Концепция валеологического образования студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

Современная молодежь находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, политической, социальной и экономической нестабильностью, неопределенностью, что требует больших затрат физических и психических сил человека, для поддержания своей жизнеспособности, то есть способности не деградировать в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальном планах.

Содержание

1. Введение
2. Понятие валеологии и принципы валеологического образования.
3. Концепция валеологического образования в физкультурных вузах.

Работа содержит 1 файл

валеологическон образование реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать)
 
 

Экономический факультет  

Кафедра физической культуры  
 

Концепция валеологического образования  студентов  

 

 

  

 

 

    Содержание

    1. Введение
    2. Понятие валеологии и принципы валеологического образования.
    3. Концепция валеологического образования в физкультурных вузах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Современная молодежь находится в необычайно жестких условиях природной и  социальной среды, которая характеризуется  крайней идеологической, политической, социальной и экономической нестабильностью, неопределенностью, что требует больших затрат физических и психических сил человека, для поддержания своей жизнеспособности, то есть способности не деградировать в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальном планах.

    Жизнеспособность  предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды, на формирование здорового образа жизни и самого себя в соответствии с запросами общества на данном историческом этапе.

    Формирование  здорового образа жизни студентов  в условиях  вуза невозможно без  создания теоретических основ валеологической  культуры и практической системы  укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также осознания того, что валеологическая подготовка является необходимой частью профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Следует особо отметить, что речь идет не только о телесном здоровье, но, прежде всего, о становлении личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху, возможность передать и привить навыки и традиции здорового образа жизни окружающим людям.

    Знания  по валеологии в процессе профессионального  обучения должны стать частью системы  профессиональных знаний студента и  реализовываться в его деятельности, в виде изменения поступков, привычек, мыслей и желаний, а также образа жизни. Эти знания должны стать частью человека, изменяя его в сторону повышения уровня жизнеспособности в окружающем мире, а также совершенствуя компоненты личности: моральный, психический, соматический, социальный и физический.

    Центральной фундаментальной проблемой валеологии является отношение к понятию индивидуального здоровья (А.Г. Щедрина,!989). Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблему человека, в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, по формированию культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности и в процессе его профессионального обучения. Анализ научной литературы и опыта деятельности  вузов позволил выделить противоречие между необходимостью подготовки специалиста, способного к формированию здорового образа жизни и осознанию необходимости этого для других людей, и недостаточностью валеологических знаний, которые студенты получают в процессе профессионального образования, несформированностью валеологическои культуры будущего специалиста.

    В связи с этим проблема исследования состоит в том, чтобы определить, что должна включать в себя профессиональная подготовка студентов в вузе, для  обеспечения необходимого уровня валеологических знаний и валеологическои культуры будущих специалистов?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
  1. Понятие валеологии и принципы валеологического образования.
 

    Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны  естественных,  общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

    Вопрос  построения общей теории здоровья концептуально  и методологически связан с решением проблемы целостной теории человека. В настоящее время валеология не имеет единой теоретической базы. Специалисты в области  философии и  методологии науки полагают, что по этой причине её претензии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

    На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

    Валеологический подход в учебном заведении реализуется путем развития факторов устойчивости здоровья студентов и педагогов и устранения факторов риска. Основные задачи валеологического подхода в профессиональном образовании - это обеспечение учащихся и студентов здоровыми, оптимальными для жизнедеятельности условиями обучения, в том числе производственного; мониторинг качества здоровья; профилактика профзаболеваний; а также внедрение системы непрерывного валеологического образования.

    Валеологическое образование рассматривается на современном этапе как система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и здорового образа жизни.

    Принципы, на которых строится система непрерывного валеологического обучения в условиях ВУЗа, как многоуровневого образовательного комплекса, опирается на идеи международного комитета по образованию ЮНЕСКО, коррелируют с принципами общей "Концепции непрерывного образования", принятой в России, и отражают специфику валеологического подхода.

    1. Принцип демократизма и всеобщности: доступность человеку любого возраста, должности и социального статуса; на любом уровне образования в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями.

    2. Принцип гуманизации валеологического  образования: создание микроклимата  для диалогового общения субъектов, образовательного процесса, создание возможности для проявления и развития индивидуального здравотворчества.

    3. Принцип вертикальной интеграции  уровней, т.е. непрерывный рост  культуры здоровья.

    4. Принцип горизонтальной координации различных образовательных программ и педагогических технологий.

    5. Принцип связи валеологических  знаний с практическими особенностями  личности по реализации модели  здорового образа жизни, т.е.  переход от знаний к практической  деятельности.

    6. Принцип гибкости и вариативности: коррекция программ в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества.

    7. Принцип преемственности валеологических образовательных программ с перспективой на создание собственной программы здравотворчества.

    8. Принцип учета региональных особенностей формирования и сохранения здоровья.

    9. Принцип единства общего, профессионального  и валеологического образования  предполагает валеологизацию всех  существующих образовательных программ  и введение специальных валеологических, программ.

    10. Принцип комплексного подхода  с позиции интеграции знаний  и методов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
  1. Концепция валеологического образования  студентов физкультурных  вузов.
 

    Валеологическая культура как часть общей культуры включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа жизни.

    Трансляция  культуры предполагает активность в  освоении знаний, присвоении и интериоризации ее норм, а также соотнесение этих норм с возможностями образовательных  учреждений, через которые, в частности, и происходит приобщение к культуре.

    Сегодняшние условия жизни требуют от специалистов в области физической культуры и  спорта все более интегрированных  психолого -педагогических и медико-биологических  знаний для успешной организации  оздоровительной и просветительской работы среди населения, формирования культуры здоровья.

    В связи с этим возникает вопрос, насколько выпускники физкультурного вуза готовы к решению подобных проблем.

    Исследователями были проанкетированы выпускники физкультурного ВУЗа до изучения ими предмета "валеология".

    Они предполагали, что большую часть знаний о здоровье, методах его сохранения и укрепления студенты получили путем самообразования (это отметили 53,2%). Учителя физической культуры (23,7%), тренеры (42,9%) тоже сыграли существенную роль в формировании валеологических знаний у будущих педагогов. Печально, но факт, что о роли родителей в этом не упомянул ни один студент. Скорее всего, это обусловлено довольно низким уровнем валеологической грамотности взрослого населения.

    Наиболее  полезными дисциплинами в вузе относительно сообщения знаний о здоровье и здоровом образе жизни студенты назвали спортивную медицину (68%), физиологию (60,2%), специализацию (50,1%), гигиену (32,1%), анатомию (23,1%), психологию (15%).

    Нами  было изучено понимание студентами категории "здоровье". Если в 1997 г. практически каждый выпускник (46,7%) отождествлял здоровье с отсутствием болезни и нормальным функционированием всех систем и органов, то такое же понимание "здоровья" в 1998 г. отмечают уже 41% студентов и в 1999 г. - лишь 19,8%.

    По-видимому, сказывается специфика физкультурного вуза, где во главу угла ставится физическая подготовка. Однако уже наметилась тенденция понимания студентами здоровья не только как физического, но и как духовного, психического и социального в целостности.

    Одним из наиболее важных вопросов валеологии является определение приоритетных факторов в формировании здоровья человека. Оттого, насколько грамотно решен этот вопрос, зависит эффективность практического использования валеологических знаний.

    В варианте отвлеченного вопроса: "Какая  причина является решающей в нарушении  здоровья человека?" ученые получили следующие результаты: 64,2% студентов  называют неправильный образ жизни; 13,9% - ухудшение экологической обстановки; 12,2% - социально-экономические условия; 8,1% - неблагоприятную наследственность; 0,3% - недостатки медицины.

    Но  как только был задан вопрос личного  характера ("Благодаря чему я здоров (не здоров)"?), ситуация изменилась. Уже только 53,6% студентов причиной нездоровья (здоровья) считают образ жизни. Смещение приоритета происходит в сторону экологических условий (21,1%), медицины и окружающего мира (13,1%).

    В плане данного исследования исследователи  не могли обойти вниманием вопрос состояния здоровья студентов и  их отношения к нему.

    Лишь 31,2% выпускников постоянно ведут  здоровый образ жизни, большая же часть (62,3%) делает это только время  от времени и 6,5% - ведет нездоровый образ жизни. Эти цифры подтверждаются и ответами на вопрос об использовании  в целях поддержания здоровья каких-либо оздоровительных систем. 25% студентов регулярно поддерживают свое здоровье, 51,3% - только тогда, когда заболевают, остальные, по-видимому, полагаются на медицину.

    Интересно сравнение полученных данных с исследованием  этого вопроса в медицинской  академии: 70% студентов-медиков ведут нездоровый образ жизни и 35% из них считают, что только болезнь заставит их изменить образ жизни. Можно предположить, насколько низок потенциал формирования здоровья населения у студентов-медиков.

Информация о работе Концепция валеологического образования студентов