История развития борьбы дзюдо

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить историю развития дзюдо в России и за рубежом.
Задачи исследования:
1) изучить этапы развития борьбы дзюдо;
2) определить основные этапы эволюции правил соревнований по дзюдо.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Зарождение дзюдо как вида спорта ………………………………………….. 5
1.1 Мировое дзюдо ……………………………………………………………. 5
1.2 История развития дзюдо в России ………………………………………. 10
2 Теория дзюдо ………………………………………………………………….. 13
2.1 Эволюция правил соревнований по дзюдо ……………………………... 18
3 Дзюдо в программе олимпийских игр ……………………………………….. 25
4 Место и значение дзюдо в системе физического воспитания ……………… 27
Заключение ……………………………………………………………………… 29
Список использованных источников ………………………………………….

Работа содержит 1 файл

димка.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Поясняя физические предпосылки своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо», и далее: «Принцип максимально эффективного использования тела и духа является основополагающим принципом, который направляет всю технику дзюдо. Однако в нем заключено нечто большее. Тот же принцип может быть применен для исправления дефектов и совершенствования человеческого тела, для того чтобы сделать человека сильным, здоровым и приносящим пользу обществу. Это составляет суть физического воспитания. Данный принцип может быть использован и для улучшения питания, одежды, жилища, общественных отношений, способов делопроизводства, становясь, таким образом, школой жизни. Этот всеобъемлющий принцип я и называю дзюдо. Итак, дзюдо, в широком смысле слова, есть наука и методика тренировки тела и духа, равно как и урегулирования всех жизненных процессов».

     Незадолго до второй мировой войны профессор  Кано пытается заинтересовать своей системой Международный олимпийский комитет, на заседание которого он приезжает в Каир. Однако, возвращаясь с заседания Международного Олимпийского комитета 4 мая 1938 г. профессор Кано умер на корабле. Его мечта осуществилась в 1964 г., когда дзюдо официально вошло в программу Олимпийских игр в Токио и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта.

     Следует отметить, что распространение дзюдо  в мире началось еще в тридцатые  годы, однако, оно приостановилось  во время второй мировой войны  и в первые послевоенные годы, в связи с введением американскими оккупационными войсками запрета на развитие боевых искусств в Японии. Но после отмены запрета мировой интерес к восточным боевым искусствам вспыхнул с новой силой. В1948 году проводится чемпионат Японии. Вскоре после этого была образована Всеяпонская федерация дзюдо, а в Лондоне возникла Европейская федерация дзюдо. С1951 года начала свою работу Международная федерация дзюдо. Дзюдо к тому времени уже было достаточно популярно в ведущих мировых странах, и первый чемпионат мира по дзюдо состоялся уже в 1956 году. 
 
 
 

1.2 История развития дзюдо в России 

     Появлением  отечественного дзюдо мы обязаны  Василию Сергеевичу Ощепкову (1892-1937). Он родился на Южном Сахалине. Попав  в Японию в юном возрасте, 13-летний Василий получил образование в духовной семинарии в Киото, где и начал заниматься в секции дзюдо. В октябре 1911 года он поступил в знаменитую школу Кодокан. В архивах Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении туда 29 октября 1911 года Ощепкова. Удивительно одаренный и трудолюбивый молодой Ощепков успешно начал свое обучение в Кодокане и уже через год получил первый дан по борьбе дзюдо, а в последствие и второй. Ощепков стал четвертым иностранцем в истории дзюдо, удостоенным такой чести. В 1914 году Василий Сергеевич приехал во Владивосток, где основал свою школу дзюдо. Она насчитывала около пятидесяти учеников. Можно считать этот момент датой рождения отечественного дзюдо.

     Долгое  время Василий Сергеевич жил  и работал в Японии в качестве резидента, собирая бесценную информацию для штаба армии Сибирского военного округа. После возвращения на родину Ощепков переезжает в Москву, где ведет обучение основам дзюдо красноармейцев, милиционеров и чекистов. Благодаря его усилиям, была открыта кафедра дзюдо в Государственном институте физкультуры, где проходили подготовку будущие тренеры.

     Однако, в конце 30-х годов в СССР для  дзюдо наступили мрачные времена: дзюдо запретили как «чуждое советскому народу занятие».

     А сам Василий Сергеевич Ощепков  в 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и умер в тюрьме через десять дней после ареста от сердечного приступа – так было написано в официальных бумагах.

     Вместо  «запрещенного» дзюдо в Советском  союзе ученики Ощепкова стали  развивать «самбо», систему в основу, которой легла колоссальная работа Василия Сергеевича. Со временем этот новый вид борьбы развивался, приобретая характерные самобытные черты, завоевывая огромную популярность в Советском союзе.

     Возрождение дзюдо в СССР произошло в начале 60-х годов двадцатого века. В связи с получением дзюдо статуса олимпийского вида спорта на высшем государственном уровне было принято решение восстановить дзюдо на основе борьбы самбо. Советские спортсмены самбисты сразу включились в спор за медали в новом виде борьбы и на первых же крупных международных соревнованиях (чемпионат Европы – 62) Анзор Кикнадзе и Анзор Киброцашвили завоевали два «золота». На Олимпиаде в Японии в 1964 году наши дзюдоисты Олег Степанов, Арон Боголюбов, Парнаоз Чиквиладзе и Анзор Кикнадзе впервые завоевали бронзовые медали.

     В 1972 году по распоряжению Спорткомитета СССР «О развитии дзюдо в СССР» была создана Федерация дзюдо СССР и проведены первые всесоюзные соревнования, которые уже через год поменяли своё название и стали Чемпионатом СССР. С того же момента начали регулярно проводить первенства страны по борьбе дзюдо среди юношей и юниоров.

     В 1972 году первую золотую олимпийскую  медаль завоевал Шота Чочишвили на Олимпиаде в Мюнхене. Затем в Монреале в 1976 году олимпийскими чемпионами по дзюдо стали Сергей Новиков и Владимир Невзоров, а в 1980 году в Москве – Николай Солодухин и Шота Хабарели.

     Не  секрет, что сложный в экономическом  отношении период начала и середины 90-х годов негативно отразился на российском спорте, дзюдо не было исключением. Это вомногом и стало причиной неудач наших спортсменов на международных соревнованиях в эти годы. Сильно затормозилось развитие детского спорта. Но уже в конце прошлого и начале нового столетия благодаря активной работе Федерации дзюдо России, поддержке ряда крупных компаний, ситуация стала меняться, наши спортсмены снова стали занимать лидирующие позиции в мире. Дзюдо начинает набирает популярность в массах и спортивные школы снова заполнились детьми. Эта позитивная тенденция существует и в настоящий момент. В многом этому способствовало и то, что экс-призидент России, премьер-министр правительства РФ В.В. Путин, начав заниматься дзюдо в школе и сейчас продолжая активно заниматься на татами, часто упоминает, что в своей работе во многом опирается на базовые принципы дзюдо.

     Сейчас  можно с уверенностью сказать, что  развитие дзюдо в нашей стране находится на совершенно новом этапе, что несомненно должно принести свои плоды как на спортивных аренах, так и в деле оздоровления нации в целом. 
 
 
 
 
 
 

 

2 Теория дзюдо 

     Борцовский  зал для занятий дзюдо называется «додзё». Слово это переводится как «место просветления» или «место постижения Пути». Японцы относятся к таким местам с величайшим почтением и содержат их в идеальной чистоте и порядке, как это и положено по буддийским канонам.

     Россияне  представляют собой конгломерат национальностей и соответственно, вероисповеданий. Благодаря нашей религиозной терпимости, если уж занимаемся японской борьбой, то чужие традиции уважаем и им следуем. Поэтому в наших додзё тоже царит чистота и порядок и точно так же запрещается заходить в додзё не переобувшись.

     Переступив  порог додзё, дзюдока (так, кстати, называют борцов дзюдо японцы, в отличие  от общеупотребительного «дзюдоист  или, что того хуже, «дзюдист») отвешивает традиционный «додзё-но рэй» (приветствие додзе) – поясной поклон, только, в отличие от нашего славянского, не касается пальцами правой руки пола, а кладет обе руки ладонями на бедра спереди. Так, впрочем, выполняются и все прочие рэи – когда приветствуется тренер (это второе, что нужно сделать, войдя в зал) и когда приветствуются товарищи по секции (это третье). В отличие от японцев, мы более раскованны, более демократичны, и поэтому в российских секциях не возбраняется приветствие словами или пожиманием рук.

     Японские  додзё состоят из непосредственно  ковра – татами (строго говоря, татами – циновка из рисовой соломки, которую японцы стелят на пол в своих домах, но в дзюдо принято таким словом называть весь ковер), небольшого помоста, где иногда (когда не ходит по залу) восседает тренер и стоит столик с портретом отца-основателя дзюдо Дзигоро Кано, курильницами и икебаной (икебана – композиция из различных предметов – цветов, веточек, соломы и пр., – имеющая какое-либо смысловое значение), и находятся места для гостей – зрителей.

     Наши  российские борцовские залы обычно не имеют узкой специализации – в них занимаются секции различных борцовских направлений: по греко-римской, вольной борьбе, самбо, айкидо и т.д., – и от этого они традиционного облика не имеют. То есть вот помещение, в нем ковер, трибуны для зрителей, к потолку подвешен канат, по стенам шведские лестницы, в каком-нибудь углу кучей гири, гантели и штанги, раздевалки, душевая – вот и все. Но это и не важно. Духовную атмосферу секции (или школы) создают не портреты, алтари и курильницы, а тренер и его воспитанники-единомышленники .

