Краткое описание технических приемов в волейболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Поначалу волейбольная игра во многом строилась на индивидуальном мастерстве отдельных спортсменов. Но уже в начале 20 в. закладываются основы командной игры, наигрываются некоторые комбинации и игровые связи.
Во второй половине 1920-х годов формируются основные технические элементы игры (подача, пас, атакующий удар и блок), на основе которых постепенно разрабатывается тактика командных действий, требующая взаимопонимания и сыгранности партнеров. (Например, «погасить» мяч в площадку соперника невозможно без точного и своевременного паса.) В 1930-е годы появляются групповой (с участием двух и даже трех игроков обороняющейся команды) блок и страховка, новые атакующие – в том числе обманные – удары. Немало новых технических приемов появилось в волейболе после Второй мировой войны. Так, в 1960-е годы волейболисты освоили, среди прочего, прием мяча в падении и с перекатом и блок с переносом рук на сторону соперника, а в 1980-е – подачу мяча в прыжке.

Содержание

1. Техника игры в волейбол
2. Техника игры в нападении
2.1 Подача
2.2 Передача
2.3 Нападающий удар
3. Техника игры в защите
3.1 Прием мяча
3.2 Блокирование
4. Обучение технике игры в волейбол
5. Психологическая подготовка
Источники информации

Работа содержит 1 файл

Краткое описание технических приемов в волейболе.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Смоленская  государственная академия физической культуры,спорта и туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теории и методики спортивных игр

Реферат

на тему:

Краткое описание технических приемов в  волейболе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

группы 3-2-11

 

 

 

 

 

 

 

План  реферата:

 

1.     Техника игры в волейбол

2.     Техника игры в нападении

2.1   Подача

2.2   Передача

2.3   Нападающий удар

3.     Техника игры в защите

3.1   Прием мяча

3.2   Блокирование

4.     Обучение технике игры в волейбол

5.     Психологическая подготовка                                                                                                                                                                         

        Источники  информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

1. Техника игры в волейбол

                                                                                                                            Поначалу волейбольная игра во многом строилась на индивидуальном мастерстве отдельных спортсменов. Но уже в начале 20 в. закладываются основы командной игры, наигрываются некоторые комбинации и игровые связи.

Во второй половине 1920-х годов  формируются основные технические  элементы игры (подача, пас, атакующий  удар и блок), на основе которых постепенно разрабатывается тактика командных  действий, требующая взаимопонимания  и сыгранности партнеров. (Например, «погасить» мяч в площадку соперника  невозможно без точного и своевременного паса.) В 1930-е годы появляются групповой (с участием двух и даже трех игроков  обороняющейся команды) блок и страховка, новые атакующие – в том  числе обманные – удары. Немало новых  технических приемов появилось  в волейболе после Второй мировой  войны. Так, в 1960-е годы волейболисты освоили, среди прочего, прием мяча в падении и с перекатом  и блок с переносом рук на сторону  соперника, а в 1980-е – подачу мяча в прыжке.

Современный волейбол – это игра высоких скоростей и больших  высот. Атакующий удар нередко производится с высоты, заметно превышающей  высоту баскетбольного кольца (порядка 3,5 и более метров), и достигает  «цели» за считанные доли секунды.

Волейбольная площадка с каждой стороны условно разделена на шесть зон: три под сеткой (передняя линия) и три сзади, в трех метрах от сетки (задняя линия). Три игрока передней линии занимают позиции (слева  направо) 4, 3 и 2, а игроки задней линии, соответственно, 5, 6 и 1 (позиция подающего). Начальная расстановка определяет порядок последующего перехода игроков  на площадке: подающий переходит на позицию 6, затем – 5 и т.д. Этот порядок  сохраняется на протяжении всей партии. Перед началом каждой партии тренер представляет начальную расстановку  своей команды в специальной  карточке расстановки. В момент удара  по мячу подающим игроки обеих команд должны находиться в пределах своей  площадки в порядке перехода, за исключением подающего. Если команда  выигрывает очко при чужой подаче, то перед своей подачей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят  в другие зоны. Определенные «позиционные ограничения» сохраняются и в  процессе игры. Игроки задней линии  не могут участвовать в состоявшемся блоке, а также завершать атакующий  удар из передней зоны, если мяч в  момент касания находится выше верхнего края сетки.

В современном волейболе различают  пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный  блокирующий, доигровщик и либеро.

Связующий (или пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев  выполняет передачу мяча

-2-

нападающему для завершающего удара (исключение – ситуации, когда связующий оказывается  в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места  в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии  или не очень расторопный центральный  блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий  – мозговой центр команды и  ее лидер.

В роли диагонального (или универсального) нападающего выступают самые  мощные и прыгучие игроки команды, поскольку  они атакуют в основном с задней линии. Именно диагональные нападающие набирают больше всего очков в  игре.

