История Олимпийских игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Они начались более двух тысяч лет назад в Греции.
Обычно в массовом сознании наших дней Олимпийские игры воспринимаются как сугубо спортивные соревнования высшего ранга и, главное внимание, обращается на спортивные результаты.

Работа содержит 1 файл

История Олимпийских игр.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Так Пелопс получил Гипподамию. Проезжая в одном  месте с Миртилом, который его  сопровождал в этом путешествии, Пелопс отлучился, чтобы принести воды супруге, испытывавшей жажду. В этот момент Миртил попытался овладеть Гипподамией. Пелопс узнал от Гипподамии о поступке Миртила и сбросил его у мыса Гереста в море: оно было названо по имени Миртила Миртойским. Падая, Миртил проклял весь род Пелопса».

По мнению Дж. Томсона, в мифе о состязании Пелопса и Эномая отразился известный в Элладе тех времен древний обычай единоборства искателя престола с царем, что являлось, по сути, одной из форм ритуального убийства. В своем труде «Эсхил и Афины» Дж. Томсон пишет: «...миф о Пелопсе может быть интерпретирован как символическое отражение специфической формы первобытных инициации, принятых в доисторической Олимпии. Они состояли из двух частей — инициации возмужалости и инициации в царский сан. Последние заключались в состязаниях-испытаниях (первоначально — в состязаниях в простом беге, а потом — в беге колесниц); победитель провозглашался божественным царем или царем-жрецом года...»

Что же касается непосредственного ритуального состязания женихов за невесту (и одновременно за царскую власть), то этот агон свидетельствует о существовании в Древней Элиде матрилинейной традиции наследования престола.

Анализ  мифологических источников позволяет  нам различить в многовековой истории Олимпийских игр четыре периода:

- героический  период (в играх участвуют преимущественно  боги и герои);

- легендарный  период, начинающийся с 50-го года  после Девкалионова потопа, когда  Климен, сын критянина Кардиса,  возобновил якобы Олимпийские  игры, посвятив их Идейскому Гераклу;

- полулегендарный  период — в IX веке до н.  э. после нового перерыва игры  возрождены Ликургом и Ифитом;

- исторический  период игр, исчисляющийся с  776 года дон. э., когда элидский  повар Коройб победил в простом  беге.

Построение эпиникия диктовалось вполне определенными правилами и традициями. Неотъемлемыми составными частями победной оды были «местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где была одержана победа. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления».

В каждом эпиникии Пиндар в первую очередь  воздает хвалу непосредственно  победителю, своему адресату. Делается это в духе единой традиции, но каждый раз своеобразно. Литературные приемы повторяются редко.

В III Олимпийской  оде, посвященной победе Ферона Акрагантского  в состязании колесниц, поэт путем  пышных сравнений так возвеличивает  атлета:

Если  среди стихий первая вода,

Среди ценностей же самое почитаемое золото,

То сегодня  Ферон,

Благодаря своей доблести, достигшей апогея,

Касается  Геракловых столбов.

(С. 42-44)

Победитель  добывает славу не только себе, но и  своему городу, и своему отцу, и всему  своему роду. Это весьма значительный социальный и этический момент, который древние нередко ставили во главу угла.

Псавмид Камаринский не раз побеждал в  конных состязаниях (ему посвящены IV и V Олимпийские оды). В пятой  оде, обращаясь к отечеству победителя — Камарину, Пиндар восклицает:

Конями, мулами и скачкой На одном коне

Большую славу тебе доставил

Победами  и провозгласил отца своего Акрона

И новопостроенное  жилище.

Тот же прием возвеличения города через  личность победителя находим и во многих других эпиникиях: XII Олимпийский  — посвященный Эрготелу Гимерскому, XIV Олимпийский — посвященный Асопиху Орхоменскому, II Пифийский — посвященный Гиерону Сиракузскому, IX Пифийский — посвященный Телесикрату Киренейскому, и другие.

