Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.

Содержание

1. Основные характеристики опыта
1.1 Сущность опыта
1.2 Актуальность опыта
1.3 Условия становления опыта
1.4 Новизна опыта
1.5 Трудоёмкость опыта
2. Теоретическая база опыта
3. Технология опыта
3.1 Цели и задачи
3.2 Средства и методы
3.3 Проведение мониторинга состояния здоровья и
физической подготовленности учащихся
4. Результативность опыта
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.docx

— 70.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

«Использование здоровьесберегающих технологий

на  уроках физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1.      Основные характеристики опыта
    1.      Сущность опыта
    2.      Актуальность опыта
    3.     Условия становления опыта
    4.     Новизна опыта
    5.      Трудоёмкость опыта
  2.      Теоретическая база опыта
  3.      Технология опыта

3.1    Цели и задачи

3.2     Средства и методы

     3.3     Проведение мониторинга состояния здоровья и

              физической подготовленности  учащихся

    4.     Результативность опыта 

     5.      Список литературы

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные характеристики опыта

 

    1. Сущность опыта

 

      Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни учащихся путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств,  методов и форм  в процессе обучения физической культуре.

 

    1. Актуальность опыта

 

     Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

       Сейчас практически не встретишь  абсолютно здорового ребенка.  Интенсивность учебного труда  учащихся   очень высокая, что  является существенным фактором  ослабления здоровья и роста  числа различных отклонений в  состоянии организма. Причинами  этих отклонений являются малоподвижный  образ жизни (гиподинамия), накапливание  отрицательных эмоций без физической  разрядки, вследствие чего происходят  психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что учащийся не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

     В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье учащихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.

    Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни учащихся? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех учащихся? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на учащихся целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса  к урокам физической культуры.

      Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью учащихся? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

      Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

  1. Создание условий, способствующих развитию мотивации учащихся к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
  2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
  3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

 

 

1.3   Условия становления опыта

 

       Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно, формировался в обычной школе. Выбранная мной тема созвучна проблеме, над которой  работает педагогический коллектив нашего колледжа: «Гуманизация процесса обучения – важное условие формирования гармонически развитой личности».

 

1.4   Новизна опыта

 

   Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий на уроках физической культуры:

-   использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни;

-  использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни.

 

1.5   Трудоёмкость опыта

 

   Главная проблема – это  создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Под условиями я понимаю повышение мотивации учащихся к урокам физкультуры, создание материальной базы для занятий.

 

  Учащиеся, особенно девушки, без  особого желания посещали уроки  физической культуры, часто под  любым предлогом пропускали занятия.   Не было условий  для проведения более полноценных уроков физической культуры, в том числе не хватало места в спортивном зале, практически не было спортивного инвентаря.

 

 

Совместными усилиями с администрацией создали  спортивную базу колледжа:

  • отремонтировали имеющийся спортивный зал;
  • приобрели спортивный инвентарь;
  • изготовили нестандартное оборудование;
  • оборудовали тренажерный зал.

    Наличие  хорошей спортивной базы позволило  работать по комплексной программе по физическому воспитанию в школе.

     Систему  работы по реализации  комплексной программы можно представить в виде схемы (см. Схема 1).

 


 


 








 

 

2 . Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова,  основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология». В основе опыта  лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.

2.1 Здоровьесберегающие технологии

 Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в колледже. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов  психолого-педагогические приемы,  методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного  вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

     Причины, приводящие к нарушению здоровья детей (см. Схему 2).


 



 


 


 

 

 

Схема 2. Причины, приводящие к нарушению здоровья.

 

    В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

-активного  участия в этом процессе самих  учащихся;

-создание  здоровьесберегающей среды;

-высокой  профессиональной компетентности  и грамотности педагогов;

-планомерной  работы с родителями;

-тесного  взаимодействия с социально-культурной  сферой.

      Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

  Цель – сформировать у ученика  основы здорового образа жизни  и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные  задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй.  Этап углубленного изучения.

     Цель – сформировать полноценное  понимание основ здорового образа  жизни.

 Основные  задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.   

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и         дальнейшего их совершенствования.

      Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

  Основные  задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.   
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

3. Технология опыта

    1. Цели и задачи учебной деятельности

 

          Основной целью педагогической  деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья учащихся.   

   Основной задачей учебной деятельности является:

  1. Комплексная реализация базовых компонентов программы.
  2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

    При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.

Моя задача как учителя заключается в  реализации базовых компонентов  программы. Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:

- учебный  материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям

   программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;

- беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время

   каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности  

   на  уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных

   способностей и состояния здоровья.

-  обязательно планирую материал 

 Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры

Для реализации здоровьесберегающего пространства рассмотрим Схему 4 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 4. Воздействие уроков физической культуры на учащихся

 

 

 

 

 

3.2  Средства и методы

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы средств:

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры