Характеристика вида спорта - фигурное катание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:07, реферат

Описание работы

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Содержание

Введение
Глава 1. Возникновение и развитие фигурного катания
Глава 2. Физиологические особенности фигурного катания
2.1 Общая характеристика двигательной деятельности
2.2 Особенности деятельности центральной нервной системы
2.3 Состояние двигательного аппарата и двигательные качества
2.4 Методика тренировки программ
Глава 3. Физическая подготовка
3.1 Роль физической подготовки
3.2 Особенности физической подготовленности фигуриста
3.3 Воспитание физических качеств
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Характеристика вида спорта - фигурное катание.docx

— 53.06 Кб (Скачать)

При управлении движениями такая функциональная система господствует, доминирует над другими нервными центрами, обеспечивая работу нужных мышц и систем и затормаживая активность посторонних нервных центров и мышц.

Стандартные программы, в  которых движения повторяются в  одном и том же порядке, формируют  и закрепляют по мере тренированности  определенный порядок возбуждения  нервных центров функциональной системы, т. е. двигательный динамический стереотип (систему условных и безусловных рефлексов). Заученный порядок движений позволяет переключаться от одного элемента к другому без специального сознательного контроля, т. е. автоматически. Стереотипные движения спортсмен может выполнять и при сильных помехах (при утомлении, внезапном отключении музыкального сопровождения и т. п.).4

В наибольшей степени стереотипность движений должна быть выражена при  выполнении обязательных фигур. Однако весьма прочные двигательные навыки осуществляются с заметными различиями в амплитуде, углах, усилиях. Эта  вариативность при многократных покрытиях следа обязательных фигур  меньше у спортсменов высокой  квалификации по сравнению с менее  квалифицированными.

Оптимальный уровень эмоциональных  реакций создает благоприятные  условия для управления движениями и способствует мобилизации вегетативных реакций организма. Такой эмоциональный  подъем необходим и перед выступлением, так как еще до начала работы в  коре головного мозга нарастают  взимосвязи потенциалов тех центров, которые необходимы для организации движений. Оптимальный интервал между разминкой и соревновательным выступлением фигуриста по обязательной программе составляет около 1 мин.

 

2.3 Состояние двигательного аппарата и двигательные качества

 

В фигурном катании активно  работают почти все основные мышечные группы. Передвижение по льду, малая площадь опоры, необходимость сохранения равновесия при выполнении сложных поз придают специфический характер работе двигательного аппарата. Значительная нагрузка приходится на ноги. Нагрузка на толчковую ногу в прыжках в момент стопорящего движения коньком резко усиливается. Величина опорной реакции в этот момент может составлять до 20% веса тела. Это требует специального внимания к развитию костно-суставного и мышечно-связочного аппарата ног для предотвращения возможных травм, особенно у юных фигуристов.

Мышцы рук и туловища в  фигурном катании также выполняют  большую работу (маховые движения и скручивание тела при прыжках, статические усилия при поддержках). Сложность сохранения равновесия на льду и недостаточное владение движениями заставляют новичков держать мышцы рук в постоянном статическом напряжении, в то время как у опытных спортсменов они расслаблены.5

Занятия фигурным катанием развивают такие качества, как  сила, быстрота, ловкость, гибкость и  специальная выносливость. У фигуристов нарастает статическая сила, проявляемая при поддержании поз, и динамическая (в частности, взрывная) сила, необходимая при толчках во время скольжения и выполнении прыжков.

Нарастание взрывной силы повышает скоростно-силовые возможности фигуристов и прыгучесть. Прыгучесть — одно из важнейших спортивных качеств фигуриста. В произвольных программах сильнейших фигуристов мира прыжки стали основным компонентом: количество прыжковых элементов у мужчин составляет 88%, а у женщин — 82% от всех элементов программы; растет количество оборотов в прыжках и их высота (до 0,6 м). Исследование структуры прыгучести показало, что основным фактором является совокупность силовых и скоростно-силовых характеристик разгибателей бедра и голени, меньшую роль играет другой фактор-— силовые и скоростно-силовые характеристики стопы и почти все антропометрические данные.

Для выполнения произвольных программ большое значение имеет  развитие качества быстроты. Под этим качеством понимают как способность быстро выполнять отдельные движения и локомоции, так и быстро перерабатывать поступающую в мозг информацию. С ростом мастерства фигуристов нарастает скорость скольжения, что не только повышает зрелищность катания, но и повышает высоту прыжков. При большой скорости разбега прыжки становятся более совершенными и, как правило, исполняются более стабильно.

Специальная выносливость во многом определяет успех в фигурном катании, особенно на последней минуте произвольной программы. Здесь необходима устойчивость организма к высокому уровню физического и нервно-эмоционального напряжения, к развитию утомления.

Длительное скольжение в  неизменной позе при выполнении спиралей развивает статическую выносливость. Многократное выполнение различных поддержек в парном катании повышает силовую выносливость. При развитии утомления ухудшается нервная регуляция движений и поз спортсмена. Вестибулярные нагрузки при выполнении произвольных программ снижают устойчивость вестибулярного аппарата к концу упражнений и увеличивают число ошибок и падений, ухудшают процессы регуляции позы.

