Имея в виду эту
глубинную культурологическую предпосылку
жизнеспособности восточных боевых
искусств, обратимся к наиболее уникальным
чертам традиции. Как род военной
профессии и системы рукопашного
боя, эти искусства не являются чем-то
исключительным. Множество аналогов
мы находим в истории разных народов
– у древних египтян, скифов, славян,
скандинавов и других. А вот
то, что целое сем5йство боевых
искусств в средние века было поднято
от уровня просто боевой техники до
уровня "воинского пути", сыграло
в развитии восточных боевых искусств
решающую роль, и определило ее общекультурную
ценность. Ключевую, "культурообразующую"
роль, сыграли в этой метаморфозе
даосизм, чань-буддизм и дзэн. Их
влияние оказалось всепроникающим
и проявилось не только в мировоззренческих
установках, но и в методах психологической
подготовки, в конкретных методиках
обучения технике и тактике рукопашного
боя.
Школы боевых искусств
исторически складываются как общности,
объединения, возглавляемые мастерами-учителями.
Там существует определенная иерархия,
определяемая уровнем мастерства и
духовной зрелости членов школы –
мастер, старшие и младшие ученики.
Истоки этой иерархии лежат в семейно-родовых
устоях организации профессиональных
средневековых объединений. Личностная
основа обучения в школах боевых искусств,
их внутренняя сплоченность и внешняя
автономность требовали разработки
особой разветвленной системы личностно-профессионального
отбора учеников, контроля за процессом
обучения и оценки его результатов.
Размышляя сегодня об аспектах жизнеспособности
восточных боевых искусств, обсуждая
перспективы развития этой традиции,
мы не можем не задумываться и о
том, что именно и в каком отношении
приемлемо для наших современников
и соотечественников. Совершенно очевидно,
что нормы и принципы средневековой,
да еще и инонациональной культуры
не могут сохраниться без изменений.
Достаточно обратиться для этого
к опыту ассимиляции восточных
единоборств на Западе. В тоже время
любое культурное наследие требует
бережного к себе отношения. Важно,
отвергая преходящее, внешнее, не упустить
вечное, сущностное, имеющее общечеловеческую
ценность.
…Провинция Хэнань,
раскинувшаяся в районах среднего
и нижнего течения Хуанхэ, не только
имеет многовековую традицию истории
и культуры и славится множеством
памятников старины, но и является местом,
где зародилась известная школа
ушу – шаолиньцюань. Нескончаемый
поток китайских и зарубежных
туристов приезжает в живописные
места горы Суньшань, где находится
старинный храм Шаолиньсы, чтобы
своими глазами увидеть шаолиньское
искусство, о котором они так
много наслышаны. Дворец ушу располагается
в 700 метрах к востоку от храма
Шаолиньсы, в красивом месте, где
с одной стороны вздымается вершина
Ужуфэн, а с другой – течет
рек Шаосихэ. Само сооружение Шаолиньского
дворца имеет площадь в 7200 кв. м.,
а занимает общую площадь в 30 000
кв. м. Все строения архитектурного
ансамбля выполнены в старинном
стиле. Во дворце имеется большой
зал состязаний, тренировочный комплекс,
а также ресторан и гостиница.
Шаолиньский дворец
стал самым крупным современным
комплексом ушу.
Боевые искусства
средневекового китая и их культурно
исторические установки. Виды и характеристики
спортивных единоборств у различных
народов мира в. На тему Эпоха и
культура Монгольской империи в
Средневековой Индии. На тему основные
направления в живо