Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа
Цель эксперимента: обучение детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
2. разработать комплекс упражнений для обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.
3. экспериментально проверить уровень овладения детьми-дошкольниками элементами игры в баскетбол.
Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2-3
Глава 1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол
1.1 Проблема обучения игре детей дошкольного возраста в баскетбол………………………………………………………………………………………………………..4-8
1.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………………8-10
1.3 Методы и формы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол………………………………………………………………………………………………….…10-11
Глава 2.Организация и методы исследования
2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….12-13
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….13-14
Глава 3.Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….15-20
Заключение………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………
Необходимость
принимать быстрые, но разумные и
твердые решения, претворять эти
решения в жизнь без излишних
колебаний способствует развитию самостоятельности.
Уверенность в своих силах, возможностях
является основным фактором, который
позволяет ребенку успешно
1.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям в дошкольном возрасте.
Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовке игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок, а также при соблюдении определенной последовательности. Проводить обучение нужно в несколько этапов, используя различные упражнения. В начале обучения основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. В начале надо добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.
Затем следует
научить детей правильно
После того как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадки, можно учить их ловить мяч обеими руками. Выполнение ловли мяча и других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствует совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.
Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей и передачи мяча двумя руками от груди с места. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди.
При передаче мяча большинство детей старается толкать его обеими руками, широко разводя локти в сторону. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить около туловища; стараться бросать на уровне груди партнера; мяч следует сопровождать взглядом и руками.
Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями. Поэтому обучение броскам мяча следует ограничить этими же способами - бросками двумя руками от груди и одной рукой от груди. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливаясь, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в стороны.
Для сознательного отношения ребенка к действиям, недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать ребенку возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей, у ребенка возникает сознательное отношение к действиям, умению целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Цель углубленного
разучивания заключается в
Подводящие упражнения представляют собой «игру по овладению мячом», техникой: бросание партнеру команды, бросание в стену, в цель, кидания в кольца.
Когда дети овладеют техникой баскетбола нужно переходить к этапу закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель этого этапа - двигательное умение перевести в навык. Эта цель решается с помощью следующих задач: добиться стабильности, автоматизма выполнения передвижений, различных действий с мячом. Довести до необходимой степени совершенства основные элементы техники передач, бросков мяча.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых условиях. Следует менять или усложнять правила игровых ситуаций. В целях совершенствования бросков и передач нужно применять корзины разной высоты, поточное выполнение бросков в сочетании с прыжками, передачами и другими упражнениями. Также нужно увеличить скорость заданных движений.
Таким образом, в процессе обучения элементам игры в баскетбол ставится задача: научить управлять своими действиями. Процесс обучения строится последовательно от простого к сложному, в порядке, зависящем от изучения технических приемов того или иного раздела техники игры.
Проведение физкультурных упражнений благоприятно воздействует на приобретение детьми навыков игры в баскетбол. Дальнейшими действиями должны быть - обучение методике игры в баскетбол, что рассмотрено в следующем пункте главы.
1.3 Методы и формы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.
Процесс обучения дошкольников в баскетбол направлен на вооружение учеников знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование.
Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний об игре.
Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть в значительной мере. Занимающиеся должны научиться рационально, пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.
Основное внимание в обучении дошкольников игре в баскетбол направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения двигательных действий, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.
В тех случаях,
когда элементы движений, упражнения
с мячом выполняются детьми неуверенно
или дается в новой комбинации,
целесообразно показать и объяснить
их, учитывая двигательный опыт детей,
можно показ проводить
Время от времени нужно возвращаться к показу хорошо известных упражнений, так как для совершенствования движения необходима точность, четкость выполнения каждого элемента.
Таким образом,
по мере освоения движений целесообразно
варьировать сочетание
Необходимо также ознакомить детей с правилами игры, техникой игры.
После рассмотрения
проблем обучения дошкольников игре в
баскетбол, специальных занятий, упражнений
по подготовке детей к обучению игре можно
переходить к рассмотрению условий обучения
игре во второй главе.
Глава 2.Огранизация и методы исследования
2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол
Игра вместе с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современных детских садах и школах для активизации и интенсификации учебного процесса используют игры.
С раннего детства игра является основным видом деятельности; и в дошкольном возрасте, дети еще не выросли из игры; хотя основной их деятельностью становиться ученье. Для них характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами.
Важно учитывать это стремление детей к игре и использовать при обучении на уроках физической культуры. При обучении баскетболу дошкольников обязательно должна присутствовать игра.
В ролевых играх и эмпатия, и рефлексия также являются важнейшими характеристиками, определяющими успешность игрового процесса. Это важно при обучении игре в баскетбол. Находясь в воображаемой роли, необходимо чувствовать ролевые переживания напарника, что благоприятно сказывается на команде играющей сплоченно.
Наиболее
явственно особенности
Организуя сюжетные игры в детском коллективе, воспитатель имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.
Игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения дошкольников игре в баскетбол. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы. Занятия по обучению игре в баскетбол отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал - садись», «Перестрелка» (см. приложение).
Таким образом,
игровой метод служит необходимым
условием при обучении игре в баскетбол.
Игра создает благоприятный
Насколько
интересно увлеченно будет
В эксперименте участвовали дошкольники 4-5 лет (Палехский детский сад №1). Группа состояла из 25 детей (15 девочек, 10 мальчиков). Эксперимент проводился в течение двух месяцев, с 15 октября по 16 декабря 2010 года.
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол
В воспитании и обучении детей огромное значение имеет не только школа, дошкольные учреждения, педагоги, дом и родители, но их взаимодействие как фактор, условие обучения и воспитания, в частности обучение игре в баскетбол.
Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемирно, укреплять авторитет детского сада, педагогов, стимулировать их к обучению, приучать к дисциплине дома и в детском саду, заботиться об их физическом развитии, стимулировать их к учению. Детский сад должен использовать эту помощь со стороны родителей. В свою очередь воспитатели должны оказывать влияние на жизнь учащихся в семье. Если родители будут знать, какие воспитательно-оздоровительные проблемы решаются в группе и хорошо представлять, какая помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с воспитателем.
Важную роль во взаимодействии воспитателей и детского сада играет индивидуальная работа. Формы этой работы и влияние родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и детского сада по улучшению воспитания дошкольников, работы по физическому воспитанию. В этих случаях воспитателя совместно с родителями анализируют причины недостатков в обучении спортивным играм дошкольников и намечают пути их преодоления. Весьма важна роль индивидуальной работы с родителями тех детей, которые проявляют интерес и способности к занятиям по физической культуре, игре в баскетбол. Контакт с родителями таких учащихся направлен на то, чтобы родители, заботясь о развитии физических задатков детей и создавая для этого необходимые условия для развития ребенка в данной области. Укреплению воспитательных функций способствует совместный интерес к физкультуре и баскетболу в частности.
Воспитатель
не должен упускать из вида, приемных детей,
детей их неблагоприятных семей. Все это
вызывает опр6еделенные комплексы, зачастую
мешает с увлечением обучаться игре. Совместно
с опекунами, работниками соответствующих
инстанций воспитатели должны настроить
детей на обучение игре. Сотрудничество
родителей и воспитателей - важное, необходимое
условие обучения детей игре в баскетбол.
Насколько плотным будет это сотрудничество,
настолько плодотворным будет воздействие
на учащихся. Будет ли он совершенствоваться
в игре баскетбол или нет.