Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:10, реферат
Современная молодежь находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, политической, социальной и экономической нестабильностью, неопределенностью, что требует больших затрат физических и психических сил человека, для поддержания своей жизнеспособности, то есть способности не деградировать в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальном планах.
1. Введение
2. Понятие валеологии и принципы валеологического образования.
3. Концепция валеологического образования в физкультурных вузах.
Экономический
факультет
Кафедра
физической культуры
Концепция валеологического образования студентов
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Современная
молодежь находится в необычайно
жестких условиях природной и
социальной среды, которая характеризуется
крайней идеологической, политической,
социальной и экономической
Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды, на формирование здорового образа жизни и самого себя в соответствии с запросами общества на данном историческом этапе.
Формирование
здорового образа жизни студентов
в условиях вуза невозможно без
создания теоретических основ
Следует особо отметить, что речь идет не только о телесном здоровье, но, прежде всего, о становлении личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху, возможность передать и привить навыки и традиции здорового образа жизни окружающим людям.
Знания
по валеологии в процессе профессионального
обучения должны стать частью системы
профессиональных знаний студента и
реализовываться в его
Центральной фундаментальной проблемой валеологии является отношение к понятию индивидуального здоровья (А.Г. Щедрина,!989). Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблему человека, в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, по формированию культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности и в процессе его профессионального обучения. Анализ научной литературы и опыта деятельности вузов позволил выделить противоречие между необходимостью подготовки специалиста, способного к формированию здорового образа жизни и осознанию необходимости этого для других людей, и недостаточностью валеологических знаний, которые студенты получают в процессе профессионального образования, несформированностью валеологическои культуры будущего специалиста.
В связи с этим проблема исследования состоит в том, чтобы определить, что должна включать в себя профессиональная подготовка студентов в вузе, для обеспечения необходимого уровня валеологических знаний и валеологическои культуры будущих специалистов?
Валеология (от
одного из значений лат. valeo — «быть
здоровым») — общая теория здоровья, претендующая
на интегральный подход к физическому,
нравственному и духовному здоровью человека
со стороны естественных, общественных и гуманитарных
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с решением проблемы целостной теории человека. В настоящее время валеология не имеет единой теоретической базы. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине её претензии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На
2011 год теоретические и
Валеологический подход в учебном заведении реализуется путем развития факторов устойчивости здоровья студентов и педагогов и устранения факторов риска. Основные задачи валеологического подхода в профессиональном образовании - это обеспечение учащихся и студентов здоровыми, оптимальными для жизнедеятельности условиями обучения, в том числе производственного; мониторинг качества здоровья; профилактика профзаболеваний; а также внедрение системы непрерывного валеологического образования.
Валеологическое образование рассматривается на современном этапе как система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и здорового образа жизни.
Принципы, на которых строится система непрерывного валеологического обучения в условиях ВУЗа, как многоуровневого образовательного комплекса, опирается на идеи международного комитета по образованию ЮНЕСКО, коррелируют с принципами общей "Концепции непрерывного образования", принятой в России, и отражают специфику валеологического подхода.
1.
Принцип демократизма и
2.
Принцип гуманизации
3.
Принцип вертикальной
4.
Принцип горизонтальной
5.
Принцип связи валеологических
знаний с практическими
6. Принцип гибкости и вариативности: коррекция программ в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества.
7.
Принцип преемственности
8. Принцип учета региональных особенностей формирования и сохранения здоровья.
9.
Принцип единства общего, профессионального
и валеологического
10. Принцип комплексного подхода с позиции интеграции знаний и методов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Валеологическая культура как часть общей культуры включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа жизни.
Трансляция
культуры предполагает активность в
освоении знаний, присвоении и интериоризации
ее норм, а также соотнесение этих
норм с возможностями
Сегодняшние
условия жизни требуют от специалистов
в области физической культуры и
спорта все более интегрированных
психолого -педагогических и медико-биологических
знаний для успешной организации
оздоровительной и
В связи с этим возникает вопрос, насколько выпускники физкультурного вуза готовы к решению подобных проблем.
Исследователями были проанкетированы выпускники физкультурного ВУЗа до изучения ими предмета "валеология".
Они предполагали, что большую часть знаний о здоровье, методах его сохранения и укрепления студенты получили путем самообразования (это отметили 53,2%). Учителя физической культуры (23,7%), тренеры (42,9%) тоже сыграли существенную роль в формировании валеологических знаний у будущих педагогов. Печально, но факт, что о роли родителей в этом не упомянул ни один студент. Скорее всего, это обусловлено довольно низким уровнем валеологической грамотности взрослого населения.
Наиболее полезными дисциплинами в вузе относительно сообщения знаний о здоровье и здоровом образе жизни студенты назвали спортивную медицину (68%), физиологию (60,2%), специализацию (50,1%), гигиену (32,1%), анатомию (23,1%), психологию (15%).
Нами было изучено понимание студентами категории "здоровье". Если в 1997 г. практически каждый выпускник (46,7%) отождествлял здоровье с отсутствием болезни и нормальным функционированием всех систем и органов, то такое же понимание "здоровья" в 1998 г. отмечают уже 41% студентов и в 1999 г. - лишь 19,8%.
По-видимому, сказывается специфика физкультурного вуза, где во главу угла ставится физическая подготовка. Однако уже наметилась тенденция понимания студентами здоровья не только как физического, но и как духовного, психического и социального в целостности.
Одним из наиболее важных вопросов валеологии является определение приоритетных факторов в формировании здоровья человека. Оттого, насколько грамотно решен этот вопрос, зависит эффективность практического использования валеологических знаний.
В
варианте отвлеченного вопроса: "Какая
причина является решающей в нарушении
здоровья человека?" ученые получили
следующие результаты: 64,2% студентов
называют неправильный образ жизни;
13,9% - ухудшение экологической
Но как только был задан вопрос личного характера ("Благодаря чему я здоров (не здоров)"?), ситуация изменилась. Уже только 53,6% студентов причиной нездоровья (здоровья) считают образ жизни. Смещение приоритета происходит в сторону экологических условий (21,1%), медицины и окружающего мира (13,1%).
В плане данного исследования исследователи не могли обойти вниманием вопрос состояния здоровья студентов и их отношения к нему.
Лишь 31,2% выпускников постоянно ведут здоровый образ жизни, большая же часть (62,3%) делает это только время от времени и 6,5% - ведет нездоровый образ жизни. Эти цифры подтверждаются и ответами на вопрос об использовании в целях поддержания здоровья каких-либо оздоровительных систем. 25% студентов регулярно поддерживают свое здоровье, 51,3% - только тогда, когда заболевают, остальные, по-видимому, полагаются на медицину.
Интересно сравнение полученных данных с исследованием этого вопроса в медицинской академии: 70% студентов-медиков ведут нездоровый образ жизни и 35% из них считают, что только болезнь заставит их изменить образ жизни. Можно предположить, насколько низок потенциал формирования здоровья населения у студентов-медиков.
Информация о работе Концепция валеологического образования студентов