Контрольная работа по "Теории и методике физического воспитания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Характеристика методов стандартно- непрерывного и стандартно- интервального упражнения
Вопрос 2. Страховка и помощь при обучении двигательным действиям
Вопрос 3. Какие тесты используются в общеобразовательных школах для оценки уровня физ подготовленности

Работа содержит 1 файл

Теория и методика физвоспитания.docx

— 25.37 Кб (Скачать)

Теория и методика физвоспитания

 

Вопрос 1. Характеристика методов  стандартно- непрерывного и стандартно- интервального упражнения

Вопрос 2. Страховка и помощь при обучении двигательным действиям

Вопрос 3. Какие тесты используются в общеобразовательных школах для  оценки уровня физ подготовленности

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

 

В физическом воспитании различают  две специфические стороны: обучение движениям (двигательным  действиям) и развитие физических качеств.

 

Вопрос 1. Характеристика методов стандартно- непрерывного и  стандартно- интервального упражнения

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных  перестроек в организме. Стандартное  упражнение может быть непрерывным  и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную  мышечную деятельность без изменения  интенсивности (как правило, умеренной).

Наиболее типичными его  разновидностями являются:

 а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие  виды циклических упражнении);

 б) стандартное поточное  упражнение (например, многократное  непрерывное выполнение элементарных  гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального  упражнения — это, как правило, повторное  упражнение, когда многократно повторяется  одна и та же нагрузка. При этом между  повторениями могут быть различные  интервалы отдыха.

По признаку варьирования внешних параметров нагрузки методы  подразделяются на две большие группы:

1) методы стандартно-повторного  упражнения;

2) методы переменного  упражнения.

В процессе стандартизированного  упражнения движения повторяются без  существенных изменений их структуры  и внешних параметров нагрузки (повторное  пробегание стандартной дистанции  с постоянной скоростью, многократное поднимание штанги одного и того же веса одним и тем же способом). Такая стандартизация - одно из необходимых  условий формирования и закрепления  двигательных навыков и в то же время - одно из решающих условий морфо-функциональной адаптации организма к определенной деятельности, сохранения достигнутого уровня работоспособности.

Методы стандартного  упражнения  используются при воспитании всех физических качеств. Они применяются  как в рамках одного занятия, так  и на протяжении  серии  занятий. В последнем случае "стандарт" нагрузки сохраняется до тех пор,  пока не произойдет адаптация к ней  не только по внешним параметрам, но и по ответным реакциям организма. Тогда  устанавливается новый "стандарт", соответствующий  повышенным  функциональным возможностям организма.

Методы стандартного непрерывного  упражнения  рассчитаны,  прежде всего, на  воспитание выносливости. Один из наиболее распространенных методов  этого типа - метод длительного  равномерного упражнения. Он применяется  чаще всего для воспитания общей  выносливости на основе движений, имеющих  естественную циклическую структуру (ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.), и представляет собой продолжительное  передвижение в равномерном темпе. Аналогичным образом можно использовать и некоторые ациклические движения, которым придается искусственно-циклический  характер путем слитных повторений. Так используются, например, приседания, наклоны, отжимания в упоре лежа и другие элементарные движения в  общеподготовительной гимнастике, повторяя каждое многократно и слитно (метод  стандартно-поточного упражнения).

Методы стандартного интервального  упражнения характеризуются повторным  воспроизведением  действий через  относительно постоянные интервалы  отдыха.  Длительность интервалов устанавливается  в зависимости от основной направленности упражнения с таким расчетом, чтобы  гарантировать к очередному повторению нагрузки определенную степень  восстановления работоспособности или усиление эффекта предыдущей нагрузки.

При воспитании силовых, скоростных и координационных способностей методами повторного  интервального  упражнения нагрузку чередуют обычно ординарными и экстремальными интервалами. При воспитании же выносливости предпочтение нередко отдают жестким интервалам.

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную  мышечную деятельность без изменения  интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег  на лыжах, гребля и другие виды циклических  упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное  выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального  упражнения — это, как правило, повторное  упражнение, когда многократно повторяется  одна и та же нагрузка. При этом между  повторениями могут быть различные  интервалы отдыха.

Вопрос 2. Страховка  и помощь при обучении двигательным действиям

Страховка в спорте - это  система мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья и безопасность спортсменов во время учебно-тренировочных  занятий и соревнований. Отсутствие страховки или неправильная страховка, а также неумение ее применять  не только во много раз увеличивает  сроки освоения нового двигательного  навыка, но и является серьезным  фактором риска в возникновении  травм.

В ряде спортивных дисциплин, связанных с высокой степенью двигательной координации и точностью  движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.), освоение новых элементов  невозможно без правильной и своевременной  страховки, так как даже незначительные погрешности в их исполнении могут  привести к тяжелой травме. Правильная, надежная страховка снимает у  спортсмена чувство страха, уменьшает  непроизвольное напряжение мышц, не участвующих  в движении, позволяет точно и  уверенно освоить новый элемент  в кратчайший срок.

В тренировках по этим видам  спорта широко применяются различные  технические страховочные средства: пояса для страховки (лонжи), батут, трамплины, поролоновые ямы, тренажеры  с поясом для изучения оборотов на перекладине и др. В гимнастике, например, на начальных этапах разучивания  рискованных элементов руки обучающихся  закрепляются на снаряде с помощью  специальных петель.

При выполнении страховки  необходимо хорошо знать индивидуальные особенности спортсмена, его физическое и психическое состояние. Страхующий должен досконально знать технику  выполняемого упражнения, правильно  выбрать место и вовремя оказать  необходимую помощь

Страховка- универсальный  способ преодоления чувства страха. В некоторых видах спорта важнейшим  условием преодоления чувства страха, боязни является также изучение и  закрепление спортсменами приемов  самостраховки. Основное правило самостраховки  звучит так:освоил новое упражнение, можешь приступать к его самостоятельному выполнению! Осуществляя самостраховку, спортсмен прежде всего должен научиться  управлять своим телом, движениями. При этом важно в кратчайшие сроки  принять правильное решение и  выйти из рискованного положения. Самым  ответственным во многих видах спорта является момент приземления. Чтобы  уменьшить последствия падения, спортсмен должен приземляться на согнутые ноги или руки, сгруппироваться и, если "тянет" вперед или назад, совершить кувырок по направлению  движения (рис, 6).

В различных видах борьбы, горных лыжах, спортивных играх обучение приемам самостраховки должно проходить  одновременно с обучением основам  техники. Чтобы избежать травм, представители  этих видов спорта должны научиться  правильно падать. В момент падения  нужно напрячь мышцы и сгруппироваться  так, чтобы подбородок и колени были по возможности прижаты к груди. Удар смягчается перекатыванием. В  последний момент спортсмен должен выставить упруго согнутую руку (правую или левую), повернув ее к полу. Существуют и определенные правила падения  на спину, бок и живот.

Бокс - это "благородное  искусство самозащиты" - вообще немыслим без страховки, так как каждый удар, дошедший до цели, предполагает получение  травмы.

Умело выполненная страховка  после броска, удара, падения и  т. п. уменьшает риск получения травмы или же значительно снижает ее тяжесть.

Существенное значение в  профилактике травм имеет взаимостраховка. В гимнастике, например, это понятие  воспринимается буквально: один спортсмен  страхует другого, выполняющего сложный  элемент. А боксеры считают неэтичным, если удар нанесен после того, как  соперник споткнулся или поскользнулся.

Взаимостраховка необходима не только как форма профилактики травматизма, но важна и в воспитательном плане, так как развивает чувство  товарищества, солидарности, взаимовыручки  и ответственности.

 Основы обучения движениям

Обучение движениям представляет собой системное освоение человеком  рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем  необходимого в жизни объема двигательных умений, навыков и связанных с  ними знаний. Образовательная сторона  физического  воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования  человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике.

Двигательное умение - это  степень владения техникой действия при повышенной концентрации внимания на составные части при встречающейся  нестабильности движения (действия).

Двигательный навык - это  степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются надежностью                                                                

В процессе многократного  повторения разучиваемого двигательного  действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят  в навык. Прочный двигательный навык  сохраняется в течение многих лет.

Процесс обучения двигательному  действию включает три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники  двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной  форме. Задачи:

·     создать общее  представление:

·     научить элементарной технике этого действия:

·     сформировать общий ритм:

·     предупредить грубые искажения техники.

 Второй этап - углубленное  детализированное разучивание, формирование  двигательного умения. Задачи:

·     понять закономерности движений:

·     уточнить технику  действия в соответствии с индивидуальными  особенностями обучаемого:

·     усовершенствовать  ритм движений:

·     создать предпосылки  для вариативного выполнения этого  действия.

Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в  разнообразных условиях его применения. Задачи:

·     закрепить  навык и совершенствовать технику  движения для достижения высокого результата:

·     избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат  в двигательном действии:

·     совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать  его вариативность:

·     ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или военной  практики).

Вопрос 3.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого  ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и  школьников.

1. Тест на определение  скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять  двигательные действия в минимальный  срок. Быстрота определяется скоростью  реакции на сигнал и частотой многократно  повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют  не менее двух человек. По команде  “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!”  наклоняются вперёд и по команде  “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение  координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного  контроля за двигательным образцом и  своим движением.

Цель: Определить способность  быстро и точно перестраивать  свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном  беге 3*10 м.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории и методике физического воспитания"