Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:58, контрольная работа
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. В раннем возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма.
Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.
С годами игроками и тренерами изобретались все новые и новые технические приемы, способы ведения игры. Московский спортсмен А. Чинилин, прозванный за отличное владение техникой нападающего удара "королем воздуха", обладал сильнейшим ударом с обеих рук. Невысокий, всего 173 см, худощавый, он стремительно взвивался над сеткой, заносил правую руку для удара по мячу, поднимал вместе с собой блокирующих и зависал в воздухе. Когда же блокирующие опускались, резко бил левой - и мяч вонзался в площадку в двух-трех метрах от сетки. Этот прием получил в волейболе название "мельница". Его земляк С. Филатов выгодно отличался индивидуальным блоком. В. Филиппов в совершенстве овладел кистевым нападающим ударом с обеих рук. Харьковчанин И. Музыкантский первым пополнил свой комплекс нападающих приемов ударом "крюк".
После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году возобновляется первенство СССР по волейболу. В арсенале спортсменов появилась сильнейшая боковая подача, многие игроки атаковали с первой передачи, используя этот прием как элемент неожиданности, окончательно утвердился групповой блок. До начала 60-х практически все команды придерживались тактики 4:2 (два "угловых" нападающих, два вспомогательных, два связующих). Позже стала использоваться схема 5:1 (два "угловых" нападающих, два нападающих первого темпа, один нападающий диагональный по отношению к одному связующему), которую с успехом применяют практически все команды. 1947 год вошел в историю советского волейбола, т.к. наша команда впервые участвовала в международных соревнованиях за рубежом, в Польше. Через год, в 1948 г., Всесоюзная секция волейбола, которая в 1959 г. была переименована в Федерацию волейбола СССР, становится членом ФИВБ.
Отечественный волейбол всегда занимал ведущие позиции в мире и воспитал выдающихся мастеров игры, имена которых широко известны в международном спортивном мире. Среди них москвичи: К. Рева, С. Нефедов, В. Щагин, А. Якушев, В. Осколкова, А. Чудина, В. Свиридова, М. Еремеева, Г. Мондзолевский, Ю. Чесноков, Н. Буробин, В. Коваленко, Д. Воскобойников, А. Рыжова, Л. Булдакова, Р. Салихова, Н. Смолеева, Л. Чернышева, А. Савин, О. Молибога, В. Кондра, В. Чернышев; ленинградцы: В. Ульянов, П. Воронин, А. Крашенникова, Г. Гайковой, Л. Михайловская, В. Зайцев, В. Дорохов; киевлянин М. Пименов; харьковчанин Ю. Поярков; бакинка И. Рыскаль; одессит Е. Лапинский; рижане: В. Лоор, И. Бугаенков, П. Селиванов; свердловчане: Н. Радзевич, В. Огиенко, И. Смирнова, М. Никулина и многие другие. Первыми мастерами спорта СССР стали волейболисты Б. Арефьев (Москва), С. Великий (Днепропетровск), В. Галактионов (Ленинград), Е. Гончарова (Ростов-на-Дону), К. Топчиева (Москва) и другие.
В 1965 году удостоены звания "Мастер спорта СССР международного класса" москвички А. Чудина, Г. Волкова, В. Виноградова, Т. Рощина, Л. Петренко, Л. Стрельникова, М. Катушева, Л. Булдакова, Т. Тихонова, Л. Гуреева. Первыми звание "Заслуженный мастер спорта СССР", учрежденное в 1934 г., получили москвичи В. Осколкова (1942 г.) и А. Чинилин (1944 г.). Руководили этими спортсменами и привели их к победам выдающиеся тренеры О. Чехов, Г. Ахвледиани, Н. Карполь, Ю. Клещев, Н. Михеев, В. Платонов, А. Якушев. В 1956 г. утверждено звание "Заслуженного тренера СССР". Это почетное звание получили В.А. Осколкова, А.И. Чинилин, А.П. Якушев, М.С. Сумбуров. В 1957 г. этого звания были удостоены А.Н. Эйнгорн, А.Г. Барышников, О.С. Чехов.
Новаторство, свойственное отечественной волейбольной школе, проявилось в создании особого боевого стиля игры, который с годами все более совершенствовался. Однако вследствие международной напряженности, породившей многие сложности в обмене спортивной информацией, некоторые технические и тактические приемы, открытые отечественными спортсменами, приписывались зарубежным игрокам и тренерам. Так, успешно выполняемая В. Свиридовой планирующая подача считается изобретением японок. Вообще ":в пятидесятые-шестидесятые годы, прообраз того стиля, что принято считать азиатским, скоростным, показывали наши, отечественные команды". ЦДКА в 1955 г. успешно использовал в игре подключение к атаке игроков задней линии, открытие которой приписывают польским спортсменам.
В 1963 г. на заседании Федерации волейбола СССР было предложено отменить пункт правил, запрещающий переносить игрокам руки на сторону противника во время блокирования. А на конгрессе ФИВБ в 1964 г. эта инициатива советских представителей вызвала большую заинтересованность и позже это нововведение было внесено в Официальные международные правила. В 50-60-е годы в советских командах МАИ, ЦСКА, "Локомотив" (Москва) стали использоваться тактические комбинации "крест", "эшелон", "взлет", "зона", применяя которые можно было быстро и удачно действовать в атаке, обыгрывая групповой блок.
В 70-е гг. тренер ленинградского "Автомобилиста" В.А. Платонов впервые применил "блок уступом". Эту комбинацию Платонов придумал во время работы тренером сборной Кувейта. Необходимость применения этой тактической новинки была обусловлена стремлением противопоставить сложной комбинационной игре соперника индивидуальное блокирование по всей длине сетки. Сто потов пролили, осваивая систему "блок уступом", при которой игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях. Это был наш сюрприз, противоядие замысловатым комбинациям олимпийских и мировых чемпионов. "Блок уступом" верой и правдой служил нашей сборной долгие годы. Но тогда он не был отработан как следует, и казался кое-кому из игроков экстравагантным, вычурным..."
В дальнейшем в
волейболе появились различные
тактические и технические
Однако в волейболе существует ряд комбинаций и революционных идей, разработанных иностранными специалистами. В 1969 г. на Кубке Мира в ГДР японский игрок Морита буквально растерзал блокирующих придуманной им самим комбинацией для нападающих игроков. Суть комбинации сводится к следующему. Нападающий разбегался и приседал якобы для выполнения прыжка на взлет, но в последний момент задерживал прыжок. Блокирующий соперник, для того чтобы заставить ошибиться игрока, атакующего с коротких передач, должен выпрыгнуть на долю секунды раньше, чем нападающий. Пасующий игрок вместо короткого паса дает нападающему невысокую передачу, и тот, дождавшись, пока блокирующий приземлится, выпрыгивал сам и беспрепятственно буквально вколачивал мяч в площадку соперника. Изобретение этой комбинации, действительно уникальной из-за своей неожиданности, позволило японцам занять второе место, а сама комбинация стала называться "Морита", по имени человека, придумавшего ее.
Пик популярности волейбола в нашей стране пришелся на 60-70-е гг. Повальное увлечение волейболом можно объяснить тем, что наряду со всеми его достоинствами, "волейбол - одно из замечательных изобретений человеческой фантазии, игра прежде всего утонченно-красивая".
Положительное влияние на популяризацию игры имели удачные выступления сборных команд на международных соревнованиях. Так, в 1965 году волейболисты СССР стали обладателями первого Кубка мира, а в 1973 году эта награда была завоевана женской сборной нашей страны.
В то время, когда игра в нашей стране достигла пика популярности, волейбольные площадки можно было увидеть в каждом парке, в каждом санатории. Волейболисты вели баталии в зонах отдыха на лесных полянах и лужайках, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, в пионерских лагерях, у реки и озера, на палубах океанских кораблей, на полярных зимовках и даже на снегу.
К сожалению, в настоящее время волейбольные площадки исчезли из многих мест отдыха людей. Криком души по этому поводу можно считать слова Вячеслава Алексеевича Платонова, человека, целиком и полностью посвятившего себя волейболу: "Так возвращайся же поскорей в наши дворы и парки, старый добрый друг - волейбол. Мы соскучились по тебе".
Анализируя профессиональный волейбол в нашей стране, необходимо отметить, что на международном уровне национальная сборная СССР достигла больших высот. Мужской и женской командами были неоднократно выиграны все крупнейшие титулы.
Великолепные результаты на международной арене демонстрировали наши ведущие клубы. Такие мужские команды, как ЦСКА (13-ти кратный обладатель Кубка Европейских чемпионов, 3-х кратный обладатель Суперкубка Европы), ленинградский "Автомобилист" (2 кратный обладатель Кубка обладателей кубков европейских стран и 2 кратный обладатель Кубка Европейской конфедерации волейбола) и др., а также женские ЦСКА (3-х кратный обладатель Кубка европейских чемпионов, 3-х кратный обладатель Кубка обладателей кубков) и свердловская "Уралочка" (8-ми кратный обладатель Кубка европейских чемпионов, обладатель Кубка обладателей кубков) составляют "золотой фонд" достижений советского волейбола.
После выхода России в качестве независимого государства на международную спортивную арену произошли определенные изменения соотношения сил в общей системе олимпийских видов спорта.
