Функциональная подготовленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Само понятие.docx

— 102.04 Кб (Скачать)

  У полузащитников от 40 до 50 % времени игры ЧСС находится в пульсовой зоне 160–170 уд/мин (у перворазрядников) и 170–180 уд/мин (у футболистов команд мастеров). У вратаря средняя величина ЧСС в игре достигает значений, зафиксированных у полевых игроков. Учитывая тот факт, что двигательная деятельность вратаря не столь высока по сравнению с полевыми игроками, то довольно высокий пульс (ЧСС в среднем равна за игру 158 уд/мин) можно объяснить влиянием эмоционального напряжения (А. А. Кириллов, 1978).

  Игровая деятельность вратаря в футболе  требует проявления специфических  качеств: быстроты и точности реакций  на движущийся объект, простых и  сложных сенсомоторных реакций, точности дозирования мышечных усилий и большой прыгучести. Доказано, что у юных и взрослых вратарей не имеется существенных различий в  показателях времени ошибки, времени  движения на движущийся объект и величинах  дозирования мышечных усилий. В то же время в показателях ЛППР, ЛПСР имеются достоверные различия (табл. 2.1).

  У вратарей и полевых игроков величины ЛПСР и КОУ практически одинаковы. Однако имеются статистически достоверные  различия в величинах ЛППР, времени  ошибки и времени реакции на движущийся объект (А. И. Шамардин, 1976).

  Отмечается, что показатели уровня психомоторики  являются консервативными (генетически  обусловленными) и могут быть использованы в комплексной методике при отборе юных футболистов и определении  игровых амплуа (А. А. Сучилин и  др.,1988).

Таблица 2.1. Показатели психофизиологических функций у футболистов разного возраста и игрового амплуа (x ± m)

  Примечание. Здесь и далее достоверность различий: * при Р < 0,05; ** при P < 0,01.

 

  У высококвалифицированных  футболистов уровень энергозатрат за игру составляет от 1490 до 1980 ккал. При этом потребление кислорода достигает 68–87 % от МПК. Энергостоимость работы футболистов разных игровых амплуа неодинакова: наибольшая у полузащитников и крайних нападающих, наименьшая у центральных защитников (А. А. Кириллов, 1978).

  С помощью  специальных исследований по определению  показателей PWCj/вес и МПК/вес у футболистов различных амплуа было выявлено, что и уровень физической работоспобности у игроков разных игровых специализаций различен. Наибольшей физической работоспособностью обладают полузащитники и крайние нападающие, а наименьшей – центральные защитники и вратари. Это связано с теми тактическими задачами, которые выполняют игроки разных амплуа в современном футболе и, соответственно, с объемом и интенсивностью двигательной деятельности во время игры (А. А. Кириллов, 1978).

  Футболисты  разных игровых амплуа выполняют  во время игры разные действия: полузащитники  работают в режиме, требующем развития в большей степени общей выносливости, а крайние защитники и крайние  нападающие – скоростной выносливости. Таким образом, индивидуализация тренировочного процесса требуется не только в плане  технико-тактической, но и физической подготовки (А. А. Кириллов, 1978; А. И. Шамардин и др., 2000).

2.3. Особенности функциональной  подготовленности  футболистов различного  возраста и квалификации

  Динамика  развития значимых качеств у юных футболистов (7 —18 лет) имеет гетерохронный характер, обусловливаемый, прежде всего, общебиологическими закономерностями возрастного развития. Вместе с тем занятия футболом оказывают специфическое воздействие на развитие двигательных способностей в зависимости от возраста (А. А. Сучилин, 1974, 1981, 1997; В. Н. Шамардин, 1998; А. И. Шамардин и др., 1999).

  В ходе исследований факторной структуры  показателей высококвалифицированных  футболистов выделено три статистически  значимых фактора, которые в совокупности охватывают 73 % общей дисперсии признаков подготовленности: 1) ориентировочный и исполнительный компоненты игрового действия (41,3 %); 2) скоростно-силовые качества (20,1 %); 3) фактор сенсомоторики и физического развития (12 %).

  У детей  в момент начала занятий футболом основными факторами в структуре  рассматриваемых показателей являются: 1) связь физической и технической  подготовленности (30,5 %); 2) физическое развитие (17 %); 3) ориентировочная основа двигательного действия (6,2 %, К. А. Шперлинг, 1979).

