Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:10, реферат
Современная молодежь находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, политической, социальной и экономической нестабильностью, неопределенностью, что требует больших затрат физических и психических сил человека, для поддержания своей жизнеспособности, то есть способности не деградировать в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальном планах.
1. Введение
2. Понятие валеологии и принципы валеологического образования.
3. Концепция валеологического образования в физкультурных вузах.
Учеными был проведен анализ учебного плана и образовательных дисциплин, преподаваемых в физкультурном вузе, позволивший сделать вывод, что специфика теоретической, методической и практической подготовки студентов позволяет в значительной степени решать задачи валеологического образования, которое представляется нам в виде целостной системы.
Данная система предполагает наличие основных компонентов (учебных дисциплин и блоков подготовки) и их взаимосвязь в процессе формирования валеологической культуры студентов. Проведенный анализ показал, что, несмотря на достаточно широкую теоретическую подготовку в процессе изучения учебных дисциплин и прохождения педагогической практики студенты оценивают изучение валеологии как главный фактор формирования их грамотности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
На
втором месте по значимости отмечено
самостоятельное получение
Средства массовой информации, дополнительные курсы по проблемам здоровья человека входят в арсенал получения знаний современного студента. И лишь после этого студентами определяется значение информации о здоровье, полученной на других предметах. Ученые объясняют это тем, что если большинство вузовских преподавателей адаптирует знания из своей научной области к специфике будущей профессиональной деятельности студентов, то педагогу-валеологу выпадает роль координации философских, педагогических, психологических и медицинских знаний к пониманию целостной сущности человека и практической их реализации.
Кроме
того, традиционный подход, используемый
в образовании, актуализирующий
лишь когнитивную и гностическую
стороны деятельности студентов, почти
не затрагивает личностно
В связи с этим возникает проблема разработки технологии валеологического образования, и в частности определения оптимальных путей преподавания валеологии.
Неэффективность широкого использования лекционной формы для валеологии уже достаточно очевидна в связи с необходимостью решения задач не только формирования знаний, но и обеспечения самопознания, помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.
Культуру нельзя передать иначе, как через человека. Процесс обладания ею должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения мнений, взглядов, поиска истины, проектирования различных возможных решений. При этом основным условием выступает вовлеченность студента в критический анализ личностно значимого содержания знаний. Осуществление межпредметных связей позволяет студентам увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем.
К сожалению, подавляющее большинство учебных программ по валеологии существует в рамках только информационно-познавательного подхода.
Разработанная
концепция валеологического образования
студентов физкультурного вуза базируется
на представлении о необходимости
формирования комплексных и
В практике работы концепция реализуется в конкретные средства и методы, представляющие собой психолого-педагогическую систему.
Если формирование системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни не вызывает особых трудностей у педагога, то формирование ценностно-мотивационной системы более сложно. Для того чтобы знания вошли в систему взглядов, ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние, создаваемое на занятиях по валеологии использованием методов активного обучения, побуждает студентов обращаться к личному опыту, к известным фактам, сопоставлять их и анализировать.
Тестирование жизненных и нравственных ценностей, рефлексия поведения, специально организованные наблюдения, дискуссии, диспуты, конференции, социопроектные игры (метод проблемных ситуаций), коммуникативные тренинги - основная часть этой системы. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу.
Коллективные
формы занятий позволяют
В традиционной же схеме обучения мышление часто оказывается лишним. Там важны лишь внимание, восприятие и память. В нестандартной ситуации приобретенные знания часто не востребуются и приходится добывать новые, а здесь без мышления не обойтись.
Одним из аспектов методики преподавания валеологии должна стать направленность педагогических воздействий на формирование у будущих учителей и тренеров позитивного самопринятия.
Говоря об условиях формирования позитивного самопринятия, можно отметить, что этот вопрос в психологической литературе решается лишь в специально организованной ситуации - социально-психологическом тренинге (Л.А. Петровская, 1985; Т.С. Яценко, 1993, и др.).
Использование коммуникативных тренингов на занятиях по валеологии помогает создавать благоприятный психологический климат и доверительные отношения, выявлять личные проблемы и определять пути их решения, узнавать новое о себе и окружающих, а в дальнейшем более эффективно строить отношения с людьми, самосовершенствоваться.
Студенты высоко оценивают эффективность психологических тренингов в формировании их валеологической грамотности.
Кроме того, задачи валеологического образования решаются и в процессе получения информации, приобретения навыков оздоровления на различных практических занятиях (по спортивно-педагогическим дисциплинам, психологии, физиологии и т.д.).
Еще один аспект методики преподавания валеологии связан с воздействием на ценностные ориентации студентов и использованием рефлексии.
Большую
социальную значимость имеет вопрос
внедрения гуманистических
Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования.
Студенты, внутренне сопоставляя свои поступки с будущей деятельностью, прогнозируют ее и трансформируют во внутреннее состояние. И отобранный объект переходит в потребность.
Интериоризация
личностью ценностей
Рефлексия на занятиях по валеологии организовывается по следующим позициям:
1.
Анализ личного опыта по
2.
Анализ своего настроения, чувств,
ощущений, вызванных содержанием
и методами организации
3.
Анализ собственных действий
и мыслей в специально
4.
Определение ценностных
Результаты наблюдений за процессом тестирования позволили сделать вывод о необходимости включения данного вида работы в совокупность средств преподавания валеологии. По сути дела, в ходе тестирования студенты анализируют свою деятельность и, с помощью рефлексии изолируя отдельные мысли, тем самым как бы делают их объективными для себя. Знание рефлексии прежде всего и состоит в том, что она служит средством самопознавательной деятельности. Таким образом, системная организация валеологического образования студентов физкультурного вуза в предложенной концепции позволяет позитивно воздействовать на ценностные ориентации студентов, формировать целостное представление о здоровье, отдавая приоритет здоровому образу жизни и физической культуре, как его ведущему компоненту.
Внедрение
концепции валеологического образования
способствует более активному включению
студентов в процесс
Использованная литература
1. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования / Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / СибГАФК. Омск, 1997. - 172 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования .-М.: Издательская корпорация "Логос", 1995. - 382 с.
3. Латышевская Н.И., Герусова Г.П., Мирочник М.В. Вопросы преподавания валеологии в медицинской академии // Валеология: проблемы и перспективы развития / Тез. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н.И. Шлык. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998, с. 100-101.
4. Павлова И.В. Формирование валеологических знаний у студентов физкультурного вуза //Здоровье и образование (Матер. Межд. конгресса валеологов) и третьей Всерос. науч.-практ. конф. "Педагогические проблемы валеологии" / Под ред. В.В. Колбанова. - СПб., 1999, с. 140-142.
5. Шнайдер В.Х., Трещева О.Л., Павлова И.В. и др. Содержание профессиональной подготовки студентов СибГАФК по специальности 040700 - "Валеология" // Физкультурное образование Сибири, 1998, № 2, с. 38-46.
Информация о работе Концепция валеологического образования студентов