Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:32, реферат
Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.
Некоторые авторы пришли к заключению, что в проблеме восстановления работоспособности в спорте необходимо четко различать два аспекта:
первый — использование средств восстановления в условиях соревнований, в особенности многоуровневых, когда требуется как можно быстрее и полнее восстановить специфическую работоспособность;
второй —когда эти средства используются в повседневном тренировочном процессе при решении задач развития физических качеств и повышения функционального состояния организма. В последнем случае гораздо целесообразнее применять средства направленного воздействия на восстановительные процессы не только по окончании работы, но и перед началом или в период ее выполнения: именно при этом происходит наибольшее повышение тренировочного эффекта (Ф. М. Талышев, 1979).
Соответственно в проблеме повышения эффективности востановления также можно выделить два аспекта — ускорение восстановительных процессов в остром периоде (срочное восстановление) и оптимизация отставленного восстановления (Ю. И. Данько, 1969; В. М. Волков, 1977; А. С. Мозжухин и др., 1984). Для тренировочного процесса и соревновательной деятельности важны оба эти аспекта (Н. Д. Граевская, 1977; В. М. Волков,1977; Э. Х. Аснаке, 1993 и др.).
Говоря о средствах восстановления, восстановительных мероприятиях, ускорении восстановления, необходимо иметь в виду относительность этих понятий. Все виды воздействия восстановительного характера являются для организма дополнительными раздражителями. Применяя различные так называемые «средства восстановления», мы даем дополнительную нагрузку на многие органы и системы организма, заставляя их усиленно функционировать на фоне покоя мышцы, что в конечном итоге и обеспечивает ускорение восстановления ее функционального состояния (Ф. М. Талышев, 1979). Поэтому использование различных факторов, ускоряющих восстановительные процессы, должно быть планомерным и всесторонне обоснованным (В. П. Климин, В. И. Колосков, 1982).
Физиологические
механизмы и эффекты
Весьма
перспективным способом оптимизации
восстановительных процессов в
остром периоде может стать
Собственно соревновательная деятельность в футболе отличается большой напряженностью, интенсивностью, продолжительностью и довольно частым проведением матчей. Это предопределяет особую актуальность сохранения высокого уровня работоспособности на протяжении всего соревновательного периода, отдельного матча, требует применения средств ускорения срочного восстановления именно в остром периоде.
Рассматривая
методические вопросы оптимизации
восстановительных процессов, следует
всегда четко и точно определить,
какая из двух основных задач в
данный момент должна быть решена: сохранение
высокого уровня работоспособности
или обеспечение
Если
на первое место выступает необходимость
обеспечения закрепления
Если
же стоит задача сохранения высокой
специфической
Здесь
весьма важно не смешивать средства
и задачи. При совершенствовании
механизмов адаптации в тренировке
использование «пассивных»
Эти средства должны быть использованы только во время соревновательной деятельности для обеспечения сохранения гомеостаза и максимальной мобилизации и реализации уже достигнутого адаптационного потенциала.
Методика
использования средств
В последнее время считается, что основным резервом совершенствования спортивной тренировки является дальнейшая разработка научных основ управления – оптимизация различных компонентов тренировочного процесса с позиций создания необходимых условий для полноценного управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных процессов в направлении обеспечения уровня подготовленности, определенного в соответствии с планируемой структурой соревновательной деятельности и заданным уровнем спортивного результата. При таком подходе направления повышения эффективности спортивной тренировки могут быть увязаны в единую систему, ориентированную на достижение конечной цели (В. Н. Платонов, 1984).
При упоминании об оптимизации функциональной подготовленности спортсменов прежде всего нужно иметь в виду совершенствование управления тренировкой, в процессе которой и осуществляется развитие адаптивной функции, повышение подготовленности.
Суть управления выражается в изменении состояния управляемого объекта (системы, процесса) в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Следовательно, для практической реализации идеи управления в первую очередь необходимо конкретное представление о строении (структуре) управляемого объекта и о закономерностях перехода его из одного состояния в другое. От того, насколько удовлетворено это требование, зависит научная стройность теории управления, корректность, смысловая строгость ее понятийного аппарата и, наконец, ее практическая эффективность (Ю. В. Верхошанский, 1988).
Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обусловливают необходимую для их реализации программу тренировки.
Принципиальный
смысл управления тренировочным
процессом заключается в
Повышение эффективности функционирования каждого звена системы управления спортивной подготовкой неизбежно положительно сказывается на конечном результате тренировочного процесса и приводит к росту уровня подготовленности спортсмена.
Если рассматривать как объект управления функциональную подготовленность футболиста, то необходимо иметь в виду несколько положений.
В соответствии
с принципами системного подхода, разработанного
академиком П. К. Анохиным, любая деятельность,
в том числе спортивная, представляет
собой взаимодействие психического,
нейродинамического, энергетического
и двигательного компонентов, организуемое
корой головного мозга и
1) психического (оперативный анализ быстро изменяющейся игровой ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, другие функции высшей нервной деятельности);
2) нейродинамического (повышение уровней возбудимости, подвижности и устойчивости корковых процессов, а также напряженности вегетативной регуляции);
3) энергетического (аэробной и особенно анаэробной производительности организма);
4) двигательного (преимущественно скоростно-силовых качеств и координационных способностей (ловкости) (В. С. Фомин и др., 1985).
Большинство специалистов пришли к единому мнению, что уровень достижений в футболе зависит от физической, технической, психологической и тактической подготовленности спортсменов. Такое понимание способствует созданию относительно четких представлений об основных составляющих спортивных достижений, позволяет определить основные направления совершенствования, систематизировать методы и средства воздействия на организм спортсмена. Однако эти задачи не могут быть решены до тех пор, пока структура подготовленности спортсменов будет анализироваться только на основе таких понятий, как техническая, тактическая, физическая и иная подготовленность. Дело в том, что ни одна из этих сторон подготовленности не проявляется и не может быть измерена и учтена в чистом виде (В. Н. Платонов, 1975, 1997).
Так, существуют многократные подтверждения того, что овладение рациональной техникой движений невозможно без соответствующего развития основных двигательных качеств – таких, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Уровень развития указанных качеств определяет рациональную форму и координацию движений, адекватную им степень приложения усилий, быстроту овладения двигательным навыком, его устойчивость и приспособляемость к изменяющимся условиям. В то же время высокий уровень развития физических качеств, возможности важнейших функциональных систем сами по себе не обеспечат высоких достижений, если они не базируются на прочной технической основе: рациональной по форме и координационной структуре, экономной технике (В. Н. Платонов, 1975; А. А. Сучилин, 1997).
В целом можно говорить о том, что приведенное выше широко распространенное представление структуры подготовленности спортсменов носит во многом схематический характер. Любое качество или свойство организма, относящееся к тому или иному разделу подготовленности, может проявляться лишь в сложном сочетании с рядом других качеств, во многом зависит от них, обусловливается ими и, в свою очередь, определяет их уровень (В. Н. Платонов, 1975).
Рассматривая каждую сторону подготовленности в аспекте их оптимизации, следует выделить основные положения этого процесса.
Непременным его условием должна быть комплексность.
В. В. Кузнецов (1984) считает, что совершенствование системы спортивной подготовки должно базироваться на следующих положениях:
– интенсификации тренировочного процесса;
– индивидуализации
на основе выявления резервных
– специализации
тренировочных средств с учетом
дифференцирования ведущих
– оптимизации
процесса повышения специальной
работоспособности и
– управлении тренировочным процессом на биологически обоснованной системе спортивной тренировки.
Отмечается,
что обеспечение высокой