История физического воспитания в Древнем Мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Содержание

Введение 3

1. Физические упражнения и игры у восточных славян 5

2. Физическая культура Древнего Востока 19

3. Физическая культура Античной Греции 23

4. Физическая культура Древнего Рима 28

Заключение 31

Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

История физического воспитания в древнем мире.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Древняя Индия. В физической культуре Древней Индии в период с III тысячелетия по II тысячелетие до н.э., тщетно искать классические признаки развития выше упомянутых государств. Формы рабовладения носили здесь патриархальный характер, что отражалось на все сферы деятельности населения.

     Физическая  культура Древней Индии располагала  ценными традициями в области  ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. А также методикой снятия боли с помощью точечного массажа и растираний. Древней Индии принадлежит создание системы йоги, основанной на наблюдениях за психическими изменениями в организме во время медитаций и танцев шаманов. Это подтверждает найденная каменная пластина в Пендшабе (в III тыс. до н.э.), на которой изображена фигура человека, сидящего в позе "лотос" (падсамана). Кроме этого, в Древней Индии на высоком культурном уровне проводились конные состязания, единоборства с нанесением ударов рукой и ногой по чувствительным к боли частям тела. Была разработана методика ритуала выразительных движений. Существовали институты танцовщиц (девадаси). В Древней Индии были открыты медицинские университеты в Наланде и Такасиме II век до н.э. Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, были обязательными для всех представителей высших слоев Древней Индии.

     Пришедшие с севера кочевые племена индо-арийцев (1200 – 600 гг. до н.э.) окончательно закабалили коренных жителей Индии и сформировали общественную модель с кастовой градацией. Привилегированные касты - брахманы (священнослужители), кшатрии (военное дворянство) и вайтья (почетные ремесленники, скотоводы). Сельское население и неарийцы объединялись в касты шудров. Обездоленные слои населения, рабы, занимающиеся "грязной" работой, не могли принадлежать ни к одной из каст и являлись париями (т.е. неприкасаемыми). Все это в совокупности привело к тому что, хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее кастовая принадлежность диктовала, кому и чем можно заниматься. Для неарийских каст, например, считались "неприкосновенными" йога, верховая езда и все упражнения с оружием, обеспечивающими боевую подготовку. В то же время кшатрии (высшая каста) почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься танцевальными упражнениями, упражнениями с чучелами, кубиками, обручами, которые были распространены среди шудров. Следует отметить, что представители высших каст в Древней Индии и их челядь получали физическую подготовку высокого уровня, т.к. согласно законам Ману (I век до н.э.), они были обязаны успешно сражаться с превосходящим по силе противником, владеть приемами управления боевых колесниц и верховой ездой, отлично стрелять из лука и в совершенстве владеть мечом и щитом, мастерски управлять слонами и передвигаться на лодках по водным просторам. От их умения зависела сила и процветание древнеиндийских городов и общин. Большое внимание в высших кастах Древней Индии уделялось играм на досках, т.е. играм прародительницам современных шахмат, которые требовали умственных сосредоточений и раздумий. Проведенная в V в. до н.э. буддистская религиозная реформа сделала отдельные элементы йоги доступными и для низших каст. Каноны йоги приобрели религиозное обрамление. Роль йоги для неарийских каст не служила улучшению здоровья народа, а формировала позиции бегства из нищеты в счастливое ничто (нирвану). Классические проповеди Будды утверждали малоценность индивидуальной жизни, превозносили безволие и отсутствие желаний. Джайнизм, признающий бессмертие души, расценивал умерщвление плоти как религиозный подвиг. Под влиянием этого в индийской физической культуре возникла новая деформация – система аскетической практики. Условия аскетизма были очень суровы – сон на голой земле, выстаивание целый день на кончиках пальцев ног, бесконечные наклоны, прыжки через огонь, хождение под проливным дождем, кручение на одном месте и т.п. Эта система физических упражнений, приправленная психологическими испытаниями стала постепенно вытеснять прежнюю систему физической культуры Древней Индии. Однако, в сельских кастах в форме тайных обрядов продолжали жить упражнения, связанные с самообороной без оружия, бег, прыжки в высоту, ритуальные танцы и омовения.

     Древний Китай. Примером высокого развития физической культуры Древнего Китая была книга "Кунфу", написанная ориентировочно в 2698 г. до н.э., которая систематизировала распространенные среди народа упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев. На основании последних сложилась сложная система упражнений пантомимы для подготовки китайских воинов.

     Классовая структура Древнего Китая, сохранявшая  позитивные первобытнообщинные черты, кроме привилегий, получаемых по наследству, давала возможность достичь успеха за счет физических и умственных способностей. Для того чтобы, например, попасть в сословие мандаринов (чиновников) нужно было сдать экзамены на физические способности и специальные знания.

     Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали естественно-философские  воззрения и медицинские знания, полученные на основе экспериментов. С помощью методов лечения, основанных на движении, была открыта возможность воздействия на функциональные системы организма.

     Во  время господства первой династии Шан  наравне с лечебно-терапевтическими движениями культивировалась военная подготовка, включающая состязания на колесницах, стрельбу из лука, рукопашную схватку без оружия, метание копья.

     Своего  расцвета древняя китайская физическая культура достигла во время господства династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.), когда были открыты школы, в которых обязательным предметом являлось обучение гимнастическим упражнениям, обучение дыхательным упражнениям, массажу и растираниям. Воспитание в Древнем Китае в VI-V вв. строилось на философской теории "дао-дэ". Ее основоположник Лао-цзы считал человека уменьшенной копией вселенной. Чтобы быть здоровым, согласно даодистским принципам, человеку следует сохранять и обеспечивать гармонию "цзинь" и "цзянь". Это возможно с помощью физических и дыхательных упражнений. Сохраняя внутреннюю гармонию, человек становится здоровым и, значит, совершенным и добродетельным.

     Кроме упомянутой системы, связанной с  внутренним совершенством, в Древнем  Китае сложилась система идеалов  в области физической культуры, называемая "Мэй". Она формировала внешнее совершенство и была направлена на благо общества, воспитание морали и чувства вкуса, воли и характера. Например, если борец грубил судье, его удостаивали высокой степени презрения.

     Среди бедного народа Древнего Китая, за исключением  рабов, получила распространение игра "Чжу-кэ" – предшественница современного футбола. Она проводилась по строгим правилам, где указывались 10 нарушений и различалось 70 различных видов ударов по мячу. Кроме "Чжу-кэ" простое население проводило состязания по кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде.

     В период диктаторского правления  династий Цинь и Хань (III-I вв. до н.э.) в Древнем Китае начался переход к феодализму. Император (Великий желтый) провел коренную военную реформу. Физическая культура стала вытесняться боевыми искусствами. Были открыты военные школы с обязательным обучением верховой езде, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам в ближнем бою, набрасыванию арканов для поимки противника. Были уничтожены и места проведения представительных турниров, преследовались соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоев. В противоположность этому, буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовали народное движение "желтых тюрбанов", поощрявшее физические упражнения, связанные с самообороной простых людей. 

     3. Физическая культура Античной Греции 

     В конце II тыс. до н.э. к западу от государств Ближнего Востока с деспотическими режимами, проповедующими постоянство, покорность, услужливость, начала развиваться физическая культура рабовладельческого общества, совершенно отличного от указанных государств. В Античной Греции общественным идеалом стали независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни. Такой образ жизни привел к общественному признанию роли физической культуры.

     Классическая  Эллада в общественно-экономическом  отношении не была наиболее развитым рабовладельческим образованием (в  сравнении с Древним Китаем и  Древним Римом). Несмотря на это, физическая культура греческих полисов в VI-V вв. до н.э. достигла такого уровня, которому могут позавидовать современные цивилизации – многогранное начальное физическое обучение, агонистика, система регулярных публичных состязаний, сеть стадионов и специальных учебных заведений. Расцвет системы физического воспитания Древней Греции нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин.

     Спарта. В VI в. до н.э. в Лаконии около 9 тыс. спартанцев правили 30 тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс Спарты мог удерживать власть, лишь организовав жизнь государства по образцу военного лагеря. Поэтому главной целью физического воспитания стала подготовка подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного и слепо подчиняющегося старшим. Для достижения этой цели в Спарте была разработана своеобразная система физического воспитания. Эта своеобразность, по мнению великого Платона, заключалась в приучении малолетних к взрослому образу жизни. Т.е. детей с 7 лет отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели несли ответственность за порученных детей и являлись наиболее заслуженными вольными гражданами Спарты. С каждым годом ребенок все больше привыкал к душевным и физическим испытаниям. Его обучали основам гимнастики и орхеристики (искусство двигаться и упражнения на ловкость), которым придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и царапания ногтями. Чтобы убедиться, что мальчики растут "удальцами", в их среде намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год обучения завершался состязаниями, связанными с различными культами. Например, состязания перед могилами героев для воспитания чувства ответственности перед памятью предков. С 12 до 14 лет режим физического воспитания спартиат строился так, чтобы приучить их к неприхотливости и максимальной выносливости. Выбирался старший отряда – ирэн, который полностью распоряжался сверстниками. Юные спартиаты обязаны были добывать себе еду кражей, т.к. по мнению воспитателей (геронтов), развивалась ловкость, смелость. Одежда, даже зимой, сводилась к минимуму – для закалки. За малейшую провинность следовало жесткое наказание – так воспитывалось терпение. Одним из самых серьезных испытаний был праздник Артемиды. В 14 лет на алтаре, в присутствии родителей и жителей Спарты, подростков секли розгами. Кто выдерживал это испытание с молчаливым мужеством, получал награду. Случалось, что подростки без единого стона умирали. В их честь воздвигалась статуя. Прошедшие испытание считались посвященными. Вряд ли наши современники одобрят подобную «педагогику». Но спартанцы были твердо уверены, что только так можно воспитать настоящих мужчин и воинов. Прошедшие испытание с 15 лет допускались к ночным походам (криптиям). Это был испытательный год, по истечению которого подростки становились эйренами. В основу физического обучения эйренов входило владение техникой оружия и строевые упражнения, пятиборье, кулачный бой, "спартанская гимнастика", танцы с копьем. Эйрены допускались к подготовке отрядов младших спартанцев. С 20-летнего возраста юноши подвергались жестким испытаниям и переводились в группу эфебов. Такое систематическое обучение длилось 30 лет. Девушек Спарты обучали подобно юношам до достижения 20 лет, т.к. в отсутствие мужчин они обеспечивали порядок в государстве. Девочки Спарты допускались к публичным соревнованиям и занятиям.

     Афины. Физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения в Спарте. В Афинах физическая подготовка обязательно включала умственное и эстетическое образование, по принципу философии «золотой середины», т.е. все в человеке должно быть в меру. Начиналось обучение с 7-летнего возраста до 16 лет в особых учебных заведениях – палестрах (пале – площадка для борьбы). Платон в своем труде "Протагоре" писал о целях физического воспитания афинян следующее: "...Направляют их у учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса". В рамках системы упражнений палестры входили комплексные испытания и пентатлон (бег 192-196 м, прыжки в длину с альтерами, метание диска и копья, борьба). В школе обучали бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и гребле. В отличие от консервативно-земледельческой Спарты, в Афинах детей не отлучали от семьи. На занятия в палестры их сопровождали "дядьки" или рабы. Кроме этого афиняне посещали грамматическую и музыкальную школы. С 16 лет воспитание продолжалось в общественных гимнасиях (от гюмнос – обнаженный). В этих типах учебных заведений увеличивается физическая нагрузка (взрослый пентатлон) и добавлялись элементы общественного воспитания – беседы, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и физических соревнований. Включались элементы военной подготовки. С 18 лет юноша принимался в отряд эфебов и становился свободным гражданином, принимал присягу на верность государству и в торжественной обстановке получал экипировку воина. В отрядах эфебов обучение длилось 2 года и проходило, в основном, в лагерях и отдаленных гарнизонах. Они вели жизнь регулярных солдат, осваивали технику и тактику боя, несли службу по охране границ государства.