В 1992 году была организована Всероссийская федерация волейбола. В результате её продуктивной деятельности мужская сборная была победителями Кубка мира в 1999 году, чемпионами Мировой Лиги 2002 года. Женская сборная была четырехкратным победителем на чемпионатах Европы, призером на Чемпионате мира в 2006 году, победителем на Всемирном Кубке чемпионов в 1997 год, трехкратными лидерами Гран-при.
Заключение
С момента своего
появления на свет волейбол переживает
бурное развитие. Это выражается и
в растущем количестве волейболистов,
и в растущем числе стран-членов
Международной федерации
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола, как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. Волейбол способствуют воспитанию чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями, совершенствованию основных физических качеств.
Задачи:
1. Образовательная: Обучить технике ведения
мяча.
2. Развивающая: Совершенствовать технику
ловли и передачи мяча; способствовать
развитию быстроты.
Конспект составил: студент 3 курса
Урал ГУФК ОЗО Казанцев В.А.
Конспект проверил:
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: 4 баскетбольных мяча , 4 баскетбольных
кольца.
Время проведения:
45 минут.
Содержание урока |
Дозировка |
Организационно–методические указания |
Подготовительная часть |
12 мин. |
|
1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока |
Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, обуви, выявление больных | |
2. Ходьба, её
разновидности с изменением – на носках руки
в стороны; |
2 мин. |
Следить за положением осанки, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием. Переход на обычную ходьбу. Команда: "Обычной ходьбой – МАРШ!" |
3. Бег в среднем темпе. – приставными
шагами левым боком вперед; |
2 мин. |
Равнение в колонне, соблюдать дистанцию. Следить за правильностью выполнения приставного шага, нога ставится с носка, руки на поясе, следить за положением туловища во время бега |
4. Построение для проведения ОРУ. |
||
Исходное положение
– ноги на ширине плеч; |
4–6 раз |
Вдох. |
Исходное положение
– основная стойка; |
6–8 раз |
Подняться на носки – выше. |
Исходное положение
– основная стойка, руки к плечам; |
6–8 раз |
Круг выполняется по полной амплитуде |
Исходное положение – основная стойка, правая
рука вверху, левая внизу; |
6–8 раз |
Руки прямые |
Исходное положение
– ноги на ширине плеч, руки на поясе; |
6–8 раз |
Лопатки сведены, локти точно в стороны, спину держать ровно. |
Исходное положение
– ноги на ширине плеч, руки на поясе; |
6–8 раз |
Ноги не сгибать |
Исходное положение
– основная стойка, руки на поясе. Прыжки на носках; |
4–5 раз |
Прыжки выполнять мягко на носках |
Основная часть |
30 мин. |
|
1. Обучение технике ведения мяча |
8 мин. |
Ведение – продвижение игрока с мячом, ударяя мяч об пол одной или поочередно двумя руками (дриблинг). Приспосабливать вид и скорость ведения мяча к ситуации |
Учитель демонстрирует правильность выполнения ведения мяча, положение при касании мяча и управление мячом. |
В сочетании с кратким, и доступным пояснением | |
– правой и левой
рукой; |
Существенные ошибки при выполнении ведения мяча: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлепком); неправильная координация работы рук и ног, неумение управлять мячом без постоянного зрительного контроля | |
3. Развитие двигательных
качеств. Эстафеты: |
10 мин. |
Обратить внимание на положение кисти при ведении мяча левой рукой |
– команды строятся в колонну по одному в противоположных сторонах зала. Впереди каждой колоны четыре игрока на расстоянии 1–1,5 м друг
от друга. По сигналу первый
участник каждой колонны ведет
мяч, обводя каждого играющего. |
Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая мяч от пассивно или активно стоящего игрока | |
Варианты игры: – после обводки
игроков выполнить три передачи
от стенки; |
Ведение мяча можно выполнять то правой, то левой рукой, со зрительным контролем либо без него | |
2. Совершенствовать технику ловли и передачи мяча |
8 мин. |
Построение в две шеренги. Учитель демонстрирует несколько способов передачи мяча на месте в сочетании краткого, но доступного пояснения |
– имитация ловли и передачи мяча; |
Правильно поставить ноги (носки стоп направлены вперед), колени согнуты. Руки согнуты, кисти направлены вперед в стороны. | |
– передача двумя руками от груди – ловля двумя руками; |
При ловле руки вытянуть, ловить мяч пальцами, согнуть руки в локтях, мяч к груди. | |
– передача мяча двумя руками с отскоком от пола – ловля двумя руками. |
Ловля после отскока: больше согнуть ноги, руки направлены вниз – вперед, кисти рук образуют "воронку" для получения мяча | |
Заключительная часть |
3 мин. |
|
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Объявить и выставить оценки за урок. Домашнее задание. Организованный уход из спортивного зала |
Отметить лучших, активных учащихся. |
Информация о работе История возникновения волейбола в России и за рубежом