Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Физические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае. Они относятся к 2000 – 3000 гг. до н. э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).
О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н. э.) говорится о роли пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении различных болезней.

Содержание

1. Краткая история развития лечебной физической культуры 3
2. Особенности метода ЛФК 4
3. Периоды общей ЛФК 5
4. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах 7
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Краткая история  развития лечебной  физической культуры

     Физические  упражнения в оздоровительных целях  использовались на протяжении многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о лечебном действии движений, найдены в Китае. Они относятся к 2000 – 3000 гг. до н. э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу, но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения, пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).

     О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в  Индии. В священных книгах Веды (1800 г. до н. э.) говорится о роли пассивных  и активных движений, дыхательных  упражнений, массажа в лечении  различных болезней.

     В древней Греции лечебная гимнастика достигла особенно высокого развития в период освобождения науки от религии  и развития естествознания. Широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель.

     Основоположник  клинической медицины Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 гг. до н. э.) большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике. Причем, он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ подробно описывал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.

     Сейчас  физические упражнения как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся углубленные  исследования роли физических упражнений в клиническом лечении: при оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других заболеваниях.

     2. Особенности метода  ЛФК

 

     Применение  лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма — движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма — может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

     Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий  физическими упражнениями, дозировку  физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения (режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

     Физические  упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей (например, посторонние разговоры и т. п.).

     Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

     Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для  начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение  тонуса мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.

3. Периоды общей  ЛФК

 

     Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения принято различать два периода реабилитации — больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.

     Период  ЛФК — это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом.

     В лечебной физической культуре различают  три периода:

  1. Первый период (вводный) — острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного мозга. В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 1/3 времени всего занятия.
  2. Второй период (основной) — функциональный, период восстановления функций. Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены. Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 1/2 времени всего занятия.
  3. Третий период (заключительный) — тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось к норме, но большие физические нагрузки — висы, упоры, поднятие тяжестей — больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений. В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 2/3 времени всего занятия.

4. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах

 

     Ушиб  головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям  дает картину тяжелого сотрясения мозга  с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного  мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

     При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки  назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику — за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

     Существует  система — целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного  мозга и всего организма в целом.

     В начальном периоде — (первые сутки) — черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

     В раннем периоде (I) — (2 – 5-е сутки) —  применяют специальные дыхательные  упражнения, общее и локальное  лечение положением. При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т. к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т. д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале включаются 5 – 10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2 – 3 раза, остальные по 2 – 4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15 – 20 мин.

     В промежуточном периоде (II) — (5 – 30-е  сутки) — стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические  для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере — это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической — астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.

     В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания. Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1 – 2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1 – 2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки). При порезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II периоде производятся 3 – 4 раза в день, продолжительность их 30 – 50 мин.

     При отсутствии или незначительном появлении  двигательных нарушений, а также  при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий  массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного. Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т. е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.

     В позднем восстановительном периоде (III) — (4 – 5-я неделя после тяжёлой  травмы) — при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения. Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой — в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия.

Информация о работе Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах