих  упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность  процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия — 2-3 раза в день. 

     В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.  

     Комплекс  № 1.

     Упражнения  для больного бронхиальной астмой (палатный режим) ИП — сидя на стуле, руки на коленях  
1. Диафрагмальное дыхание.  
2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.  
3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.  
4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в ИП.  
5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.  
6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.  
7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.  
8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.  
При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.  

     Комплекс № 2

     Упражнения  для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период) ИП — сидя на стуле  
1. Диафрагмальное дыхание.  
2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.  
3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.  
4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.  
5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.  
6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».  
ИП— стоя  
7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.  
8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.  
9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.  
10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8. 

Заключение

     Основная  задача лечебной физической культуры при болезнях органов дыхания направлена на улучшение дыхательной функции, укрепление дыхательной мускулатуры, уменьшение застойных явлений в легких.

     Средства  ЛФК возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус, и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают  кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. 
 

 

Список  использованных источников

     1. Белая Н. А.  Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников -М.: Советский спорт, 2001

     2. Дубровский В.И. Движения для здоровья. — М.: Знание, 1989.

     3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.

     4. Епифанов В.А.  Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник -М.: Медицина, 1999.

     5. Мошков В.Н. Общие основы лечебной  физкультуры. 3-е изд. — М.: Медицина, 1963.

     6. Попов С. Н., Иванова Н. Л.К 75-летию Кафедры Лечебной Физической Культуры, Массажа и Реабилитации РГУФК/ Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации № 3, 2003.

     7.Книга о физических упражнениях и хорошем самочувствии. А.Калашникова 1996 г.

     8. Популярная медицинская энциклопедия.

     9. Лечебная физическая культура и массаж – П.И.Готовцев, А.Д.Субботин, В.П.Селиванов 1987 г.

      

Информация о работе ЛФК при заболеваниях органов дыхания