Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, реферат
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.
1. Основные характеристики опыта
1.1 Сущность опыта
1.2 Актуальность опыта
1.3 Условия становления опыта
1.4 Новизна опыта
1.5 Трудоёмкость опыта
2. Теоретическая база опыта
3. Технология опыта
3.1 Цели и задачи
3.2 Средства и методы
3.3 Проведение мониторинга состояния здоровья и
физической подготовленности учащихся
4. Результативность опыта
5. Список литературы
Тема:
«Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры»
СОДЕРЖАНИЕ
3.1 Цели и задачи
3.2 Средства и методы
3.3 Проведение мониторинга состояния здоровья и
физической подготовленности учащихся
4. Результативность опыта
5. Список литературы
1. Основные характеристики опыта
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не
Все
вышеперечисленные причины
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье учащихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни учащихся? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех учащихся? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на учащихся целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия.
С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью учащихся? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
1.5 Трудоёмкость опыта
Главная проблема – это создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Под условиями я понимаю повышение мотивации учащихся к урокам физкультуры, создание материальной базы для занятий.
Учащиеся, особенно девушки, без
особого желания посещали
Совместными усилиями с администрацией создали спортивную базу колледжа:
Наличие
хорошей спортивной базы
Систему работы по реализации комплексной программы можно представить в виде схемы (см. Схема 1).
2 . Теоретическая база опыта
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова, основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
2.1 Здоровьесберегающие технологии
Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в колледже. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Причины, приводящие к нарушению здоровья детей (см. Схему 2).
Схема 2. Причины, приводящие к нарушению здоровья.
В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
-активного участия в этом процессе самих учащихся;
-создание здоровьесберегающей среды;
-высокой
профессиональной
-планомерной работы с родителями;
-тесного
взаимодействия с социально-
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель – сформировать
Основные задачи:
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
3. Технология опыта
Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной задачей учебной деятельности является:
При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.
Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям
программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
- беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время
каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности
на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных
способностей и состояния здоровья.
- обязательно планирую материал
Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры
Для реализации здоровьесберегающего пространства рассмотрим Схему 4
Схема 4. Воздействие уроков физической культуры на учащихся
3.2 Средства и методы
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры