Йога как один из старейших видов оздоровления тела и духа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда растет заболеваемость, уменьшается продолжительность жизни населения России, люди живут в ритме большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое значение все мероприятия, ведущие к улучшению здоровья населения не только физического, но и здоровья духовного.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные понятия йоги……………………………………………………4
Основные разновидности йоги как одного из современных видов фитнеса……………………………………………………………………...7
Хатха йога……………………………………………………………7
Аштанга йога………………………………………………………...8
Силовая йога…………………………………………………………9
Сахаджа йога……………………………………………………….12
Типы упражнений йоги и механизмы их влияния на организм человека……………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы……………………………………....25

Работа содержит 1 файл

реферат по йоге.docx

— 47.82 Кб (Скачать)

      Мудры - обычно, в обывательском восприятии, под мудрами понимают специфические положения рук. Такой взгляд порожден в значительной мере буддийской традицией, активно использовавшей именно этот тип мудр. Однако, строго говоря, в классической йоге категория «мудра» намного шире: существуют положения тела, которые также относятся к мудрам, например, уже упомянутая йога-мудра, шактичелани-мудра и другие, хотя таких меньшинство. К мудрам относят также специальные положения глаз (например, самбхави-мудра, вайшнави-мудра), языка (набхо-мудра, кхечари-мудра) и даже ануса (ашвини-мудра). В большинстве случаев мудры применяют в медитативной практике и редко связывают с физическими упражнениями. Это и понятно, поскольку мудры оказывают очень тонкое влияние на организм человека, причем исключительно на его эмоциональную сферу (астральное тело).

      Механизм воздействия мудр также связан с психосоматическими соответствиями. Для того чтобы понять этот механизм, обратим внимание на ближайших родственников мудр - жесты. Самые обычные жесты, которые составляют значительную часть динамики общения. Жесты напрямую связаны с текущим эмоциональным состоянием человека и воспроизводят движения энергии в ауре. Мудры используют обратный принцип, «раскручивая» нужные движения энергии и тем самым формируя требуемое состояние.

     Обратите внимание на положение рук людей, сидящих в общественном транспорте. Иногда руки сплетены в сложные и экзотические мудры, но это не следствие повального увлечения эзотеризмом, а одна из естественных форм саморегуляции организма, замеченная и поставленная на службу древними практиками. Способность мудр активизировать эмоции использовалась в классическом индийском театре и танцевальном искусстве, где мудры имели название «хасты».

     В некоторых «популярных» источниках по йоге можно встретить утверждение, что мудры воздействуют на организм, потому что «замыкают каналы». Причем под каналами понимают меридианы, используемые в китайской медицине (чжень-цзю терапии). Действительно, шесть из этих каналов заканчиваются на руках, однако какую пользу можно извлечь из замыкания канала легких и тонкого кишечника, как это «происходит» в классической джнана мудре? Мне не известны случаи радикального влияния мудр на физическое состояние организма, вегетативные реакции, т.е. эфирное тело, поэтому такое объяснение считаю надуманным. Мудры воздействуют на организм очень тонко. Если сравнить работу со своим организмом с ремонтом, то мудры - мелкая шкурка, которой Вы пользуетесь после того, как проработали свой организм рубанком, потом прошлись тонкой шкуркой, потом полакировали и теперь полируете. А если вы взяли мелкую шкурку, а у вас ещё занозы торчат, то эффект такого воздействия минимальный. Мудры - упражнения, относящиеся к очень продвинутому уровню.

      По типам мудры разделяются на замыкающие, блокирующие отток энергии из какой либо чакры: дхъяна-мудры, способствующие удержанию состояний в различных формах медитации, и выводящие, которые концентрируют энергию (астральную) вовне.

    Вибрационные техники (мантры) - одной из древнейших в истории человечества практикой является повторение мантр - определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга или тела. Согласно исследованиям современных нейропсихологов, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь). Не является принципиально значимым и символический аспект мантр. Правда, некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, но это скорее исключение.

К сожалению, механизмы психологического воздействия  мантр изучены слабо. Возможно, ключом к пониманию такого воздействия  являются исследования фоносемантики  относительно первичных значений звуков, а также схемы соответствий различных зон человеческого тела звукам различным звукам.

    Можно выделить еще один механизм влияния мантр - резонансное воздействие на эндокринную и вегетативную нервную системы. Действительно, при пении определенных звуков можно сформировать выстройку таким образом, что максимальная амплитуда вибрации придется на соответствующие зоны. Таким образом, мантры могут обеспечить внутренний массаж эндокринных желез (см. «Уджайя»).

      Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так, известный музыкальный инструмент северных народов, варган, использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определенных зонах мозга, стимулируя, таким образом, их деятельность.

В индийской  традиции существовало четыре способа (точнее восходящих ступени) произнесения мантр:

  • 1-я ступень - мантра произносится вслух громко и отчетливо;
  • 2-я ступень - мантра произносится шепотом, но с четкой артикуляцией;
  • 3-я ступень - мантра произносится мысленно;
  • 4-я ступень - высшая - слова мантры не произносятся, но человек вызывает соответствующее мантре состояние.

      Существует менее известные варианты использования мантр. Один из них - прислушивание к звукам, издаваемым вдыхаемым и выдыхаемым воздухом. В индийской традиции считается, что вдыхаемый воздух производит звук «Со» или «Сах», а выдыхаемый - «Хам». Другая техника, которую можно отнести к мантрам, состоит в резком выкрикивании определенных звуков. Так, например, в Тибетской йоге для снятия депрессии резко выкрикивалась мантра «Пхат». В Японии использовались мантры «Ос» и «Киай». При использовании такого типа мантр также важны техники произнесения и согласования с дыханием.

       При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги возможно регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

      Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В.С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны - статичные упражнения йогов - хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного - духа («тренированное тело способствует тренировке ума»). [6]

       В целом же в физиологическом аспекте йога дает следующие результаты: развивает мышцы и повышает подвижность; массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу; устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения. 

 

Заключение 

Сейчас  в мире существует настолько много  видов фитнеса и йоги - что довольно часто возникают идеи для новых  её применений: стретчинг, пилатес, шейпинг, йога для беременных, йога для младенцев  и мам, парная йога, йога для сидящих  в инвалидной коляске, для ведущих  сидячий образ жизни, для больных  сердечнососудистыми заболеваниями  и т.д.

Изучив  материал по теме можно сделать следующий вывод:

1. Занятия  йогой приводит к оптимальной  работе дыхательной системы, что  способствуют необходимому насыщению  крови кислородом и существенному  росту функциональных возможностей  системы кровообращения в сухожилиях  и мышцах, прилегающих к суставам, снабжая ткани кислородом.

2. Статичные  упражнения йоги (асаны) - хорошо  развивают гибкость суставов  и чувство равновесия при небольшой  затрате физической энергии.

3. Упражнения  йоги укрепляют и оживляют  деятельность таких органов, как  печень, селезёнка, кишечник, лёгкие  и почки. Каждое упражнение  воздействует на всю систему.

4. Многие  асаны снабжают мозг свежей  кровью, держат его в бодром, активном  и в то же время спокойном  состоянии. Йога, таким образом,  обладает уникальной способностью  успокаивать нервы и мозг и  возвращать душе спокойствие,  свежесть и умиротворённость.

      Таким образом йога не только предупреждает заболевания, но и лечит. В отличие от других систем йога развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Она стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.

Список  используемой литературы

1. Агаджанян, Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: 1979.

2. Борисова, И. Йога для двоих. // Физкультура и спорт, №5, 1999.

3. Быков, О. Гимнастика от ста недугов. // Физкультура и спорт, №7, 1999.

4. Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов. - Минск, 1982.

5. Гущо, Ю. Техника медитации. // Физкультура и спорт, №9, 1999.

6. Евтимов, В. Йога. - М.: Медицина, 1986.

7. Зубков, А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. - М.: Медицина, 1991.

8. Кент, Г. Йога день за днем. - Л.: ЛФ ВНИИТЭ, 1991.

9. Ковриго, Н. Эмоции и здоровье. // Физкультура и спорт, №4, 1999.

10. Крапивина, Е.А. Физические упражнения йогов. - М.: Знание, 1991.

11. Латохина, Л.И. Хатха - йога для детей. - М.: Просвещение, 1993.

12. Лах  Ман Чун, Г.Е. Эта замечательная йога. - М.: Физкультура и спорт, 1992.

13. Мерзляков, Ю.А. Путь к долголетию: энциклопедия самооздоровления. - Мн.: ППК «Белфакс», 1994.

14. Нестеровский, Е.Б. Что такое аутотренинг. - М.: Знание, 1984.

15. Петров, Н. Самовнушение в древности и сегодня. - М.: Прогресс, 1986.

16. Смирнов, Б.Л. Санкхья и йога. - Ашхабад: «Ылым», 1981.

17. Сытин, Г.Н. Божественные лечебные исцеляющие настои. - Петрозаводск, издательство ИЧП «ЭТИ», 1994. 

Информация о работе Йога как один из старейших видов оздоровления тела и духа