Лечебная Физкультура при детском церебральном параличе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:30, реферат

Описание работы

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона.

Работа содержит 1 файл

Детский церебральный паралич.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

  1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.
  2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
  3. Развитие зрительно-моторной координации.
  4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
  5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка  с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций  оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

В настоящее  время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и  нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.

Важное  значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет  проведение физических упражнений в  воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

Широко  используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Дети  с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей впервые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое  воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической  концепции поэтапного формирования двигательных функций, как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует  учитывать не только качественные особенности  двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь – уровень  его моторного развития, учет психологических  особенностей ребенка.

Организация социально-психологической  работы с детьми, страдающими церебральным параличом

Выраженные  двигательные расстройства и нарушения  речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с  окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с  ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-психологического сопровождения образовательного процесса детей с церебральным параличом. С учетом полученных результатов психолого-педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель социально-психологического сопровождения детей с церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.

Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог – это друг, помощник, а психолог – независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя, психолога – коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся осознанием себя другим, “неполноценным” членом общества.

Таким образом, главная задача социально-психологической поддержки ребенка с церебральным параличом – помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Решает  эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание которой осуществляется поэтапно:

1 этап – ориентационный

На данном этапе изучается психологическая  картина образовательного пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.

2 этап – созидательный

Этот  этап предполагает определение конкретного  содержания взаимодействия социально-психологической службы с другими службами детского учреждения. 

3 этап – анализирующий

Отличительной особенностью этого этапа является качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы, на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка.

4 этап – “совместные  акции”

Задачей заключительного этапа является преодоление профессионального  разрыва между социальным педагогом и психологом. Их совместная деятельность становится равнополагающей, направленной на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование здорового образа жизни – физического, психологического и социального благополучия ребенка, страдающего церебральным параличом.

Универсальный комплекс упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

1. И. п. лёжа на  спине, руки под  головой, ноги  вытянуты.

Согните левую  ногу в колене, поставьте её возле  таза, затем, положите колено в одноименную сторону (коленом коснуться пола). Затем привести его и положить в и. п.

2. И. п. лёжа на  спине.

Поднимите прямую левую ногу вверх , правой рукой достаньте носок левой ноги. То же сделайте другой ногой.

3. И. п. то же.

Подтяните левое  колено к груди двумя руками и  верните в и. п. То же сделайте другой ногой.

4. И . п. лёжа на  спине обхватив  колени руками.

Покачайтесь вперёд-назад.

5. И. п. лёжа на  спине, руки в  стороны, ноги  вместе.

Достаньте левым  носком ноги правую руку (рука лежит  на полу). То же сделайте другой ногой. 

6. И. п. лёжа на  спине, руки вдоль  туловища.

Поднимите руки вверх – сделайте вдох, опустите – выдох.

7. И. п. лёжа на  спине, ноги согнуты  в коленях (пятки  возле таза).

Опустите левое  колено во внутрь, достаньте им пол. Поднимите колено в и. п. То же сделайте с другим коленом.

8. И. п. лёжа на  спине, ноги согнутые  в коленях, стопы  вместе, руки за  головой.

Приподнимите  таз вверх, опустите влево, опять  приподнимите и опустите вправо.

9. И. п. лёжа на  спине, руки в  стороны, ноги  вмести.

Поднимите прямую левую ногу вверх и постарайтесь достать правой рукой носок ноги. То же другой ногой и рукой.

10. И. п. обхватив руками колени и приподняв голову к груди.

Покачайтесь вперёд-назад.

11. И. п. то же.

Покачайтесь влево-вправо.

12. И. п. лёжа на  спине, руки вдоль  туловища.

Поднимите обе  ноги вверх, руки подставьте под бедра, вытяните носки вверх. Затем придите в и. п.

13. И. п. то же.

Забросьте ноги за голову и держите 10-15 секунд. Затем, опустите ноги в исходное положение.

14. И. п. то же.

Поднимите руки через стороны вверх – сделайте вдох, опустите через стороны вниз – выдох. 
 

15. И. п. сидя, руки  сзади в упоре, ноги выпрямлены и расставлены на ширину плеч.

Сделайте наклон вперёд, одновременно левой рукой  дотянитесь до носка правой ноги. То же сделайте другой рукой. При выполнении упражнения ноги в коленях не сгибайте.

16. И. п. сидя, руки  сзади в упоре,  ноги выпрямлены, вместе.

Приподнимите  таз вверх, опираясь на руки и пятки, переместите его влево и опустите на пол, затем снова приподнимите и опустите его на пол вправо.

17. И. п. сидя, руки  сзади в упоре,  ноги согнуты в  коленях.

Положите оба  колена то влево, то вправо.

18. И. п. сидя, ноги  согнуты в коленях,  стопы вместе, колени  врозь.

Возьмитесь руками за голеностопы с внутренней стороны  колен. Наклоняя корпус вперёд, постарайтесь головой дотянуться до голеностопов.

Информация о работе Лечебная Физкультура при детском церебральном параличе