Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:59, реферат
Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические
особенности.
1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.
КАФЕДРА СПОРТИВНОЇ ПІДГОТОВКИ
IV семестр 2009-2010 учбового року
Контрольная работа по физическому воспитанию
Факультет, курс, группа____________ИАН__210____
Ф.И.О.____ __ ____________ Пантелеев_ Александр__ Юриевич_____________________
ВАРИАНТ 1
Вопрос №1
Формирование прикладных двигательных навыков – основа двигательного опыта человека.
Вопрос №2
Понятие о двигательных качествах ловкости человека. Основные средства и методики развития ловкости. Понятие о двигательных качествах гибкости человека. Основные средства и методики развития гибкости.
Вопрос №3
Заполнение индивидуальной карты.
Оценка__________ Балл___________
Дата_____________ Подпись________
1) Формирование прикладных двигательных навыков – основа двигательного опыта человека.
Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические
особенности.
1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.
2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движения - координированность по пространственным, временным и силовым компонентам.
Устойчивость навыка – низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов.
Гибкость навыка – разнообразие способов выполнять действия, которые целесообразно применить в зависимости от изменения условий.
3. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.
4. Осознанность. Двигательные действия человека всегда должны быть осознанными.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный процесс.
В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание,
направленность и характер деятель личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность – цель – «достижение успеха».
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением идей и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снаряда, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении.
Эти представления должны включать:
1) зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
3) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении упражнений.
4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда сформированы необходимые знания и представления.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего
двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которых определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократно повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения). Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечении в работу многих мышц. При первых попытках выполнить двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному вы движения, оно осуществляется закрепощение.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшение координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформировавшимся двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста. Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравни легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течении времени могут проявить себя в виде повышения уровня власти действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в
развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя
причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметно приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методических приемов обучения (внешняя причина).
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении
действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на сложные координационные отношения между движениями, и вконечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повтора он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
Совершенствование двигательного действия практически про на
протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического
воспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспита и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови положительного переноса навыка является наличие структур сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.
Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в та видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.
2) Понятие ловкости, её виды.
Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:
координационная сложность двигательного задания;
точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений)., а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.
Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).
Методы развития ловкости
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
- выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
- зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
- создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
- усложнение условий выполнения обычных упражнений;
Информация о работе Контрольная работа по физическому воспитанию