Спортивная  наследственность от отцов к сыновьям  

Не только доброй традицией, но и весьма желательным элементом хорошего тона считалась в аристократической семье агонистическая преемственность от отцов к сыновьям. Знаменитая спортивная наследственность никогда не ускользала от внимания зрителей и, разумеется, поэтов. Победитель-сын и победитель-отец в прямом смысле и переносном взаимно вплетали все новые листья в венок семейной славы.

В лукиановском диалоге «Харон или наблюдатели» Аполлон с явным удовольствием  указывает Харону на отца, счастливого  своим сыном-атлетом, победителем  на Олимпийских играх.

Больше всего сведений о «семейных победах» находим у Павсания. Вот что он рассказывает, например, о лакедемонянине Гетоймокле: «Самим Гетоймоклом и его отцом Гиппосфеном были одержаны победы в борьбе на Олимпийских играх; в общей сложности они одержали одиннадцать побед, причем Гиппосфену удалось одержать на одну победу больше сына и тем превзойти его».

Бывало, что цепочка агонистических побед  протягивалась и дальше: от деда к внукам, от прадеда к правнукам.

Наиболее  знамениты в этом смысле, пожалуй, родосские атлеты семейства Диагоридов. Павсаний упоминает о многочисленных статуях, поставленных в Олимпии представителям этого атлетического рода. Как правило, Диагориды были кулачные бойцы и панкратиасты.

Впрочем, иногда представители одного и того же рода нарушали «видовую» наследственность и выступали в разных агонах.

Сам Диагор неоднократно побеждал в кулачном бою. Его сын Дорией, самый младший  из Диагоридов, выступавших на стадионе, победил в панкратии. Удостоены  были олимпийских венков брат и сыновья  Диагора — Акусилай, Дамант, Сосий. Наконец, не посрамили своего рода и внуки знаменитого атлета: также удостоились высшей награды в Олимпии Эвкл и Пейседор. С именами Пейседора и его матери Каллипатеры (Ференики) связана известная легенда о женщине, проникшей на Олимпийский стадион, чтобы своими глазами видеть победу сына.

Вообще  Родос дал эллинскому миру много  атлетов и, в частности, хороших  кулачных бойцов, панкратиастов и  прыгунов.

В той  же VI книге «Описания Эллады»  читаем: «Лакедемонянин Александр был  первым провозглашен победителем в состязании колесниц, а надпись на его статуе гласит, что его дед по отцу еще раньше был увенчан венком за победу в пентатле». Нередко отец и сын добывали победу на одних и тех же состязаниях в один и тот же день.

По выкладкам, которые предлагает Э. Берзин, например, в греческих колониях Северного Причерноморья, между выступавшими одновременно отцом и сыном возрастная разница составляла в среднем 26 лет. И это еще одно прекрасное доказательство спортивного долголетия эллинов.

Тема  семейных побед широко распространена в одах Пиндара. Воспевая победу, Мелисса Фиванского в панкратии и в конном ристании, поэт подчеркивает, что

Прирожденной  доблести предков

Он не посрамляет.

Наиболее  концентрированную форму идея семейных агонистических традиций приняла в X Пифийской оде. Посвящая ее фессалийцу Гиппоклу, Пиндар восклицает:

Счастлив  и достоин похвалы мудрецов

Тот муж, который,

Доблестью рук или ног одержав победу, величайшие из наград заслужит

Отвагой и мощью;

И еще  при жизни своей увидит юного сына, который и сам завоюет

Пифийский венок.

Этический кодекс атлетов

Рядом с категорией агонистической доблести (переплетаясь и перекликаясь с ней) у Пиндара возникает цепочка  этических норм, своеобразный кодекс чести атлета и олимпионика.

Этот  кодекс своеобразен, и он отнюдь не идентичен Олимпийскому уставу Ликурга Ифита. Но и противоречий между ними тоже нет. Просто «этический кодекс» Пиндара и Олимпийский устав успешно дополняют друг друга.

Какие же этические положения содержат эпиникии?