     Иерархия  в японских додзё соблюдается  очень строго. Главный в секции – сэнсэй (учитель) или рэнси (тренер), ему подчиняются сэмпаи (старшие или продвинувшиеся по Пути ученики) и кохаи (новички). Кохаи помимо тренера подчиняются сэмпаям.

     Ранг  борца определяется цветом его пояса. Цветные пояса (белый, лиловый – для мальчиков, коричневый – для взрослых) носят разрядники и кандидаты в мастера, черные – мастера.

     Разрядов (киу) в дзюдо шесть, мастерских степеней (дан) – тринадцать.

     Разряды присваиваются по мере убывания, то есть самый низший – шестой (роккиу), затем пятый (гокиу), четвертый (сикиу), третий (санкиу) – с этого разряда цвет пояса сменяется на лиловый или коричневый, второй (никиу) и первый (иккиу).

     Мастерские  степени присваиваются по мере возрастания, то есть самый низший дан – первый (содан), цвет пояса – черный, второй (нидан), третий (сандан), четвертый (йодан), пятый (годан). С шестого (ракудан) по седьмой (сихидан) цвет пояса меняется с черного на красно-белый в продольную полоску по всей длине пояса, восьмой (ахидан), девятый (кудан), десятый (юдан), одиннадцатый (юхидан) и двенадцатый (юнидан) носят красные пояса, тринадцатый (сихан), – широкий белый пояс. Цвет дзюдоги (костюма для занятий дзюдо) сихана – черный, всех остальных – белый.

     Дзюдоги состоит из кимоно (куртка), дзюбон (брюки) и оби (пояс).

     Последовательность  облачения в дзюдоги такова: сначала  надевается Дзюбон, потом кимоно с запахом слева направо (для девушек справа налево), поверх кимоно повязывается оби.

     Тренировки (рэнсю) проводятся на ковре размером 14,55 х 14,55 м. Это сооружение представляет собой квадрат, составленный из матов  и стянутый (чтобы они не расползались от толкотни борцов) специальным реечным каркасом.

     Сверху  на матах разметка краской – белой и красной раскрашены углы, из которых выходят бороться дзюдоки, и посередине красной разграничительной линией шириной 7 см обозначена центральная часть ковра – 9,1 х 9,1 м. Это так называемая рабочая зона.

     Татами  бывает еще стационарного вида, это  когда ковер не разбирается на составные части. Сверху его укрывают покрытием из винила или другого  легкомоющегося материала, покрытие прикрепляют  к полу, а сверху наносят разметку.

     Собственно  тренировки делятся на три вида:

     – отработка или разучивание (какари рэнсю);

     – учебные схватки (якусоку рэнсю). Это когда поединок запрограммирован какими-либо условиями: один защищается, другой нападает; можно применять только один прием; не бороться в партере и т.д.;

     – вольные схватки (дзию рэнсю). Это почти как на соревнованиях. Есть еще одна разновидность дзию рэнсю – рандори, или борьба с партнерами разных весовых категорий.

     Какари  рэнсю включает в себя еще и утикоми – отработка основных элементов каждого приема без проведения бросков. Как правило, все тренеры строят тренировку по схеме «утикоми – якусоку рэнсю – рандори».

     Перед началом тренировки все занимающиеся выстраиваются в шеренгу по рангу  – впереди сэмпаи, в порядке высоты мастерства, за ними ко-хаи по списку.

     Тренер  выходит на татами на расстояние примерно 3–3,5 м от шеренги учеников и становится лицом к ученикам. Старший сэмпай – о-сэмпай – подает команду «Рэй!» – учитель и ученики приветствуют друг друга. После этого тренер подает команду « Сэйдза!». По этой команде ученики становятся на левое колено, потом на правое и садятся на пятки, причем большой палец левой ноги закладывается под большой палец правой, руки ладонями ложатся на середину бедер пальцами навстречу друг другу, спина выпрямлена.

     Тренер, взяв в руки журнал посещаемости, начинает перекличку с сэм-паев и заканчивает кохаями.

     Ученик, фамилия которого названа, приподнимается, не меняя положения правой ладони, снимает ее с бедра и наносит короткий хлопок по татами (это соответствует отклику «Я!»), после чего возвращается в сэйдза.

     После переклички учитель подает команду  «Татэ!» и все ученики резко  вскакивают на ноги и выпрямляются в полный рост, демонстрируя этим бодрость духа, физическое здоровье и готовность приступить к занятиям. Когда тренировка закончится, учитель снова выстроит всех в шеренгу, посадит в сэйдза и после традиционного приветствия отпустит домой.

     Занятия без уважительных причин пропускать запрещается, иоо этим вы выказываете пренебрежение к авторитету тренера.

     Опаздывать  категорически запрещается, так  как опоздание расценивается как неуважение ко всей секции (школе).

     Наказаний, как правило, три вида – замечание, предупреждение и удаление из школы без права возврата. При платном обучении широко распространена система денежных штрафов, причем, в зависимости от нарушения, суммы штрафов довольно большие.

Информация о работе История развития борьбы дзюдо