Двое центральных блокирующих, или нападающие первого темпа  бьют с коротких прострельных передач. На этой позиции выступает немало спортсменов «баскетбольного роста» – таких, как игрок сборной  России Алексей Казаков (217 см). Главная  их задача – блокировать удары  соперников так, чтобы мяч не перелетел  через сетку или попал к  защитникам своей команды. Прыжок блокирующих  должен быть не только высоким, но и  своевременным – в противном  случае блокируемый «перевисит»  блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос  рук блокирующими на сторону соперника  – при том условии, что они  касаются мяча после того, как его  коснется атакующий.

Доигровщики, или нападающие второго  темпа атакуют с краев сетки. Им часто адресуют для «обработки»  трудные мячи. На доигровщиков возложен также прием мяча с подачи соперника. Принимающий должен обладать отменной реакцией: за десятые доли секунды  ему надо определить «угол атаки» соперника, выбрать наиболее удачную  позицию для приема мяча и решить, куда его следует отыграть.

Амплуа либеро появилось в волейболе  в конце 1990-х годов. Это свободный  защитник, играющий на задней линии  вместо одного из партнеров. На него ложится  основная нагрузка по приему мяча. На площадке он выделяется формой, цвет которой  контрастен по цвету форме других игроков команды. На либеро не распространяется ограничение на замены, но между  двумя его заменами должен быть проведен розыгрыш мяча, а сменить либеро на площадке может только тот игрок, которого он заменил ранее. Либеро не имеет права подавать, атаковать  в прыжке, а также участвовать  в блоке. На него распространяются все  ограничения, касающиеся игроков задней линии. Амплуа либеро идеально подходит для игроков невысокого роста. Появление  подобного «узкого специалиста» заметно расширило возможности  команды в защите.

Стандартная схема действий принимающей  команды: прием мяча – передача –  атакующий удар.

 

-3-

В процессе игры лучшие блокирующие  команды – в результате переходов  – не всегда находятся на передней линии, точно так же, как лучшие защитники – на задней. Поэтому  оптимальная первоначальная расстановка  игроков на площадке и последующее  варьирование состава при помощи замен – ключевой момент в тактике  современного волейбола.

В арсенале каждой команды есть свои излюбленные наигранные схемы и  «фирменные» приемы. На Олимпийских  играх 1984 подачи в прыжке (не новый  по тем временам прием) в исполнении игроков сборной Бразилии поразили всех невиданной прежде эффективностью – и во многом предопределили общий  успех команды, занявшей 2-е место. Сейчас этот прием взяли на вооружение все команды. После подачи таких  мастеров, как итальянец Андреа Санторетти, мяч летит с невероятной скоростью  и вращением.

Немало технических и тактических  новшеств привнесли в игру наши спортсмены и тренеры: внезапная атака с  первого паса, резаные подачи, откидки  мяча назад и др.

Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. 
Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком положений стойки игрока.

Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения.

По степени сгибания ног в  коленных и тазобедренных суставах различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке, волейболист иногда стоит неподвижно или же незначительно передвигается переступанием из стороны в сторону, перенося массу тела с одной ноги на другую. Исходя из предшествующего движения, стойки имеют некоторые особенности. Например, стойка игрока, готовящегося к выполнению подачи, отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.

Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом. Для  бега характерны стартовые ускорения  и резкие изменения направления с последующими остановками. Последний шаг при этом выполняется стопорящим движением. При приеме мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может сделать выпад. Более быстрым способом передвижения на небольшое расстояние является скачок, который применяется в большей степени при защитных действиях.

 

-4-

2.Техника игры в нападении

2.1 Подача     

В волейболе применяются такие  подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя  прямая и боковая, верхняя прямая в прыжке.

Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки.Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются

Идентично нижней прямой подаче выполняется нижняя боковая, с той лишь разницей, что игрок располагается боком к сетке и удар выполняет сбоку. 
Подача с высокой траекторией полета мяча отличается тем, что замах выполняется в плоскости, перпендикулярной опоре, ударная рука отводится вниз-назад, а удар по мячу наносится резким и быстрым движением снизу, по дальней от сетки половине мяча ребром ладони так, чтобы после удара он получил передне-заднее вращение. Подача эта выполняется на открытых площадках или в спортивных залах с высоким потолком.

Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать. В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 
1,5—2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки.

-5-

Существует также несколько  способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара

 

2.2 Передача                

В игре применяются передачи мяча сверху двумя руками, находясь в опорном положении, в прыжке и с падениями.

Передача сверху двумя  руками. В исходном положений туловище игрока расположено вертикально, ноги на ширине плеч или одна нога несколько впереди. Степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча. 
Руки выносятся перед лицом, кисти рук оптимально напряжены. С приближением мяча игрок начинает встречное движение выпрямлением ног, туловища и рук. 
 При выполнении ударного движения в момент соприкосновения с мячом пальцы рук сначала амортизируют встречный полет мяча, затем кисти и пальцы рук упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение. Указательные и средние пальцы являются основной ударной частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук. При передаче назад игрок поднимает руки, располагая их тыльной стороной кистей над головой, разгибает ноги, отклоняет туловище вверх-назад. 
Передача выполняется за счет разгибания рук в локтевых суставах и движения туловища назад-вверх, с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночного столба.

Информация о работе Краткое описание технических приемов в волейболе