Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить историю развития дзюдо в России и за рубежом.
Задачи исследования:
1) изучить этапы развития борьбы дзюдо;
2) определить основные этапы эволюции правил соревнований по дзюдо.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Зарождение дзюдо как вида спорта ………………………………………….. 5
1.1 Мировое дзюдо ……………………………………………………………. 5
1.2 История развития дзюдо в России ………………………………………. 10
2 Теория дзюдо ………………………………………………………………….. 13
2.1 Эволюция правил соревнований по дзюдо ……………………………... 18
3 Дзюдо в программе олимпийских игр ……………………………………….. 25
4 Место и значение дзюдо в системе физического воспитания ……………… 27
Заключение ……………………………………………………………………… 29
Список использованных источников ………………………………………….
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ БОРЬБЫ ДЗЮДО
Саранск 2011
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. | 3 | |
1 Зарождение дзюдо как вида спорта ………………………………………….. | 5 | |
1.1 Мировое дзюдо ……………………………………………………………. | 5 | |
1.2 История развития дзюдо в России ………………………………………. | 10 | |
2
Теория дзюдо …………………………………………… |
13 | |
2.1 Эволюция правил соревнований по дзюдо ……………………………... | 18 | |
3 Дзюдо в программе олимпийских игр ……………………………………….. | 25 | |
4 Место и значение дзюдо в системе физического воспитания ……………… | 27 | |
Заключение ……………………………………………………………………… | 29 | |
Список использованных источников …………………………………………. | 31 |
Введение
Дзюдо – «мягкий путь» или «путь мягкости» (в России также часто используется название «Путь гибкости» – японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано, который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.
Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан (яп. кодо:кан, «Дом изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам – кор будзюцу).
В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.
Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями. Помимо этого, дзюдо способствует развитию у занимающихся других позитивных качеств, таких как нравственность, наблюдательность, память и воображение.
В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах.
Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо).
Цель исследования – изучить историю развития дзюдо в России и за рубежом.
Задачи исследования:
1) изучить этапы развития борьбы дзюдо;
2) определить основные этапы эволюции правил соревнований по дзюдо.
Объект исследования – история развития дзюдо.
Предмет исследования – причины и факторы, влияющие на развитие борьбы дзюдо.
Для
решения поставленных задач был
применен следующий метод
исследования: анализ исторической
литературы.
1
Зарождение дзюдо как
вида спорта
1.1
Мировое дзюдо
«Нет границ на пути мягкости,
И для сердца не будет врагов»
Мифунэ
Кюдзо
Современное дзюдо обычно представляют как спорт, боевое искусство, духовную дисциплину, систему физического воспитания и вид активного отдыха. В определенной мере все это, да и не только, дзюдо. Для тех, кто всего себя отдал дзюдо, оно является образом жизни. Но полностью оценить истинную природу дзюдо еще предстоит шестимиллионной армии его сторонников, поскольку личные интересы сузили само понимание задач дзюдо, когда многим важным чертам дзюдо не уделялось внимания в угоду некоторым его особенностям.
Чтобы увидеть дзюдо в истинном свете, необходимо изучить исходную форму, Кодокан Дзюдо, поскольку она связует японское средневековое, иначе классическое, дзюдо и спортивно-состязательную разновидность дзюдо, столь популярную в мире сегодня.
Дзюдо – один из самых молодых видов восточных воинских искусств, ему чуть больше ста лет. Рождение дзюдо не случайно совпадает по времени с эпохой величайших перемен в политической и экономической жизни Японии. В 1868 г. под натиском сторонников радикальных реформ рухнула феодальная система правления, в стране начались буржуазные преобразования в самых различных областях общественной деятельности. Толпы самураев, чьей профессией являлась военная служба у дайме (крупных феодалов), остались без работы. Многие из них переквалифицировались в учителей, врачей, инженеров. Однако те, кто не захотел менять профессии, стали преподавать искусство ведения поединков широким массам. Школы дзюдзюцу стали расти как грибы, привлекая сотни учеников. Различные школы и направления безжалостно соперничали друг с другом, охотно прибегая к физической расправе с противниками. Рядом с настоящими мастерами благополучно уживались шарлатаны и дилетанты. Такое положение вещей привело к профанации дзюдзюцу. Это послужило толчком к новому витку в развитии воинских искусств, который неразрывно связан с именем Кано Дзигоро.
Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, родился в маленьком приморском городке Микагэ, недалеко от Киото. Отпрыск небогатого самурайского рода, он с ранних лет проявил склонность к гуманитарным наукам, был трудолюбив и усидчив. После революции Мэйдзи семья в 1871 г. переехала в Токио, и Кано, окончив среднюю школу, поступил в Токийский имперский университет. В студенческие годы он впервые стал задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. Окончательное решение посвятить себя дзюдзюцу созрело у юноши только к восемнадцати годам – возраст уже весьма почтенный для начала занятий любым спортом. Тем не менее Кано, не отличавшийся идеальными физическими данными, сумел в короткий срок освоить трудную технику захватов и бросков. Основы мастерства Кано перенял у наставника Яги Тэйноскэ. Затем он последовательно обучался у таких признанных авторитетов, как Фукуда Хатиноскэ и Исо Масотомо из школы Тэнсин синъе-рю (школа Истинной сути души Неба), а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю (школа Подъема и ниспровержения). Тем временем Кано оканчивает университет и поступает в высшую школу пэров, привилегированное учебное заведение, открывавшее доступ к важным государственным постам. И все же победила любовь к воинским искусствам. В 1882 г. Кано открыл при храме Эйсе в Токио собственную школу Кодокан (Клуб постижения Пути).
Дошедшая до нас история Кодокана полна драматических эпизодов. Первые годы становления дзюдо были заполнены упорным трудом, смелыми опытами и борьбой с многочисленными конкурентами. За какие-нибудь пять лет школа доктора Кано завоевала всеобщее признание. Глубина философских идей ее основателя, благородство поставленной цели – воспитание гармонично развитого человека, достойное поведение учеников – все это вызывало симпатии простых людей. Однако старые школы дзюдзюцу стали с удвоенной силой отстаивать свои права. Их лидеры публично обвиняли Кодокан в отсутствии практических навыков, в напыщенной схоластике, называли Кано книжным червем, отбивающим хлеб у истинных мастеров воинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на дзюдо школа дзюдзюцу Реи синто-рю (школа Истинного искусства борьбы, внушенного доброй волей). Глава этой школы Тоцука Хикоскэ не раз поносил Кодокан в печати, провоцировал своих приверженцев с учениками Кано – словом пытался любыми способами дискредитировать соперников.
Развязка наступила в 1886 г., когда начальник Управления имперской полиции назначил проведение решающего матча между двумя школами. Поражение Кодокана наверняка привело бы к запрету дзюдо, ибо власти приняли решение упорядочить систему преподавания боевых искусств в стране и выбрать в качестве эталона единственную, наиболее эффективную школу. В командных состязаниях приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках питомцы Кано одержали победу, две окончились в ничью. Вскоре после этой победы дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.
Однако, Кано не остановился на достигнутом. В свободное от тренировок время он неустанно штудировал биографии мастеров дзюдзюцу, старинные книги, посещал занятия в других школах, изучал, анализировал, сравнивал.
Вот как описывает сам профессор Кано свой путь к созданию нынешнего дзюдо: «Я изучал искусство дзюдзюцу у многих знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом глубоких исследований и долговременных опытов. Однако все эти наставления давались не в виде приложения к некоему всеобъемлющему принципу, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такое положение привело меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет. В результате я убедился, что, какова бы ни была цель, будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой, и этот принцип – оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели. Сформулировав основополагающий принцип, я снова, под иным углом зрения, изучил разнообразные методы нападения и защиты, которые преподавались в то время, и были в пределах моего досягания. Все их достоинства я сверял с данным принципом. Так я мог сохранить все те, что соответствовали найденному принципу, и устранить те, что ему не соответствовали».
Считается, что технический комплекс приемов Кодокана был завершен в 1887 г. и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией дзюдо, и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств, Кано продолжал работать еще многие годы. Окончание этого труда знаменовалось созданием в 1922 г. Культурного общества Кодокан (Кодокан бунка кекай), лозунгами которого стали заповеди Кано: «Наиболее результативное приложение силы» (Сэйреку дзэнъе) и «Взаимное благоденствие» (Дзита кеэй).