Концепция валеологического образования студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

Современная молодежь находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, политической, социальной и экономической нестабильностью, неопределенностью, что требует больших затрат физических и психических сил человека, для поддержания своей жизнеспособности, то есть способности не деградировать в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальном планах.

Содержание

1. Введение
2. Понятие валеологии и принципы валеологического образования.
3. Концепция валеологического образования в физкультурных вузах.

Работа содержит 1 файл

валеологическон образование реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

    Учеными был проведен анализ учебного плана и образовательных дисциплин, преподаваемых в физкультурном вузе, позволивший сделать вывод, что специфика теоретической, методической и практической подготовки студентов позволяет в значительной степени решать задачи валеологического образования, которое представляется нам в виде целостной системы.

    Данная  система предполагает наличие основных компонентов (учебных дисциплин  и блоков подготовки) и их взаимосвязь  в процессе формирования валеологической  культуры студентов. Проведенный анализ показал, что, несмотря на достаточно широкую теоретическую подготовку в процессе изучения учебных дисциплин и прохождения педагогической практики студенты оценивают изучение валеологии как главный фактор формирования их грамотности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

    На  втором месте по значимости отмечено самостоятельное получение валеологической  информации, что понятно ввиду  интереса к проблеме здоровья любого человека, вне зависимости от его  профессии.

    Средства  массовой информации, дополнительные курсы по проблемам здоровья человека входят в арсенал получения знаний современного студента. И лишь после этого студентами определяется значение информации о здоровье, полученной на других предметах. Ученые объясняют это тем, что если большинство вузовских преподавателей адаптирует знания из своей научной области к специфике будущей профессиональной деятельности студентов, то педагогу-валеологу выпадает роль координации философских, педагогических, психологических и медицинских знаний к пониманию целостной сущности человека и практической их реализации.

    Кроме того, традиционный подход, используемый в образовании, актуализирующий  лишь когнитивную и гностическую стороны деятельности студентов, почти  не затрагивает личностно значимой, ценностной сферы их сознания.

    В связи с этим возникает проблема разработки технологии валеологического образования, и в частности определения  оптимальных путей преподавания валеологии.

    Неэффективность широкого использования лекционной формы для валеологии уже достаточно очевидна в связи с необходимостью решения задач не только формирования знаний, но и обеспечения самопознания, помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.

    Культуру  нельзя передать иначе, как через  человека. Процесс обладания ею должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения мнений, взглядов, поиска истины, проектирования различных возможных решений. При этом основным условием выступает вовлеченность студента в критический анализ личностно значимого содержания знаний. Осуществление межпредметных связей позволяет студентам увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем.

    К сожалению, подавляющее большинство  учебных программ по валеологии существует в рамках только информационно-познавательного подхода.

    Разработанная концепция валеологического образования  студентов физкультурного вуза базируется на представлении о необходимости  формирования комплексных и систематизированных  знаний о сохранении и укреплении здоровья, их актуализации в курсе валеологии и, что самое главное, в обеспечении личностного и аксиологического компонентов содержания валеологического образования.

    В практике работы концепция реализуется  в конкретные средства и методы, представляющие собой психолого-педагогическую систему.

    Если  формирование системы представлений  о здоровье и здоровом образе жизни  не вызывает особых трудностей у педагога, то формирование ценностно-мотивационной  системы более сложно. Для того чтобы знания вошли в систему взглядов, ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние, создаваемое на занятиях по валеологии использованием методов активного обучения, побуждает студентов обращаться к личному опыту, к известным фактам, сопоставлять их и анализировать.

    Тестирование  жизненных и нравственных ценностей, рефлексия поведения, специально организованные наблюдения, дискуссии, диспуты, конференции, социопроектные игры (метод проблемных ситуаций), коммуникативные тренинги - основная часть этой системы. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу.

    Коллективные  формы занятий позволяют использовать активные методы обучения, помогающие раскрепостить мышление студента, научить  самостоятельно анализировать проблему и выбирать пути ее решения. Это способствует развитию творческого подхода к передаче знаний студентам.

    В традиционной же схеме обучения мышление часто оказывается лишним. Там  важны лишь внимание, восприятие и  память. В нестандартной ситуации приобретенные знания часто не востребуются и приходится добывать новые, а здесь без мышления не обойтись.

    Одним из аспектов методики преподавания валеологии должна стать направленность педагогических воздействий на формирование у будущих учителей и тренеров позитивного самопринятия.

    Говоря  об условиях формирования позитивного  самопринятия, можно отметить, что  этот вопрос в психологической литературе решается лишь в специально организованной ситуации - социально-психологическом  тренинге (Л.А. Петровская, 1985; Т.С. Яценко, 1993, и др.).

    Использование коммуникативных тренингов на занятиях по валеологии помогает создавать благоприятный  психологический климат и доверительные  отношения, выявлять личные проблемы и  определять пути их решения, узнавать новое о себе и окружающих, а в дальнейшем более эффективно строить отношения с людьми, самосовершенствоваться.

    Студенты  высоко оценивают эффективность  психологических тренингов в  формировании их валеологической грамотности.

    Кроме того, задачи валеологического образования решаются и в процессе получения информации, приобретения навыков оздоровления на различных практических занятиях (по спортивно-педагогическим дисциплинам, психологии, физиологии и т.д.).

    Еще один аспект методики преподавания валеологии связан с воздействием на ценностные ориентации студентов и использованием рефлексии.

    Большую социальную значимость имеет вопрос внедрения гуманистических ценностей  в образовательный процесс.

    Ценность  приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования.

    Студенты, внутренне сопоставляя свои поступки с будущей деятельностью, прогнозируют ее и трансформируют во внутреннее состояние. И отобранный объект переходит в потребность.

    Интериоризация  личностью ценностей осуществляется в процессе рефлексии, что помогает студентам спроектировать новую  деятельность.

    Рефлексия на занятиях по валеологии организовывается по следующим позициям:

    1. Анализ личного опыта по изучаемым темам.

    2. Анализ своего настроения, чувств, ощущений, вызванных содержанием  и методами организации занятия.

    3. Анализ собственных действий  и мыслей в специально организованных  ситуациях.

    4. Определение ценностных ориентаций  по тесту М.Рокича.

    Результаты наблюдений за процессом тестирования позволили сделать вывод о необходимости включения данного вида работы в совокупность средств преподавания валеологии. По сути дела, в ходе тестирования студенты анализируют свою деятельность и, с помощью рефлексии изолируя отдельные мысли, тем самым как бы делают их объективными для себя. Знание рефлексии прежде всего и состоит в том, что она служит средством самопознавательной деятельности. Таким образом, системная организация валеологического образования студентов физкультурного вуза в предложенной концепции позволяет позитивно воздействовать на ценностные ориентации студентов, формировать целостное представление о здоровье, отдавая приоритет здоровому образу жизни и физической культуре, как его ведущему компоненту.

    Внедрение концепции валеологического образования  способствует более активному включению  студентов в процесс самосовершенствования, что является необходимым условием достижения ими высокого уровня здоровья и профессиональной подготовки.

 
 
 
 
 
 
 
 

    Использованная литература

    1. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования / Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / СибГАФК. Омск, 1997. - 172 с.

    2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования .-М.: Издательская корпорация "Логос", 1995. - 382 с.

    3. Латышевская Н.И., Герусова Г.П., Мирочник М.В. Вопросы преподавания валеологии в медицинской академии // Валеология: проблемы и перспективы развития / Тез. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н.И. Шлык. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998, с. 100-101.

    4. Павлова И.В. Формирование валеологических знаний у студентов физкультурного вуза //Здоровье и образование (Матер. Межд. конгресса валеологов) и третьей Всерос. науч.-практ. конф. "Педагогические проблемы валеологии" / Под ред. В.В. Колбанова. - СПб., 1999, с. 140-142.

    5. Шнайдер В.Х., Трещева О.Л., Павлова И.В. и др. Содержание профессиональной подготовки студентов СибГАФК по специальности 040700 - "Валеология" // Физкультурное образование Сибири, 1998, № 2, с. 38-46.

Информация о работе Концепция валеологического образования студентов