  Весьма  примечательна выявленная А. П. Золотаревым (1996) динамика факторов, определяющих и  лимитирующих спортивное мастерство футболистов  разного возраста.

  Установлено, что уровень спортивного мастерства юных футболистов в возрасте 8–9 лет зависит, в первую очередь, от таких показателей, как масса  тела, физическая работоспособность, максимальная скорость бега, время сложной двигательной реакции, уровень скоростно-силовых  качеств и степень комплексного проявления быстроты, ловкости и техники  владения мячом в специфических  сложнокоординационных заданиях. При этом количественные параметры соревновательной деятельности на 43,7 % зависят от антропометрических характеристик и функционального состояния организма юных спортсменов (r = 0,683; Р <0,05), а качественные – на 52,1 % обусловлены уровнем координационных способностей и скоростно-силовых качеств (r = 0,722; Р < 0,01).

  В возрасте 10–11 лет рост спортивного мастерства юных футболистов определяется преимущественно  уровнем скоростных и скоростно-силовых  качеств, а также показателями разносторонности техники и тактики игры (r = 0,763; Р < 0,05). Комплекс данных показателей влияет на 58,2 % параметров соревновательной деятельности.

  Для 12-13-летних футболистов в плане роста  спортивного мастерства преимущественное значение имеют показатели физической работоспособности, комплексного проявления быстроты, ловкости и техники в  специфических сложнокоординационных двигательных действиях, соревновательных объемов техники и тактики. Количественные параметры соревновательной деятельности обусловлены этими показателями на 53,0 % (r = 0,728; Р < 0,05), качественные на 26,7 % (r = 0,753; Р < 0,01).

  Особенностью  характеристики спортивного мастерства футболистов данного возраста является отсутствие среди доминантных показателей  подготовленности антропометрических характеристик.

  Уровень спортивного мастерства футболистов 14–15 лет преимущественно обусловлен следующими показателями: массой тела, скоростно-силовыми качествами, соревновательным и тренировочным объёмом разносторонности техники, соревновательной разносторонностью  тактики игры. Последняя, как и в предыдущих возрастных группах, имеет обратную взаимосвязь с общим объёмом ТТД. Значительно возрастает влияние комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения мячом в сложнокоординационных двигательных действиях. Названные факторы на 59,0 % обусловливают количественные параметры соревновательной деятельности и на 57,5 % качественные (r = 0,749; Р < 0,05).

  Спортивное  мастерство футболистов 16–17 лет в  наибольшей степени зависит от таких  факторов, как длина тела, физическая работоспособность, комплексное проявление быстроты, ловкости и техники в  специфических сложнокоординационных действиях, соревновательные объемы разносторонности техники и тактики. При этом количественные параметры соревновательной деятельности обусловливаются данными факторами на 49,4 % (r = 0,703; Р < 0,05), качественные – на 30,8 % (r = 0,555; Р < 0,05).

  Наметившаяся  в предыдущей возрастной группе тенденция  к количественному расширению комплекса  доминантных признаков в структуре  соревновательной деятельности у футболистов 16–17 лет характеризуется стабилизацией  показателей.

  Таким образом, можно сделать вывод  о гетерохронности распределения доминантных факторов в возрастной динамике подготовленности, что следует отнести к возрастным закономерностям развития юных футболистов. В рассматриваемом аспекте разным этапам многолетней подготовки юных спортсменов присущи характерные особенности сочетания доминантных факторов подготовленности (А. П. Золотарев, 1996).

  Физическая  работоспособность детерминирует  спортивное мастерство юных футболистов  на всех этапах многолетней подготовки, за исключением периода с 10 до 11 лет. Уровень психомоторных процессов, измеряемый в лабораторных условиях, оказывает влияние на спортивное мастерство только на начальном этапе  подготовки. В дальнейшем этот фактор трансформируется в комплекс показателей, связанных со специфическими для  футбола проявлениями сложнокоординационных двигательных действий. Характерно, что последний является доминантным для уровня подготовленности спортсменов всех возрастных групп, исключая период с 10 до 11 лет, где данный фактор вошел в число ведущих.

  Исследования  физической работоспособности футболистов  разного возраста показали, что ее величина с возрастом увеличивается  и достигает уровня работоспособности 2022-летних спортсменов.

  Увеличение  физической работоспособности неравномерно. Несущественный прирост ее величины в возрасте 11–12 лет меняется резким скачком в возрастных группах 1213 лет и 13–14 лет. В период от 14 до 15 лет наступает некоторое замедление в приросте величины PWC170, которое сменяется резким приростом работоспособности футболистов в возрасте 15–16 лет (А. А. Кириллов, 1978).

  Доказано, что с увеличением возраста и  спортивного стажа прирост работоспособности  достигается более эффективным  функционированием основных энергообеспечивающих систем и лучшей двигательной координацией (Л. Ф. Муравьева и др., 1984). Отмечается, что между уровнем спортивной квалификации футболистов и величиной максимальной аэробной мощности прослеживается прямая зависимость (В. М. Алексеев, 1986).

  В специальных  исследованиях на 6-й минуте работы (скорость бега на тредбане 3,5 м/с) наименьшие величины показателей кардиореспираторной системы зарегистрированы у взрослых футболистов (20–24 года). Изменения этих же параметров в молодежной (18–22 года) команде были несколько большими, а наиболее заметные сдвиги отмечены в команде юношей (17–18 лет). Следовательно, адаптация юношеского организма к стандартной нагрузке происходит тяжелее в команде юношей. Можно полагать, что более экономный характер адаптации взрослых футболистов к стандартной нагрузке позволил им выполнить наибольший объём работы полностью.

  Весьма  важно в тренировке юных футболистов  учитывать сенситивные периоды  развития тех или иных сторон функциональной подготовленности, когда происходит наиболее интенсивное их развитие. В многочисленных исследованиях, посвященных  изучению возрастных изменений двигательных качеств юных футболистов, в качестве сенситивных периодов для воспитания силы юных футболистов в одних  случаях выделяется возраст 13–15 лет, в других – 14–16 лет.

  Сенситивные периоды для выработки скоростно-силовых  качеств юных футболистов определяются в довольно широких границах, согласно которым наиболее благоприятным  для их целенаправленного развития может считаться как возраст 10–16 лет, так и более узкий возрастной диапазон – 1314 лет (А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983; Б. Ф. Бойченко, 1985; В. Д. Кудрявцев, 1978; В. Г. Макаренко, 1982).

  В отношении  такой характеристики, как быстрота юных футболистов, в качестве сенситивных  специалистами отмечаются: возраст  от 7 до 12 лет, от 14 до 15 лет, а также  от 15 до 16 лет. В других случаях выделяют возраст от 12 до 15 лет. Происходит это  в силу известных закономерностей  многокомпонентности быстроты как  двигательного качества и особенностей его проявления в футболе (А. П. Золотарев, 1996).

  Отмечается, что развитие психомоторики (ВДР, ЛППР, РДО) у юных футболистов 13–15 лет  протекает неравномерно. В возрасте 13 и 15 лет отмечается более высокий  уровень показателей быстроты и  точности движений по сравнению с 14-летним возрастом.

  Специалистами выделяется достаточно широкий возрастной диапазон с наиболее благоприятными предпосылками для воспитания выносливости. Так, по данным А. П. Лаптева и А. А. Сучилина (1983), сенситивным для выносливости следует считать возраст 12–15 лет, что совпадает с мнением Ю. М. Арестова (1978). В других случаях выделяется возраст 10–16, 16–17 и 17–18 лет. Именно на этот возраст у юных футболистов, по данным В. Г. Макаренко (1982), приходится 36 % от всего прироста уровня общей и специальной выносливости за период подготовки в ДЮСШ.

  Для целенаправленного  развития гибкости при занятиях футболом в качестве сенситивного выделяется возраст от 7 до 11 лет. Под воздействием тренировки ловкость развивается наиболее эффективно в возрасте 8–9 лет. В  возрасте 15 лет показатели ухудшаются и устанавливаются на уровне ниже наивысшего (Г. С. Нефедкин, 1975).

  Как показывают результаты исследования возрастных особенностей двигательной деятельности юных футболистов, в 9-12 лет у них происходит значительное улучшение координации движений. В возрасте 13–15 лет на основе значительно  возросших функциональных возможностей ЦНС создаются благоприятные  предпосылки для совершенствования  двигательных способностей, которые  в этот период развиваются наиболее бурно.

  В качестве сенситивных периодов для развития ловкости у юных футболистов в  одних случаях указывается возраст 1012 лет, а в других 13–14 лет. Известно, что для большинства показателей  ловкости наиболее продуктивным возрастным периодом для целенаправленного  развития считается возраст с 11 до 12–13 лет.

Информация о работе Функциональная подготовленность