Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Физические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае. Они относятся к 2000 – 3000 гг. до н. э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).
О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н. э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.

Содержание

1. Краткая история развития лечебной физической культуры 3
2. Особенности метода ЛФК 4
3. Периоды общей ЛФК 5
4. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах 7
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных  упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать  эпилептоидные приступы и усиливать  опасность возникновения поздних эпилептических припадков. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую физическую нагрузку. Выявление чёткой клинической картины посттравматических нарушений движений, чувствительности и высших корковых функций позволяет применять активные упражнения, направленные на восстановление временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию утраченных функций.

     В компенсаторной активизации больных  после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном столе, конструкция которого позволяет изменять угол наклона его плоскости к горизонтали. Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга.

     Осторожная  ортостатическая нагрузка способствует адекватной тренировке сердечной мышцы, нормализует центральный и периферический сосудистый тонус. Постепенное увеличение нагрузки (по мере перехода к вертикальному положению) на нижние конечности и позвоночник повышает их готовность к предстоящей деятельности — вставанию и ходьбе. Изменяющийся темп (резкий или плавный) подъёма плоскости улучшает адаптационные свойства вестибулярного аппарата, особенно у больных с травматическим очагом в височной области или задней черепной ямке. Постепенная тренировка в переходе к вертикальному положению благотворно влияет на ликвоциркуляцию. В зависимости от состояния больного и степени его тренированности увеличивается продолжительность занятий в положениях, приближающихся к вертикальному.

     Если  продолжить говорить о специальных  активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.

     Особенно  важны специальные активные упражнения, направленные на дифференцированное овладение всей гаммой мышечной деятельности. Сюда относится обучение минимальным мышечным напряжениям, восстановление умения дозировать мышечное напряжение, скорость движения, амплитуду движения, время переключения и другие физические величины движения. Большое внимание уделяют активному зрительному, проприоцептивному, слуховому и другим видам контроля со стороны больного.

     В комплекс упражнений включают также  обучение целенаправленным двигательным актам. Каждое действие проводят вначале  пассивно, под зрительным контролем больного, затем активно 3 – 4 раза на здоровой конечности. Далее активное движение выполняют одновременно в обеих конечностях с коррекцией движения в пораженной конечности. После этого заданное движение совершают только пораженной конечностью. В ряде случаев легче делать движения не одновременно в обеих конечностях, а попеременно в здоровой и пораженной. Легкие действия чередуют с более сложными. При невозможности выполнить сразу весь двигательный акт, больного обучают отдельным элементам этого действия, затем «связкам» между элементами и всему акту. Если выполнение какого-либо действия затруднено из-за непреодолимых очаговых поражений мозга, то больному предлагают движения и действия компенсаторного типа, направленно замещающие утраченный двигательный акт.

     В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют  предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые  часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью  фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

     Особое  место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе — первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки — от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению. Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания — наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т. д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе. Обучение ходьбе — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного.

     Помимо  вышеуказанных упражнений, применяют  специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т. д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

     Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения (с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют  в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами (так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор снижается, и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.

     В резидуальном периоде — проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме  того, осуществляется направленная компенсация  утраченных двигательных функций с  целью обучения необходимым бытовым  и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

     Эффективность занятий лечебной гимнастикой может  быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании  с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

     Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с  нарушением жизненно важных функций. Сложность  двигательных дефектов при подобных травмах обусловливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно-компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

     Так, лечение положением предусматривает  устранение мышечной дистонии — сочетания  мышечной гипертонии с гипотонией (как  следствие подкорково-стволовых  поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы — общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением (чаще лонгетами) и пассивных регрессирующих движений.

 

Список  использованной литературы

 
  1. «Лечебная физическая культура». В. А. Епифанов и др. Москва, Медицина, 1987.
  2. «Справочник по детской лечебной физкультуре». М. Фонарёв. Ленинград, Медицина, 1983.
  3. «Физическое воспитание в специальных медицинских группах». Э. Г. Булич. Москва, 1986.
  4. «ЛФК и массаж». П. И. Готовцев. Москва, Медицина, 1987.
  5. «Лечебная физическая культура». С. Н. Попов, И. С. Дамскер. Москва, Физкультура и спорт, 1988.
  6. «Спортивная медицина, лечебная физическая культура». Н. Д. Граевская, С. Н. Попов. Москва, Физкультура и спорт, 1985.
  7. «Физическое воспитание и реабилитация студентов с ослабленным здоровьем». А. В. Чоговидзе. Москва, Высшая школа, 1986.
  8. «Большая советская энциклопедия» (том 40, 43). Б. А. Введенский. Москва, 1957.
  9. В. И. Сухарев «Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура». Москва, 2006.

Информация о работе Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах