Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:54, доклад
К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием “уи”. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений — та-олу — которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения.
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Почему я выбрала
эту тему? Начну с того, что
говоря об истории физической культуры,
первое, что приходит в голову - это
Великая китайская культура с
образованием всевозможных школ, монастырей.
Создание китайским народом такого
культурного наследия. А самое
главное то, что не смотря на всевозможные
катаклизмы, мировые войны, а так
же "культурные революции" интерес
к физической культуре, а именно
к боевым искусствам только возрастает.
Умение сохранить народное достояние
и передавать его из поколения
в поколение – это большое
достижение и преимущество китайского
народа. Также хочу отметить, что
не в коей мере ни умаляю такие достойные
памятники физической культуры других
народов, а именно Древних греков,
Индусов, Японцев, Римлян и т.д., но все
же хочу раскрыть тему Востока (Китая),
поскольку в мой быт, а точнее
в быт моей семьи все прочнее
входит увлечение боевыми и
Благодаря тому, что
в Китае существует "повальное"
увлечение боевыми видами искусства
и оздоровительными направлениями,
важную роль в воспитании играет физическая
культура. Начиная с раннего возраста,
китайские детишки с
Зачатки ушу возникли
раньше китайской государственности,
но до IV—III в. до н.э. еще не было систем
(школ) ушу, была лишь подготовка воинов,
“воинское ремесло”. Первоначально
оно имело вид танцевально-
К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием “уи”. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений — та-олу — которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения.
В периоды “Весен и Осеней” (770—476 гг. до н. э.) и Воюющих Царств (475—221 гг. до н. э.) жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан ими духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В I в н.э. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступать в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.
Примерно в VI веке в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде, именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан — Ли Ши-миню — и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин — усэн (монах-боец).
В сунскую эпоху (960—1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XII в. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. Но в 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и стал, ее возрождать. Он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.
После 1219 года, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли “сэму” (“цветноглазые”), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали “хуэйхуэй”. Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань “всюду вступать в общины жителей приграничья” стали из солдат крестьянами. Из этих людей, и прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов, а также принявших ислам китайцев сформировалась нация хуэйцзу (“мусульман”). В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.
В 1351—1368 годах народное
восстание “красных повязок”, под
предводительством Чжу
В XVI в. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. “Покарать бандитов и оберечь народ” было предписано талантливому чиновнику Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи знатоком ушу, решил привлечь в отряды местного ополчения бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие тогдашние системы военной подготовки, он написал знаменитый трактат “Цзисяо синьшу” (“Новая книга записей о достижениях [в военном деле]”). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI век считается переломным в истории ушу
Правление династии
Мин было эпохой стабильного, методичного
совершенствования и мирного
сосуществования различных
6 июня 1644 года Пекин
был взят маньчжурскими
В течение всего XIX
века Поднебесную сотрясали народные
восстания, направленные против маньчжурского
владычества и засилья
Несмотря на то, что разгром ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно укоренившиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, исчезнуть бесследно. Во время Синьхайской революции (1911— 1913) и позднее, при правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобновилась с новой силой.
Правительство Китайской республика оказывало большую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под руководством Цай Гуйциня. Его преемник — генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) — также был не чужд боевых искусств. Он лично присутствовал на гокао (“государственные испытания” — нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проводил в Нанкине (тогдашней столице Китая) Центральный институт гошу (“национальное искусство” — так в период правления партии Гоминьдан называли ушу), основанный в 1928 году Ректором Института был генерал Чжан Чжицзян, покровительствовал ему министр обороны Фэн Юйсян. Другой крупной организацией, развивавшей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае Ассоциация Цзиньу (“Ассоциация истинных боевых искусств”). Обе организации имели филиалы во всех провинциях Китая (Ассоциация Цзиньу — и за рубежом, в местах компактного проживания китайцев: Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д.), преподавали там крупные мастера, хранители истинной традиции. Во время второй мировой войны многие мастера ушу воевали в армии или партизанских отрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.
После прихода к власти коммунистической партии и образования КНР правительство обратилось к мастерам ушу с призывом выйти из подполья, мотивируя это тем, что все мотивы для тайной деятельности остались в прошлом (власть маньчжуров свергнута, японцы изгнаны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в 1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла Первая Всекитайская национальная спартакиада, 75% которой заняли выступления по ушу. Было продемонстрировано 139 стилей ушу, проведены поединки по рукопашному бою (без какого-либо защитного снаряжения), по бою на коротком оружии (мечах) и бою на длинном оружии (шестах и копьях), а также соревнования по такому древнему национальному виду состязаний, как поднятие тяжестей. Увидев такую мощь (в поединках практически не было травмированных) правительство испугалось — мало ли куда повернет эта сила в будущем. Большинство тайных обществ было разогнано.
Параллельно из нескольких мастеров и историков ушу, согласившихся сотрудничать с государством (так как искренне считали, что ушу нуждается в реформировании), была создана комиссия по реформе ушу. Известный мастер Цай Луньюнь на основе своего фамильного стиля хуацюань (расцветающий кулак), а также ряда других северных стилей — чжацюань (кулак семьи Чжа), паоцюань (пушечный кулак), хунцюань (кулак потока), пигуацюань (кулак рубки и подвешивания), шаолиньцюань (кулак монастыря шаолинь) — создал новый спортивный синтетический стиль чанцюань (длинный кулак). На основе пяти стилей провинции Гуан-дун (стили семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо) был создан синтетический спортивный стиль наньцюань (южный кулак). Названия приемов заменялись на технические, лишая их тем самым духовной наполненности (согласитесь, “удар, раскалывающий гору” — это одно, а “хлопок кулаком по ладони” — совсем другое). В период “Великой пролетарской культурной революции” (1966—1976) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям за “потакание феодальным пережиткам”. Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом, и дабы не портить международного имиджа КНР, ушу оставили в покое.
Сейчас государство по-прежнему проводит политику превращения ушу в спорт. Среди молодежи, не видевшей истинного ушу, популяризируются чан-цюань и нань-цюань, а также спортивные и оздоровительные версии древних стилей. Созданы правила проведения поединков (бой по правилам — вещь в традиционном ушу просто немыслимая). Как говорят народные мастера, “чтобы побеждать в поединках по правилам саньшоу, нужно заниматься боксом, а не ушу”. Традиционное ушу продолжает существовать, но не пересекаясь с государственным.
Всекитайская академия ушу находится в Пекине. По существу она является одним из факультетов здешнего института физкультуры, но пользуется некоторой автономией и работает по особой программе, цель которой сделать этот вид всемирным, завоевать всеобщее признание. А пока в Академии проходят курс наук сотни молодых людей, с детства достаточно изучивших его приемы и методы, истоки которых теряются в глубине доисторических времен.
Даже весьма поверхностное знакомство свидетельствует о том, что мы имеем дело не просто с видом спорта, а с целой культурой физического воспитания, выдержавшей все испытания и сохранившей себя для современного человека. Мы по существу знаем лишь одну из разновидностей ушу – сугубо боевую, предназначенную для активной самообороны. Именно она привлекает у нас многих молодых людей, жаждущих получить в свои руки, так сказать оружие без оружия. Но для китайцев ушу нечто несоизмеримо большее и они готовы со всем миром поделиться своими знаниями.
В Академии ушу учится немало студентов из Европы и Америки. Девочки, которые овладевают приемами ушу, удивительно пластичны. Этот вид спорта приемлем для людей всех возрастов и полов.
Помимо ушу, китайские студенты, как и в нашей академии имени Лесгафта, изучают все необходимые для образования науки.
Восточные боевые искусства
– явление очень сложное, многоликое,
оценки его неоднозначны. Очевидна
однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная
приспособленность к разным социально-историческим
и культурным условиям, при неизменной
притягательности для западной цивилизации.
Проникая в другие страны, утрачивают
изначальную ценность и обособляются
три главных направления: лечебно-оздоровительная
гимнастика, спортивные единоборства
и рукопашный бой. Есть и другие направления.
В них преобладает влияние
западной культуры. Это культивирование
в рамках профессионального спорта
одной из разновидностей контактного
каратэ (кик-боксинг, фул-контакт), а
также распространение