     Весомое место в развитии физической культуры Древней Греции, и впоследствии в современной спортивной жизни, сыграли древнегреческие агоны (игры). Агонистика – это разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С появлением эллинской системы физического воспитания, начиная с IХ в. до н.э., агонистика возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры Древнегреческих государств. Чтобы предотвратить их, царь Элиды Ифит и Ликург из Спарты подписали договор "Об обязательном сохранении божественного мира во время игр". Однако придавать древнегреческим агонам только политическую окраску было бы несправедливо, т.к. они еще имели и глубокие культовые, культурные и нравственные истоки. По убеждению античных греков, чем прекраснее тело человека, тем лучше он сам. Это убеждение строилось на идеале калогатии (сумма совершенства тела и духа) и определяло образ жизни свободного гражданина Эллады по принципу "золотой середины". Стремление к совершенству и эстетике нашло свое отражение в названии участников древнегреческих агонов - "aisthetikos", что означало эстетический, чувственный, т.е. красивый. В роли атлетов считали почетным выступать историки, философы, ораторы, драматурги. Ярким примером может служить победитель в борьбе Аристокл (Платон). Местом проведения первых агонов была выбрана Олимпия. Официальной датой первых Олимпийских игр Древней Греции считается 776 г. до н.э. Однако, согласно записям историков Аристодама и Полибия, это произошло на 108 лет раньше, т.е. в 884 г. до н.э. Популярность агонистики была настолько велика, что вслед за олимпийскими стали проводиться истмийские (586 г. до н.э.), пиорийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.). Таким образом, Олимпийские игры были не единственным праздником в соревнованиях атлетов. В 4-летний интервал между Олимпийскими играми устраивались игры и для женщин в честь богини Геры. Эти женские аргоны носили название Гереи или Героиды.

     В местах проведения игр строились  прекрасные архитектурные сооружения. Например, в Олимпии был возведен уникальный архитектурный ансамбль, включающий 5 стадионов, ипподром, храмы Зевса, Геры, Леонида, гимнасия и палестра, павильон "Эхо", хранилища эталонов, олимпийского огня, мастерская Фидия, зал собраний и много других сооружений. Участники соревнований делали заявку на участие в агонах за год. За последние 30 дней до начала игр полагалось упражняться только в Элидских гимнасиях под наблюдением требовательных элланодиков. Они давали разрешение о готовности участника к играм. В играх не имели право участвовать рабы, "варвары", святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. А также атлеты государств, ведущих войну. Программа игр состояла из 2-х частей – священнодействия (1 день) и состязания (4 дня). Поэты читали зрителям свои произведения, художники выставляли свои картины, скульпторы - скульптуры, представители государств оглашали договоры, законы и важные документы. Во время состязаний на стадионе находились "номофилаки", следившие за строгим соблюдением правил, и палочники. За подкуп судей, запугивание соперника, недозволенные приемы и т.п. провинившихся наказывали на месте. Программа Олимпийских игр постоянно расширялась – от 1 упражнения в беге на 1 стадий (175-192 м) до 20 видов состязаний в дальнейшем (прыжки в длину с отягощением, метание диска, копья, соревнование колесниц, бег с военным снаряжением, борьба и т.п.). С 632 г. до н.э. в древнегреческих агонах стали принимать участие и дети, по облегченным видам программы (например, беговые дистанции были уменьшены вдвое). Перед открытием Игр все участники торжественно произносили клятву: "Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками". Роль физической культуры в Элладе была настолько велика, что физически слабого считали бескультурным и про таких говорили: "не умеет ни читать, ни плавать". Позднее, с приходом римлян в Элладу в олимпийских агоназ стали принимать участие атлеты со всей Римской Империи: Северной Африки, Западной Европы, Ближнего Востока. Победитель, одержавший трижды победу, назывался Олимпионик и получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, т.е. 292 раза. В 394 г. н.э. император Феодосий I специальным декретом упразднил древнегреческие агоны, а Феодосий II приказал разрушить все сооружения. 