Первое. Почетна и желанна лишь многотрудная победа. То, что досталось случайно или в легкой борьбе, не приносит морального удовлетворения ни атлету (настоящему атлету!), ни зрителям. В VII-VI веках до н. э. профессионализм на эллинских стадионах еще не достиг апогея. Именно «эту вершину любительской агонистики прославил и увековечил Пиндар». Хотя жестокость кулачных поединков и взаимная безжалостность панкратиастов и в те времена не являлись исключением, однако боролись тогда не изощренные профессионалы, а преимущественно любители, находящиеся в относительно одинаковых условиях. И если ты становился primus inter pares, то это было особенно почетно.

Наиболее  четко и, в то же время лаконично, эта мысль высказана в X Олимпийском  эпиникии, где воспевается победа в кулачном бою мальчика Агесидама (ему же посвящена и XI Олимпийская ода):

Легкая  победа немногим досталась, Труд —  лучшее украшение жизни.

(С.21-22)

Сходная мысль: «доблести, чуждые опасностям, не почитаются», звучит в VI Олимпийском  эпиникии (с. 9—11).

Обращаясь к ахарнянину Тимодему, ставшему победителем в панкратии на Немейских играх (а до этого уже одержавшему ряд побед на других состязаниях), Пиндар восклицает:

Тебя  же, о Тимодем,

славным делает

многотрудная  победа в панкратии.

(Nemea. II, с. 14-15)

И даже благородное происхождение и расположение небожителей не приносит такой славы, как победа, добытая в тяжком и честном поединке.

Второй  этический тезис: атлет всегда должен помнить, благодаря чьим наставлениям он стал победителем. Слова благодарности, обращенные к тренеру, встречаются во многих Пиндаровых эпиникиях. Это, так сказать, элемент хорошего тона, обязательный для атлета. В уже упоминавшейся X Олимпийской оде, посвященной Агесидаму Локрийскому, с самого начала поэт высказывает пожелание, чтобы победитель выразил признательность своему тренеру Илу — «мужу-наставнику»:

Агесидам  же,

Победив бойцов в Олимпии,

Да возблагодарит  Ила,

Как Ахилла Патрокл.

Муж, наставляющий рожденного к доблести,

С божьей помощью

Возвышает его к славе безмерной.

Два эпиникия (Olympia, VIII и Nemea, VI) посвящены мальчику-борцу Алкимеду Эгинскому. В обеих одах есть слова похвалы и благодарности, обращенные к Мелесию — тренеру Алкимеда, бывшему в свое время прекрасным атлетом. В молодые годы, неоднократно побеждая на стадионах и получив немало наград, Мелесий теперь удостоен высшей награды — победы своего ученика:

Ныне  ж награда ему

Сам Алкимедон,

Одержавший  тридцатую победу.

(Olympia, VIII, с. 65-66)

Тема  преемственности атлетического  мастерства легко обнаруживается (как  мы уже видели выше) во многих эпиникиях: брат, отец или даже дед передают агонистические навыки младшему наследнику. Теперь же речь идет о тренере и ученике. Собственно, VIII Олимпийский эпиникий в равной мере адресован и атлету, и его учителю. Похвалой Мелесию заканчивается и VI Немейский эпиникий (с. 60-65). Этот же мотив благодарности тренеру встречаем и в IV Истмийском эпиникий (с. 90).

Третий  этический тезис: жестокость схваток  нигде не осуждается Пиндаром (хотя ею, как мы знаем из других источников, иногда грешили адресаты поэта). Это считалось в порядке вещей, тем более что не в интересах Пиндара было заострять внимание аудитории на отрицательных моментах агонов. Такое условие диктовал сам жанр эпиникия.

Четвертый этический тезис — гармония физической силы и добродетели. Это положение соответствует уже рассмотренному выше сочетанию силы физической и интеллектуальной.

В V Истмийской оде Пиндар воспевает Пифея —  старшего брата и тренера Филакида с Эгины:

С искусными  руками и таким же умом.

(С. 60)

А в VII Истмийской оде подобная похвала принимает уже несколько более специфические очертания: эпиникий посвящен панкратиасту Стрепсиаду из Фив. Боец описан как могучий великан, но одновременно он и красавец. А главное —

Его добродетель

Информация о работе История Олимпийских игр