Формирование знаний у учащихся на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

Содержание

Введение

1. Теоретическая основа

1.1 Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка

1.2 Особенности развития движений детей 3-го года жизни

1.3 Формы организации по физическому воспитанию детей 3-го года жизни

2. Организация опытно-практической работы

2.1 Роль воспитателя в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.24 Кб (Скачать)

 

Особенности физического  развития детей раннего возраста требуют от воспитателя глубоких знаний и творческого подхода, а  также строгой регламентации  двигательной деятельности детей в  организации подвижных игр, физкультурных  занятий, утренней гимнастики.

 

Потому воспитателю во время планирования и проведения работы по физической культуре, необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические  особенности развития ребенка и  особенности развития движений (чему посвящен раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального  физического развития детей.

 

Таким образом, изучив особенности  периода раннего возраста, я могу сделать вывод о том, что физического  воспитания детей данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель его - это  создание всех необходимых и благоприятных  условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой  личности. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

 

 

Список литературы

 

1.  Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.

 

2.  Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание  детей.- М, 1989г.

 

3.  Воспитание детей  раннего возраста / Э.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева,  Л.Н. Галигузова и др. -М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

 

4.  Воспитание детей  раннего возраста: Методическое  пособие к программе "Кроха" / под ред. Г.Г.Григорьевой. - Н.Новгород. 1997.

 

5.  Галанов А. С. "Психическое  и физическое развитие ребенка  от 1 года до 3 лет", Пособие для  работников дошкольных образовательных  учреждений и родителей .- 3-е  изд., испр. и доп. .- М. : АРКТИ, 2006.г

 

6.  Голубева Л.Г. Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. С. 18 - 30.

 

7.  "Из детства —  в отрочество": Программа для  родителей и воспитателей по  формированию здоровья и развитию  детей от 1 года до 4 лет. Под  ред. Т.Н.Дороновой.- М., 2005.

 

8.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М., Просвещение 1985. С.165-206.

 

9.  Кочетова И. П. "Физическое воспитание детей раннего возраста", Методическое пособие для воспитателей и родителей, Изд. 2-е, издательство: "Просвещение", 2008

 

10.  Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.

 

11.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: "Академия", 2001.

 

12.  Теория и методика  физического воспитания/Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979. - С.172-180.

 

13.  Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.

 

14.  Шпак В.Г. Физическое  воспитание детей от рождения  до школы. - Витебск: Изд-во ВГУ, 1997.

 

 

Приложение

 

Работа с родителями по вопросам физического воспитания детей  раннего возраста.

 

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического развития и воспитания должны быть в центре внимания воспитателя при организации  педагогического просвещения родителей. Примерные темы бесед по вопросам физического воспитания:

 

1. Задачи физического  воспитания детей раннего возраста  и особенности их физического  развития.

 

2. Режим дня и его  значение.

 

3. Развитие двигательных  навыков и двигательной активности.

 

4. Формирование гигиенических  навыков и привычек.

 

5. Организация прогулок  с детьми.

 

Вопросы физического воспитания могут найти отражение и в  уголке для родителей. Здесь помещают показатели физического развития (масса, рост детей, показатели развития движений), режим дня с указанием, кто  из детей живет по данному режиму, рекомендации по питанию детей дома, показатели овладения гигиеническими навыками.

 

На групповых собраниях, в индивидуальных беседах следует  ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами умственного  воспитания. В начале года проводится беседа, в которой педагог рассказывает, какие задачи умственного развития детей данного возраста стоят  перед детским садом и семьей. Родителей знакомят с тем, как  и чем следует заниматься с  ребенком, чтобы способствовать развитию его двигательной активности, какие  занятия проводятся в детском  саду. Особенно следует остановиться на правильном подборе пособий и  игрушек для развития движений, так  как именно в этом вопросе родители допускают немало ошибок, покупая  игрушки дорогие, но не соответствующие  задачам физического развития ребенка  данного возраста.

 

Поскольку из гигиенических  соображений воспитатель не может  пригласить родителей в группу для  наблюдений, он показывает им фотографии, отражающие все формы физического  воспитания в режиме дня: физкультурные  занятия, утреннюю гимнастику, подвижные  игры, занятия и игры на прогулке. Приводимые воспитателем примеры помогут  родителям конкретнее представить  истоки физического воспитания и  его значение.

 

Консультация для родителей "Особенности физического развития детей третьего года жизни"

 

На третьем году жизни  ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на 1,5-2кг, рост – на 8-11см. Несовершенство нейрогуморальной регуляции, незрелость кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании с быстрым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детский организм в этом возрасте очень уязвимым. К тому же на третьем году, как правило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, более самостоятельно исследует окружающий мир, в связи с чем резко возрастает вероятность инфицирования, травм, отравлений. Ребенок любознателен, активен, контактен – это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться на его самостоятельность нельзя ни в коем случае.

 

Продолжает активно созревать  нервная система ребенка. Она  более вынослива, чем у двухлетнего  малыша, но если созревание клеток коры головного мозга уже заканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций, еще далек от совершенства.

