Инновационные технологии в школе на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:05, реферат

Описание работы

Физкультурно-образовательная деятельность существенным образом изменилась в связи с модернизацией образования, повышением качества, развитием гуманистической направленности целей, содержания, условий образования и воспитания личности. Всё это способствует переходу к инновационному типу учебно-воспитательного процесса и призвано содействовать разрешению накопившихся проблем и противоречий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Спортизация физкультурного образования………………………………. 4
Приминение фитнеса в физической культуре……………………………. 11
Третий урок физкультуры в школе……………………………………………… 17
Вывод……………………………………………………………………………………………….. 20
Содержание………………………………………………………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

Реферат)))))))))))))))))).doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Следует также  подчеркнуть необходимость диверсификации физкультурного образования в общеобразовательной  школе, возможность выбора учащимися и их родителями образовательной траектории, удовлетворяющей потребности занимающихся.

 

2.Приминение  фитнесс технологий  в школе.

         Проведённый теоретико-методологический анализ инновационных процессов физической культуры детей и подростков в современных социокультурных условиях на macro(отраслевом)- уровне выявил необходимость обновления и модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста, что обусловлено рядом причин: новышением роли физической культуры в современном обществе как основы единства духовного, интеллектуального и физического развития человека, его долголетия и работоспособности;

необходимостью  усиления значения физкультурного образования  детей и подростков как сферы  формирования культурных, общеучебных познавательных умений и навыков;

пониманием  того, что физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, способом борьбы с негативными факторами.

Необходимость реформирования и модернизации физкультурного образования детей и подростков на micro (технологическом)- уровне обусловлена следующими причинами:

тенденцией  к ухудшению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков за последние десять лет;

недостаточной эффективностью физической культуры в образовательном процессе в решении оздоровительных задач;

низкой  методической подготовленностью специалистов в вопросах внедрения инновационных  технологий в занятия физической культурой.

Падение интереса подрастающего поколения  к традиционным занятиям физической культурой позволяет говорить о том, что проблема носит не ситуативный, а пролонгированный характер и имеет определённые глубокие социокультурные предпосылки;

необходимостью  укрепления здоровья детей и подростков и информационной загруженностью школьников. Причиной нарушения здоровья детей  служат возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях, что приводит к недостаточной  двигательной активности ребёнка. Сам процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом РФ об образовании, он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи;

стремлением детей к оздоровительным занятиям, соответствующим их интересам и потребностям и сравнительно высокой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг, что препятствует их доступности всем социальным слоям общества;

традиционными занятиями физической культурой  и интересом учеников к фитнес-технологиям;

желанием  учителей физической культуры внедрять фитнес- технологии в учебно-воспитательный процесс и недостаточными ресурсами: информационными (программы, учебно-методические пособия и др.), кадровыми, экономическими.

В результате анализа возникновения оздоровительных  инноваций на всех исторических этапах развития физической культуры, рассмотрения инновационных направлений развития физкультурного образования детей и подростков, выделены признаки инноваций: «цикличность развития»; «связь со временем»; «новизна качества»; «широкая информированность и внедрение»; «системность преобразования»; «энергозатратность». Фитнес обоснован как инновация, так как он обладает признаками инновационности и способствует решению жизненно важных проблем общества.

В ходе поиска идей, способных изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию как в плане здоровья подрастающего поколения россиян, так и в плане модернизации физкультурного образования, E.Г.Сайкиной был предложен фитнес и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста.

Проведённый анализ научно-методической литературы позволил выявить социально-педагогические предпосылки внедрения фитнеса  в систему физкультурного образования. К ним относятся:

переход общества от тоталитарного, консервативного к демократическому, вариативному, инновационному;

социальный  запрос на здорового, успешного, гармонично развитого человека, общественная потребность  в здоровом образе жизни подрастающего  поколения, формировании у детей  и подростков ценностного отношения к своему здоровью, духовному и физическому развитию;

модернизация  физической культуры детей и подростков и поиск концептуальных идей по оздоровлению и повышению уровня физического  развития, физической подготовленности детей и подростков;

гуманизация физкультурного образования и его потребность в новых идеях;

пересмотр организационно-методических основ  организации физкультурно-оздоровительной  работы, свобода выбора программ и  технологий в дошкольных, школьных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;

доступность, популярность, разнообразие направлений  фитнеса, его широкая стратификация, большие возможности удовлетворить  потребности в двигательной активности различного контингента занимающихся в условиях образовательного учреждения.

Фитнес рассматривается как социокультурное явление, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура. Являясь универсальным феноменом социокультурной деятельности, фитнес приобретает свойственное ей ценностное измерение и реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные.

Среди факторов, определяющих подход к рассмотрению фитнеса как социокультурного явления, был выделен ряд важных социокультурных  проблем, решению которых он способствует в современном обществе:

социализация  людей, занимающихся фитнесом, создание наиболее широких возможностей для  самопознания, самоидентификации и  самоактуализации личности и её благоприятных  взаимодействий с социумом;

содействие появлению новых культурных форм через творческую активность людей в сфере фитнеса;

приобщение  людей к культурным ценностям  разных стран и народов в процессе занятий фитнесом за счёт использования  фрагментов искусства различных  национальных культур;

развитие  отрасли фитнес-индустрии и сети платных фитнес-услуг на базе государственных  учреждений различных типов;

создание  предпосылок для развития фитнеса  как сферы научных исследований;

выявление оснований для развития системы  подготовки фитнес-специалистов, системы подготовки физкультурных кадров, разработка новых профессиональных образовательных программ.

Социокультурные функции фитнеса реализуются  путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры и общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу психофизические кондиции ребёнка.

Выявлены  изменения не только в количественно-качественных характеристиках фитнеса, но и в  философских идеях, отражающих соответствие ценностным идеологическим ориентациям.

На современном  этапе развития в нём произошла  смена механистической парадигмы  на холистическую. В результате этого  на рубеже XX-XXI вв. в фитнесе стало  происходить соединение его физического  аспекта с аспектом духовным, реализуемом  в новом направлении «mind-body fitness» – фитнес ума и тела.

Разработана классификация фитнес-программ на основе различных признаков по: целевому, возрастному, технической оснащённости, функциональному воздействию.

 
 
 

3. Третий урок физической культуры в школе.

 Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры – важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования

физической культуры личности. Однако образовательно воспитательные задачи не только важны, но и наиболее сложны для реализации в технологическом  отношении.

   Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры. Одним из приоритетных направлений модернизации в преподавании физической культуры  является введение инновационных технологий.

Решение задач  прикладной физической подготовки зачастую осуществлялось в ущерб комплексному подходу, роль физической культуры в  качестве эффективного средства интеллектуального, нравственного и эстетического развития только декларировалась. Это не могло не оказать негативного, деформирующего влияния на всю систему формирования физической культуры. В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Философско    культорологический подход в организации  учебного процесса физического воспитания в общеобразовательной школе обусловливает необходимость формирования физической культуры личности ребенка. Однако традиционно процесс физического воспитания в школе сводится к физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется биологи ческий,  двигательный аспект. Необходимо ставить более широкие цели  воспитание посредством освоения всего ценностного потенциала физической культуры. Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления:  социально психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое). Сущность социально психологического воспитания сводится к формированию жизненной философии, убежденности, деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, охватывающих социокультурные,  психолого   -  педагогические,  медико  -биологические и другие аспекты, тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение двигательных задач – формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями. Новации в формировании физической культуры общества и личности требуют кардинальных изменений в организации учебно воспитательного процесса, прежде всего в общеобразовательной школе. Модель организации этого процесса представляется из расчета трехчасового преподавания физической культуры: 1 час – академический (теоретический) и 2 часа практических. Нетрудно предвидеть возражения по этому поводу, связанные и со слабой материально технической базой, и с нехваткой квалифицированных кадров, и с недостатками финансирования, и с низким уровнем научно методического обеспечения. Действительно, в этом проявляются главные беды школьного курса физической культуры. Кроме того, введение академического часа потребует от преподавателя дополнительной подготовки и более глубоких знаний по социокультурным, психолого педагогическим,  медико  биологическим основам физической культуры.

Данная проблема может быть снята уже на современном этапе. Если для качественного преподавания практической части программы используются возможности учителей –  специалистов в области физической культуры, то для преподавания теории целесообразно использовать специалистов, работающих в школах и имеющих глубокие профессиональные знания, а именно: медицинских работников, социальных педагогов, психологов, учителей биологии. Отметим, что при невозможности введения трехчасового преподавания физической культуры в учебный план образовательного учреждения указанных специалистов при четкой организации учебного процесса можно привлекать и при двухчасовом преподавании физической культуры.

Особое значение приобретают теоретические уроки  для учащихся подросткового возраста (7–9 е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы. Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 7–9_х классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов.

Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что классы одной  параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы  учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость. Технология раздельного преподавания позволяет изучать теоретический материал по психолого - педагогическим и медико -биологическим основам физической культуры для учащихся разного пола за счет использования в учебно- воспитательном процессе вышеназванных специалистов. При этом технология

Информация о работе Инновационные технологии в школе на уроках физической культуры