Контрольная работа по ,, История физической культуры и спорта”

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:39, контрольная работа

Описание работы

Возникновение спортивно-гимнастического движения во Франции.
Социальное значение спорта в современном мире.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по истории физич культ.docx

— 46.06 Кб (Скачать)

Министерство  спорта и туризма  Республики Беларусь

УО ,,Белорусский  государственный  университет физической культуры” 
 
 
 

Кафедра философии и истории 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине: ,, История физической культуры и спорта”

                                    на тему: № 14(0) 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнила:

                                              Студентка 1-го курса, з/о

                                      факультета ОФК и Т

                           группы № 017

                                                        Лабетик Олеся Александровна 
 
 
 
 
 

                                                  Минск 2008

  1. Возникновение спортивно-гимнастического движения во Франции.

           ХVIII столетие в истории называется «веком Просвящения»- временем идеологической подготовки к разрушению устоев «старого порядка» и обоснования необходимости перехода к гражданскому обществу.    Бурный прогресс естественных наук породил новые взгляды и на построение человеческого общества, оптимальную организацию государства.

          Просвящение было интернациональным явлением. Зародившись в Англии еще в ХVII веке, идеи Просвящения быстро распространились по всей Европе, достигнув своего расцвета  во Франции в ХVIII веке, став там наряду с материалистической философией идейной предпосылкой Великой французской революции 1789-1793 годов. Оно было мировоззрением передовых людей, неудовлетворенных существованием феодального строя, абсолютизма и связанной с ним церкви. Франция дала мировой цивилизации целую плеяду блестящих мыслителей: Вольтер, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др.

          Идеалом человека был провозглашен человек первозданной красоты, которой его наделила природа. Этот идеал навеян античным искусством, а также медициной, освобожденной от церковных догматов. Французские врачи  Андри, Вердье и другие утверждали, что движение укрепляет мышцы, придает им гибкость, способствует кровообращению и обмену веществ. В своих убеждениях они также обращались к античной лечебной гимнастике, подтверждением чему служит то что слово «гимнастика» пришло во французский язык из греческого и стало общим термином для обозначения физических упражнений.

          Во французской  «Энциклопедии,  или Толковом словаре наук, искусств  и ремесел» говориться о том,  что гигиена укрепляет здоровье, косметика - красоту, а физические упражнения - силу.

         Однако в кругах французской  аристократии из двигательных  действий приветствовались лишь  те, которые необходимы были для  придворного этикета - танцы, фехтование  и верховая езда.

         Танцы становятся главным элементом всевозможных балов и придворных торжеств. Из танцев выделяют новые формы представлений – балет и пантомима.

         Развитию фехтования во Франции послужила дуэльная мания, распространившаяся в армии, среди студенчества и молодых дворян. С целью предотвращения физического ранения соперника стали применяться защитные маски, вводились ограничения в правилах поединков, дабы избежать травм и ранений. Это привело к тому, что фехтование из боевых поединков превратилось в форму элегантной игры.

         Искусство танца сыграло свою  положительную роль и на совершенствовании  верховой езды. Наряду с обучением  наездников, применялась и специальная  тренировка лошадей. Их обучали  двигаться под музыку в различных  сложных направлениях, а также  выполнять специальные танцевальные  шаги. Обучение наездников включало  в себя вольтижировку – специальные  упражнения по владению собственным  телом: умение легко вскочить  в седло и соскочить с лошади, применение различных способов езды верхом. При обучении элементам вольтижировки уже применялись специальные снаряды в виде деревянного коня, свободно подвешенного в помещении или поставленного на землю, напоминающего собой настоящего коня с седлом. Постепенно этот макет превратился в известный сейчас в спортивной гимнастике снаряд «конь с ручками». [1]

          Ведущие французские педагоги – просветители видели пагубность увлечений аристократов для физической культуры всего общества. Они видели физическую деградацию молодежи городов и сёл и поэтому в своих трудах пытались найти ответы на эти проблемы.

          Ведущая роль в этом принадлежала  Жан-Жаку Руссо (1712-1778)- просветителю, философу, писателю, композитору. Родился Руссо в Женеве, в семье часовщика, не имел возможности получить систематическое школьное образование и поэтому занимался самообразованием. В своей жизни Руссо пришлось испробовать много профессий: ученика нотариуса, гравера, служил лакеем, секретарем, домашним воспитателем, давал уроки музыки, занимался переписыванием нот и т.д.

          Свои педагогические идеи Руссо  раскрыл в сочинении «Эмиль, или  О воспитании» (1762), в котором  подверг критике существующую  практику воспитания детей господствующих  сословий и изложил в духе  естественного права план воспитания  нового человека. Считая, что в  естественном состоянии всё является  идеальным, Руссо призывал и  воспитание детей делать естественным, природосообразным, соответствующим  возрасту ребёнка и осуществлять  в естественных условиях природы. Главным естественным правом человека Руссо считает право на свободу, и поэтому он выдвинул идею свободного воспитания. Согласно этой идее воспитание должно следовать за природой, помогая ей и устраняя вредные влияния. Руссо был противником авторитаризма в воспитании, протестовал против слепого повиновения ребенка приказам взрослых. По мнению Руссо, детей должны ограничивать не правила и запреты, установленные воспитателями, а непреложные законы природы.

          В книге Руссо делает попытку  выделить основные периоды в  развитии человека от его рождения  до совершеннолетия и соответственно  этому намечает задачи воспитания для каждого периода.

          В первом периоде - от рождения до появления речи – воспитание, по мнению Руссо, должно заключаться прежде всего в заботе о нормальном физическом развитии ребенка.

          Главной задачей воспитания второго  периода - от появления речи до двенадцати лет- Руссо считал создание условий для выработки возможно большего круга представлений, восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира.

          Третий период охватывает возраст  от 12 до 15 лет. В это время дети  полны сил и энергии, подготовлены  к усвоению знаний, из области  природоведения и математики.

          Наконец, в четвертый период, с  15 лет до совершеннолетия, осуществляется формирование нравственности молодого человека. В это время он должен познакомиться с жизнью человеческого общества.

          Физическое воспитание Руссо  считал основой формирования  «естественно- свободного» человека. Оно должно выло обеспечить  успех умственного, трудового  и нравственного воспитания. В  физическом воспитании Руссо  рекомендовал применять соревновательный  метод. Предлагал проводить национальные  праздники, включая в программу  массовые спортивные состязания  и игры. По замыслу Руссо, праздники должны были быть одним из важных средств развлечения и национального единения «свободных» мелких ремесленников, укрепления «государства разума», основанного на «общественном договоре». Мысли Руссо о физическом воспитании были использованы впоследствии Ф. Аморосом при создании французской естественно-прикладной гимнастики. [3]

          В конце ХVIII в. Разрозненные попытки отдельных педагогов и просветителей ввести в учебных заведениях физическое воспитание для молодёжи становятся государственной и общественной необходимостью. Это было вызвано в первую очередь перестройкой военной техники и тактики. Создавались многочисленные национальные армии на основе  военной повинности. Однако экономические интересы промышленности, сельского хозяйства не позволяли на длительный период отлучать молодых мужчин от производства. Поэтому сроки службы были сокращены и наполнены интенсивными воинскими занятиями. Вместе с этим военные круги стали обращать внимание на учебные заведения, общественные объединения, которые могли бы взять на себя роль и функции предварительной подготовки молодёжи к воинской службе. Именно там по замыслам военных стратегов, необходимо было заниматься физической подготовкой и основами строевой подготовки. Эти задачи должны были решать занятия гимнастикой и другими физическими упражнениями организованного характера.

          Также развитию национально-гимнастического  движения способствовало устремление  отдельных наций к единству  и созданию независимых государств. Национальная буржуазия преследовала  цели через создание гимнастических  кружков и объединений формировать  собственное гражданское мировоззрение,  основанное на национальной независимости  и единения разрозненных земель  и княжеств. Это относилось к  итальянцам, немцам, чехам, словенцам,  полякам, болгарам, хорватам и  другим народам.

          Наиболее передовые педагоги, врачи, государственные деятели видели в занятиях гимнастикой средство для улучшения физического развития молодежи, закалки их организма. Однако в массовом виде это возможно было лишь в хорошо организованном порядке, прежде всего в учебных заведениях. Следует сказать, что в этот период термин «гимнастика» включал в себя не только собственно гимнастические упражнения на снарядах, катание на лыжах, коньках, а также различные приемы нападения и защиты, т.е. самообороны.

          Национально-гимнастические системы  возникли прежде всего в странах  континентальной  Европы и  Скандинавских странах, где вышеуказанные  предпосылки носили наиболее  выраженный характер. Широкое распространение гимнастики в общегосударственном масштабе произошло в Дании. [2]

          В начале ХIХ века возникла  французская гимнастика, причиной появления которой было стремление правящих кругов Франции возродить мощь своей армии.Революционно освободительные войны способствовали массовому ее увлечению военным делом и возникновению юношеских команд (1791). Эти команды были зародышами самодеятельного спортивно – гимнастического движения во Франции. В них проводились физическая и строевая подготовка, военизированные игры на местности и туристские походы. Создателем французской гимнастики считается Франциско Аморос (1770-1848), испанец по происхождению и офицер испанской армии. Аморос был организатором физического воспитания в Испании. Занимая ряд видных правительственных должностей в Испании, Аморос руководил физическим воспитанием наследника испанского престола. Он также организовал в Мадриде военно-гимнастическую школу и опубликовал ряд статей по гимнастике. После поражения Наполеона Аморос переселился во Францию (1814) и первоначально преподавал гимнастику в Париже, а затем в 1819 г. Организовал Нормальную  гимнастическую гражданскую и военную школу и был назначен инспектором физической подготовки всех военно-учебных заведений. Школа должна была готовить руководителей физической подготовки армии, пожарных команд и частных гражданских учебных заведений. Каждый педагог физического воспитания должен был  знать анатомию, психологию, педагогику, музыку, пение и уметь пользоваться гимнастическими снарядами. Аморос обобщил десятилетний опыт работы педагогического коллектива школы и в 1830 году выпустил «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию». Высший совет образования Франции рассмотрел книгу Амороса и рекомендовал её для библиотек всех школ страны. Современники и последователи «Руководства…» назвали изложенный в нем метод физической подготовки «естественно-прикладной гимнастикой».

          С учетом частных задач и  средств физического воспитания  естественно-прикладная гимнастика  делилась на гражданскую, военную,  лечебную и сценическую (артистическую). Все наиболее ценные физические  упражнения были разбиты на 15 групп. Из каждой группы педагог  выбирал те упражнения, которые  наиболее соответствовали особенности  того или иного коллектива  занимающихся. Для изучения  индивидуальных  особенностей занимающихся был  введен физиологический листок. Спортивные же достижения занимающихся  отмечались в специальном журнале.  Повышению заинтересованности  способствовал  соревновательный метод освоения  физических упражнений. Широко применялось  коллективное пение  патриотических песен. Считалось, что пение способствует развитию органов дыхания, а также обеспечивает однообразный ритм выполнения массовых упражнений.

          В «Руководстве…» говорилось, что  «гимнастика является наукой  познания движений человека, отношения  их к чувствам, уму и нравственности. Цель занятий гимнастикой - улучшение здоровья, продление жизни, улучшение человеческой породы, увеличение силы и богатства отдельных людей и всего общества».

          После участия гимнастов Амороса  в Июльской революции 1830 года правительство Франции закрыло нормальную школу и освободило Амороса от обязанностей инспектора военно - учебных заведений. После этого Аморос на свои средства организовал в Париже открытый для всех зал гимнастики, но разорился, подорвал здоровье и прекратил работу.

          Система физического воспитания  Амороса носила, в большей степени,  военно-прикладной характер. Она  имела большое практическое значение  для подготовки солдат и офицеров. Лучшими гимнастическими упражнениями  являются, считал Аморос, те, которые  развивают навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. К ним относились ходьба и бег по местности с препятствиями и без препятствий, различные прыжки ( в том числе с помощью ружья или палки, с оружием и без него), упражнения на «равновесие», лазания и перелезания, переноска груза или раненого, плавание или ныряние, фехтование и вольтижировка.

     В последующие годы физическое воспитание во Франции стало развиваться  по двум направлениям, а именно: по линии  общественности и по линии правительства.

     По  линии общественности его продолжал  Ипполит Триа (1813-1871 г.), создавший в Париже  новое учебное заведение по гимнастике (1842). Триа разработал проект «Храма возрождения человечества» (1847), согласно этому проекту, на острове Бильянкур следовало создать своеобразный физкультурный комбинат, открытый для всех парижан. Ядром его должна была стать Нормальная школа гимнастики, воспитанники которой не только бы учились, но и руководили занятиями парижан, приходящих на этот остров. При Храме предусматривался постоянный гимнастический семинар для педагогов школ, представителей пожарных команд и войсковых частей. Правительство нашло проект Триа вредным для государства  и отклонило его. Тогда Триа и его ученики стали открывать в Париже и других городах Франции общественные гимнастические заведения и преподавать гимнастику в частных гимназиях.

Информация о работе Контрольная работа по ,, История физической культуры и спорта”