Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:05, реферат
Психология спортивной карьеры, и в том числе проблема кризисов спортивной карьеры, выдвинулась в число ведущих проблем психологии спорта совсем недавно - лишь в начале 90-х годов. До этого в центре внимания исследователей были проблемы спорта высших достижений, в меньшей степени - детского и юношеского спорта. Почти совсем не изучалось завершение спортивной карьеры, а также переходы от одного ее этапа к другому.
I. Психология спортивной карьеры……………………..………….……..3
II. Исследование спортивной карьеры спортсменов…..………………....4
III. Кризисы-переходы спортивной карьеры…………….………….……..8
IV. Список литературы……………………………………….………………12
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
******************************
ФЕДЕРИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
*****
КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ
Реферат
на тему: «Кризисы спортивной карьеры»
Работу выполнил (а) студент (ка)
5-го курса, группы 51-М
Киреева Алёна Владимировна
Проверил:
Волгоград, 2012
Содержание:
Психология спортивной карьеры,
и в том числе проблема кризисов
спортивной карьеры, выдвинулась в
число ведущих проблем
Термин "карьера" является
для нас относительно новым. В
отечественной культуре в эпоху
черно-белого противопоставления буржуазного
и социалистического образов
жизни людей феномен карьеры
был отнесен к жизни
Но можно достигать
успеха в избранной деятельности
и по-другому - путем напряженного
труда и постоянного
Выделяют три существенных признака любой карьеры: а) это всегда многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; б) она нацелена на высокие достижения, на успех; в) она немыслима без самосовершенствования субъекта в данной области.
Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.
Исследование СК российских спортсменов было начато на кафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта в 1991 г. Началом послужили свободные интервью и беседы с представителями спортивной элиты. Их просили рассказать о своем пути в спорте и оценить степень удовлетворенности своей СК. Результатом, удивившим нас, исследователей, стали очень различные мнения опрошенных об удовлетворенности СК, несмотря на то что все они имели объективно очень высокие спортивные достижения, включая победы на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх. Эти данные продемонстрировали сложность проблемы СК и необходимость более глубокого и серьезного ее изучения.
Отправной идеей для построения стратегии исследования послужил известный афоризм: "Спорт есть сжатая модель жизни". Если существуют различные психологические модели жизненного пути (например, пятистадиальная модель Ш. Бюлер, восьмистадиальная модель Э. Эриксона, кризисная модель Л. С. Выготского и др.), то можно создать и психологические модели СК, которые, дополняя друга друга, дадут достаточно полное представление о СК в целом.
Была разработана следующая стратегия исследования СК:
- создание на основе системного подхода трех психологических моделей СК: синтетической, аналитической и структурной, отражающих движение от первичного синтеза к анализу и затем - к синтезу более высокого порядка;
- разработка на основе моделей методов изучения СК;
- проведение эмпирических
исследований спортсменов
- разработка системы
В табл. 1 представлена обобщенная информация об эмпирической части исследования СК российских спортсменов. В первой строке таблицы представлены три модели СК; во второй - методы исследования и количество испытуемых, принявших участие в каждой его части (это были спортсмены разных спортивных специализаций и квалификации); в третьей - суть трех психологических описаний СК - синтетического, аналитического и структурного.
Таблица 1. Эмпирические исследования спортивной карьеры российских спортсменов (Н. Б. Стамбулова, 1991-1996)
Синтетическая модель |
Аналитическая модель |
Структурная модель |
Схема интервью (анкета) "СК-синтетическая модель", n = 206 |
1. Контент-анализ рефератов
студентов-спортсменов "Моя |
Схема интервью (анкета) |
2. Схемы интервью: "СК-аналитическая
модель-1" и | ||
3. Опросники: | ||
a) "Кризисы-переходы СК", n = 90 | ||
б) "Мои первые соревнования ", n = 147 | ||
в) "Отношения спортсмен - тренер на протяжении СК", n = 112 | ||
в) "Отношения спортсмен - тренер на протяжении СК", n = 112 | ||
г) "Уход из спорта", n = 95 | ||
Синтетическое описание СК (объективные и субъективные характеристики СК) |
Аналитическое описание СК (психологическое содержание всех этапов и кризисов-переходов СК) |
Структурное описание СК (динамика спортивных результатов спортсменов) |
Рассмотрим один из фрагментов исследования - кризисы СК - как часть ее аналитического описания.
Аналитическая модель рассматривает спортивную карьеру как процесс, развертывающийся во времени и подразделяющийся на определенные этапы.
В табл. 2 представлены четыре различные периодизации СК.
Таблица 2. Периодизации спортивной карьеры
Этапы многолетней спортивной подготовки (В. П. Филин и др.) |
- предварительная спортивная подготовка; |
- начало спортивной специализации; | |
- углубленная тренировка в избранном виде спорта; | |
- спортивное совершенствование: | |
а) зона первых больших успехов | |
б) зона оптимальных возможностей | |
в) зона поддержания спортивных результатов | |
Этапы любой карьеры (Б. Г. Ананьев) |
- подготовка |
- старт | |
- кульминация | |
- финиш | |
Уровни спорта |
- массовый спорт |
- спорт высших достижений | |
- любительский спорт | |
- профессиональный спорт | |
Возрастные категории в спорте |
- дети |
- юноши (юниоры) | |
- взрослые |
Две первые из них достаточно известны. Третья и четвертая менее распространены, хотя в них используются известные критерии - уровни спорта и возрастные категории спортсменов. Те и другие могут быть упорядочены во времени только строго определенным образом, обозначая при этом соответствующие этапы СК. Третья периодизация интересна еще и тем, что дает возможность определить элитарную СК как включающую все три уровня спорта, вплоть до профессионального.
При наложении эти периодизации в чем-то совпадают, а чем-то дополняют друг друга, позволяя выделить своеобразные "критические точки" СК - переходные фазы от одного ее этапа к другому. В психологии развития аналогичные переходные фазы между возрастными периодами называются возрастными кризисами ( Л.С.Выготский и др.).
В самом широком смысле выделяют два существенных признака любого кризиса: а) это "поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь"; б) "время, характеризующееся большой опасностью или трудностью". Возрастной кризис - переходная фаза от одного возрастного периода к
другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в соответствующем возрасте. Чаще всего это противоре чия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями - с другой (например, как в "кризисе 6-7 лет или кризисе первоклассника" и др.), или между новыми потребностями человека и возможностями их удовлетворения (например, как в подростковом кризисе).
Можно предполагать наличие
аналогичных кризисов-
Наложение представленных периодизаций СК позволило выделить семь кризисов-переходов элитарной СК:
1) кризис начала спортивной специализации;
2) кризис перехода к
углубленной тренировке в
3) кризис перехода из
массового спорта в спорт
4) кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;
5) кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт;
6) кризис перехода от кульминации к финишу СК;
7) кризис завершения СК и перехода к другой карьере.
Главная особенность кризисов-
Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались:
- несоответствие ожиданий
юных спортсменов реальному