 

Повышенная возбудимость подкорковых отделов, несовершенство и слабость регулирующей функции  коры ведут к тому, что реакции  ребенка сопровождаются сильными эмоциями. На третьем году жизни начинает функционировать  долгосрочная память, причем особенности  ее таковы, что события раннего  детства фиксируются в ней  наиболее прочно, сохраняясь во взрослом возрасте часто в подсознании, вновь "выплывая" и исчезая последними в старости. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка  расширяется словарный запас, малыш  лучше понимает речь взрослого. К  концу года свободное владение речью  достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с  развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более  активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьем году развитие мелких точных движений кистей и пальцев  рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка  в этом возрасте колоссальное значение, особенно неблагоприятными факторами  являются отсутствие условий для  активной деятельности и ограничение  сенсорных впечатлений. Ограничение  в движениях препятствует физическому  развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток адекватной информации приводит к снижению возбудимости и  восприимчивости ребенка, и то и  другое вместе – к отставанию в  развитии.

 

В связи с интенсивной  ходьбой, лазаньем, другими активными  движениями развиваются скелет и  мускулатура малыша. К трем годам  появляется более или менее характерная  конфигурация позвоночника, хотя постоянство  шейной и поясничной кривизны установится  значительно позже.

 

Позвоночник отличается большой  гибкостью, неблагоприятные воздействия  легко способствуют формированию неправильной осанки. Развитие мышечной системы идет параллельно с костной. На третьем году объем мышц увеличивается, количество жировой ткани в них уменьшается, совершенствуется иннервация и кровоснабжение. Ощутимыми становятся половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцы сильнее, объем их больше. Развитие двигательной функции малыша зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но все большее значение имеет тренированность определенных функций. Это относится не только к развитию и совершенствованию движений, но и к деятельности всех жизнеобеспечивающих систем: дыхательной, кровеносной, пищеварительной.

 

Выступление на родительском собрании

 

"Физическое воспитание  детей раннего возраста"

 

Физическое воспитание неотъемлемая часть жизни ребенка с рождения. Это связано со многими причинами:

 

- с тем, что ребенок  единственное млекопитающее, которое  не рождается с готовыми движениями. Речь идет о воспитании двигательной  сферы ребенка с рождения;

 

- с гетерохронностъю созревания всех структур двигательного анализатора (клеток двигательного центра, расположенного рядом с центром речи и письма, проводящих путей спинного мозга, созревающих в течение первого года жизни, периферических нервов, достигающих зрелости взрослого к 4 годам и костно-мышечной системы, созревающей до 12-18 лет), т.е. физическое воспитание детей раннего возраста призвано обеспечить качественное созревание нервно-мышечного аппарата;

 

- скелетные мышцы являются  периферическими помощниками сердца (всего их около 600), т.к. заложенные  в скелетных мышцах микронасосные системы облегчают работу сердца. Но развивать эти системы необходимо с раннего возраста, т.к. в противном случае мышцы становятся "иждевенцами" сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, физическое воспитание детей раннего возраста это профилактика ранних смертей от сердечнососудистых заболеваний:

 

- физическое воспитание  раннего возраста способствует  полноценному интеллектуальному  развитию ребенка;

 

- и, наконец, физическое  воспитание в раннем возрасте  это обеспечение всех функций  позвоночника (опорный, двигательный  и амортизационный), следовательно,  профилактики остеохондроза.

 

Чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется  с нагрузками, и наоборот, чем  хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению.

 

Ребенок на третьем году жизни чрезвычайно активен, старается  действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с  использованием разных пособий: ходит  по шнуру, лазает и ползает под  столом, стульями, прокатывает шарик, мяч, бросает мяч и бежит за ним.

 

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана  с обыгрыванием разных предметов  и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают  определённые усилия, чтобы достать  тот или иной предмет или пособие.

 

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. Дети, особенно те, которые не ходят в детский  сад, бывают лишены необходимой двигательной нагрузки, взрослые часто запрещают  им много бегать, прыгать, ходить босиком, чрезмерно укутывают и т. д.,

 

Особое внимание должны обращать родители на детей, несколько отстающих  в своем развитии или поведении. Таким детям следует особенно тщательно подбирать игры, стремясь активизировать вялых, апатичных и, наоборот, успокаивать чрезмерно  подвижных.

 

Комплекс упражнения для  физического воспитания в семье  детей до 3-х лет

 

1. Ходьба по дорожке.  На полу обозначается мелом  дорожка шириной 30-40 см, длиной 2-3 м и предлагается ребенку самостоятельно  ходить в оба конца, соблюдая  равновесие. Повторить 3-4 раза.

 

2. Приседание, держась за  руки взрослого. По команде  взрослого "Сядем!" Оба приседают,  не отпуская руки. Повторить 4-6 раз.

 

3. Подбрасывание мяча. Ребенок  стоит и держит в руках большой  мяч. Подбрасывает мяч вверх  вперед и поднимает его с  пола. Повторить 4-6 раз.

 

4. Проползание через обруч. Взрослый держит обруч, через который ребенку видна яркая игрушка, привлекающая его внимание. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например на табурет, тогда ребенок будет к ней старательно тянуться. Повторить 4-6 раз.

 

5. Катание мяча. Ребенок  сидит на полушироко расставив ноги и старается прокатить большой мяч вперед по начерченной мелом дорожке шириной 40-50 см. Повторить 6-8 раз.

Информация о работе Формирование знаний у учащихся на уроках физической культуры