 

2.4 Методика тренировки программ

 

Несмотря на очевидные различия в форме и содержании характера одиночного и парного катания и танцев на льду, на практике сформировалась методика тренировок программ, во многом имеющая общую схему. В ее основе лежит постепенный переход от разучивания движений по частям к разучиванию целостного упражнения. Тренировки программ проводятся на льду, а также в зале, на стадионе, на песчаном пляже, лесной поляне и т. п.

Тренировка  программ вне льда6

Включение в программу  какого-либо элемента или комбинации выполняется, как правило, при условии  достаточно уверенного их исполнения. Тем не менее обычно на первом этапе тренировки новой программы продолжается целенаправленная работа по ликвидации недочетов и улучшению качества исполнения всех элементов. Элемент, включенный в композицию, приобретает новую хореографическую окраску, в связи с чем изменяется подход и выход из него. Это осложняет исполнение его в предложенном контексте и требует специальной тренировки во внеледовых условиях. Такие тренировки особенно эффективны при разучивании и совершенствовании технически сложных элементов: многооборотных прыжков в одиночном катании; поддержек, подкруток и выбросов в парном катании; сложных поворотов и акробатических поз в танцах на льду.

Самое широкое применение здесь должны найти различные  тренажеры и вспомогательные  устройства (например, лонжа для  тренировки прыжков, выбросов и подкруток, отягощения для поддержек, роликовые коньки для обводок, тодесов и спиралей).

Исполнение комбинаций из 2—4 элементов, объединенных двигательным рисунком,— следующий этап внеледовой тренировки программ. Такие комбинации-связки целесообразно исполнять сначала в облегченном варианте, чтобы добиться слитности движений, затем в соревновательном, а впоследствии для повышения стабильности исполнения в усложненных условиях — с грузами, резиновыми амортизаторами и т. п.

Тренировка программ вне  льда позволяет лучше отработать хореографическую сторону программ и, таким образом, разгрузить и без  того достаточно насыщенные ледовые  тренировки. Особенно велика роль внеледовой формы тренировки программ в спортивных танцах: обязательных, оригинальном, произвольном. Их сложная шаговая картина, повышенные требования к предельно точному соблюдению ритма танца, глубина хореографического замысла делают тренировки в зале незаменимыми. В зависимости от периода подготовки и уровня мастерства они могут занимать до 50% всего времени тренировок.

Внеледовые тренировки программ и танцев выделяются в отдельные занятия (от 45 мин до 1 ч 15 мин 2—4 раза в неделю), а также сочетаются с разминкой, выполняемой перед ледовыми тренировками (30—45 мин 4—6 раз в неделю в зависимости от периода подготовки).

Тренировка  программ на льду7

Тренируя программы, следует  учитывать, что каждому периоду  подготовки должен соответствовать  определенный уровень качества и  стабильности выполнения элементов  и их комбинаций. Так, для мастеров спорта надежность выполнения сложных  прыжков в подготовительном периоде  может составлять 65—75%, на первом этапе  соревновательного периода—80—85%, на этапе контрольных соревнований —85—90%.

В парном катании надежность выполнения поддержек в подготовительном периоде составляет около 80%, на первом этапе соревновательного периода—85—90%, на этапе контрольных соревнований—100%.

Соблюдение приведенных  величин надежности исполнения по периодам позволяет стабильно выступать  в основных соревнованиях.

При разучивании и тренировке коротких программ одиночного и парного  катания возможно упрощение или  замена того или иного элемента с  таким расчетом, чтобы при исполнении программы в целом сохранить  запланированную последовательность элементов и их общее количество.

На начальном этапе  тренировки короткой программы определяется оптимальная сложность исполняемого каскада прыжков. Вполне объяснимое стремление включить в программу  возможно более сложный каскад прыжков  не должно идти в ущерб основному  требованию — безошибочному исполнению всех предписанных элементов. Поэтому  сложность каскада определяется стабильностью его выполнения как на тренировках, так и в ходе контрольных прокатов в присутствии зрителей. Этот принцип действителен и при определении сложности шагов в дорожках, позиций, комбинаций вращений и предписанных прыжков и вращений.

К тренировке произвольной программы приступают после составления  первого, пока еще чернового ее варианта. Всю композицию делят на пять-шесть  частей и каждую отрабатывают отдельно. Первоначально можно отрабатывать упрощенный вариант программы, т. е. заменять некоторые сложные прыжки и вращения простыми элементами. Это  позволяет быстро освоить весь рисунок, и когда фигурист начнет автоматически  выполнять всю композицию, в нее  постепенно включают и сложные элементы.

Отработку программы на тренировках  следует рассматривать как второй этап ее создания. В процессе тренировки обычно уточняют, а порой и меняют отдельные части программы, ищут и включают в программу эффектные  и в то же время наиболее удобные  для исполнителя, а следовательно, и более надежные варианты композиции.

Важным средством тренировок спортсменов парного катания  и танцев на льду является раздельное исполнение каждым партнером своей  «партии». Особое значение раздельное исполнение приобретает в танцах на льду, где оно позволяет эффективно повышать индивидуальное мастерство партнеров, определять ошибки, снижающие уровень  катания или совместное исполнение танца. Только высокая индивидуальная техника выполнения всех движений танца  дает возможность в полной мере добиться единства и непринужденности исполнения, избежать случаев, когда один партнер  служит своего рода опорой для другого.

Информация о работе Характеристика вида спорта - фигурное катание