 

      4. Физическая культура Древнего Рима 

     Физическая  культура Древнего Рима относится к  числу противоречивых и ее развитие следует рассматривать по трем периодам государственного устройства Древнего Рима: физическая культура Царского периода (VIII-VI вв. до н.э.), физическая культура Республиканского периода (VI-I вв. до н.э.), физическая культура Императорского периода (31 г. до н.э. – 476 г. до н.э.). "Царский" период характеризуется наличием палестр на юге Италии, где проживали греки, а также состязаниями Союза городов, в программу которых были включены упражнения по бегу, гонках на колесницах, фехтованию, борьбе. На соревнования Союза городов приглашались представители других народов, городов-полисов. Постепенно эта форма физической культуры себя изжила, т.к. соревнования стали носить чисто "римский" характер. В VI в. до н.э. в Древнем Риме стали устраивать представления светского характера, отвечали за которые не жрецы, а должностные лица. Самыми ранними римскими гражданскими праздниками считаются Римские игры. Они длились 14-15 дней и устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Их постоянным местом проведения была избрана долина между Палантином и Авентином, где был сооружен первый цирк. Второй период в развитии общества Древнего Рима резко изменил характер физической культуры. Представители мужского пола стали проводить лучшие свои годы в военных лагерях, физическая подготовка в которых была жесткой и всесторонней – упражнения в плавании, прыжках в длину, преодолении препятствий и т.п. проводились в обнаженном виде и с полной боевой выкладкой, вес которой достигал 25-30 кг. Постоянно устраивались длительные марш-броски и переходы на 30-40 км со скоростью передвижения 6 км/час. При этом возрастные особенности не учитывались. Идеалом общественного сознания стал воин-легионер, который презирал публичные состязания. Несмотря на все это, было бы погрешением против исторической правды утверждать, что граждане Римской Республики не использовали другие формы физической культуры. В высших кругах сохранились традиции заниматься упражнениями с гантелями, играми. Богатые патриции строили при своих домах сферистереумы, где играли в мяч и плавали. В семьях среднего достатка юноши воспитывались отцами – получали азы грамматики и арифметики, учились верховой езде и владению оружием. Между собой молодые люди упражнялись в метании копья, дрались на кулаках и боролись. Однако, это не могло шлифовать их мастерство, т.к. публичные соревнования были "не в моде". О римлянах философ Сенека писал: "…недалекие люди, тела которых упитаны, а ум груб. В Риме давно забыли о красоте и грации человеческого ума и тела". С III в. до н.э. в Древнем Риме учреждаются новые представления: Плебейские игры, Аполлоновы и Мегаленские игры, а также флоралии, в честь богини Флоры. Эти празднества были ежегодными, длительность их составляли 6-7 дней. Кроме регулярных (ординарных) игр, в Древнем Риме могли устраиваться экстраординарные праздники по любоиу случаю и пожеланию магистрата. Общая сумма праздничных гуляний римлян превышала 76 дней в году. В отличии от древнегреческих агонов, игры в Древнем Риме были представлены: во-первых - торжественным шествием во главе с помпой (т.е. устроителем игр); во-вторых - непосредственным проведением состязаний в цирках; в-третьих - сценическими представлениями в театре; в-четвертых - массовыми угощениями. Характеристика физической культуры была бы не полной без воспоминания о гладиаторских боях, возникших в конце III в. до н.э. Идея боев была позаимствована с греческих обрядов посвящения. Гладиатор (от лат. "глядиус") означает носящий меч. Гладиаторские школы стали открываться во всех уголках Древнего Рима. Во главе подготовки идущих на смерть стояли ланиусы (мясники). Для страшных зрелищ римлянами Республиканского периода стали возводиться универсальные сооружения, имеющие великолепные арены, на которых одновременно вели поединок сотни гладиаторов. Примером таких сооружений может служить Колизей, вмещающий свыше 300тыс. зрителей. Жестокое отношение к гладиаторам привело в 74-71 гг. до н.э. к крупным восстаниям, самым известным из которых является восстание под управлением Спартака.

Информация о работе История физического воспитания в Древнем Мире