Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, контрольная работа
С каждым годом увеличивается число студентов в Республике Беларусь. В соответствии с законодательством высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки, должна обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества.
1. Значение, цель, задачи физического воспитания студентов
2. Программа физического воспитания студентов
3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
4. Методические основы физического воспитания в вузе
5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
В случае, когда
урок проводится на 3-4-й паре, ЧСС
не должна превышать 150-160 уд/мин. Большие
нагрузки для групп с невысокой
физической подготовленностью планировать
нецелесообразно.
3. Проведение
физических занятий 2 раза в
неделю с малотренированными
студентами и нагрузками
4. Занятия различными
видами спорта по-разному
5. В период
экзаменационной сессии
Таким образом,
направленность занятий физическими
упражнениями в период сессии может
быть по своему характеру как оздоровительно-
В рамках учебной
недели с целью обеспечения устойчивой
умственной работоспособности
- понедельник:
занятия физическими
- среда: занятия
физическими упражнениями для поддержания
работоспособности;
- пятница (или
суббота): занятия физическими
Необходимо подчеркнуть,
что лишь систематическое использование
разнообразных средств
5. Основные направления
работы по физическому
В физическом воспитании
студентов можно выделить следующие
основные направления: общеподготовительное,
спортивное, профессионально-прикладное,
гигиеническое, оздоровительно-рекреативное,
лечебное.
Общеподготовительное
направление обеспечивает всестороннюю
физическую подготовку студентов и
поддержание ее на уровне требований
государственной программы
Спортивное направление
обеспечивает специализированные систематические
занятия одним из видов спорта
в отделениях спортивного совершенствования,
а также участие в спортивных соревнованиях
с целью повышения уровня спортивного
мастерства.
Профессионально-прикладное
направление способствует использованию
средств физического воспитания
в системе научной организации
труда. Последнее относится, прежде
всего, к тем специальностям, профессиональная
деятельность в пределах которых требует
специфической физической подготовленности
(геологов, специалистов воздушного и
водного транспорта, представителей актерских
специальностей, военных профессий т.д.).
Гигиеническое
направление предусматривает
Оздоровительно-рекреативное
направление предусматривает
Лечебное направление
обеспечивает восстановление здоровья
в целом или отдельных функций
организма, сниженных либо утраченных
в результате заболеваний, травм.
6. Особенности
методики занятий по физическому воспитанию
в различных учебных отделениях
Для проведения
занятий по физическому воспитанию
все студенты в каждом вузе распределяются
по учебным отделениям: основное, специальное
и спортивное. Распределение проводится
в начале учебного года с учетом пола,
состояния здоровья, физического развития
и спортивно-технической подготовленности,
интересов студентов. На основе этих показателей
каждый студент попадает в одно из трех
отделений для прохождения обязательного
курса физического воспитания. Каждое
отделение имеет определенное содержание
и целевую направленность занятий.
В основном учебном
отделении занимаются студенты, отнесенные
по результатам медицинского обследования
к основной и подготовительной медицинским
группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии
здоровья, но физически слабо подготовленные.
Занятия в основном
учебном отделении
Они имеют заметно
выраженную комплексную направленность
с акцентом на воспитание аэробной
выносливости, так как именно она
обеспечивает повышение общей физической
работоспособности и деятельности сердечнососудистой
и дыхательной систем. Должное внимание
уделяется воспитанию силовых и координационных
способностей, обучению технике движений
в рамках как общей, так и профессионально-прикладной
направленности. Методика занятий носит
преимущественно учебно-тренировочный
характер. Моторная плотность не опускается
ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС
колеблется в пределах 130-160 уд/мин.
Специальное учебное
отделение. В отделение зачисляются
по показателям врачебного осмотра студенты,
имеющие определенные отклонения в состоянии
здоровья постоянного или временного
характера.
Занятия в специальном
учебном отделении
Студенты специального
отделения в расширенном объеме
осваивают программный материал
по использованию средств
Принимая во
внимание сравнительно невысокий уровень
общей физической работоспособности
студентов специального учебного отделения,
для них целесообразно увеличивать
число занятий по курсу физического воспитания,
сокращая их продолжительность. Вместе
с тем необходимо особенно тщательно дозировать
нагрузку в упражнениях, требующих проявления
выносливости, исключать упражнения, связанные
с длительной задержкой дыхания, натуживанием,
острой кислородной недостаточностью.
Методика регулирования
нагрузок должна отличаться тщательной
индивидуализацией, особо строгой
соразмерностью их с функциональными
возможностями организма, полным исключением
моментов форсирования. Это выражается
в удлинении подготовительной и заключительной
частей занятия, исключении методов упражнения
с жесткими интервалами отдыха, относительно
невысокой моторной плотности занятий.
Соревнования в этом отделение проводятся
со значительными ограничениями и с установкой,
главным образом, на технически верное
выполнение упражнений.
Значительная
часть студентов специального отделения
обычно нуждается в постановке правильного
дыхания и направленном воздействии
на функции сердечнососудистой системы,
для чего используются комплексы специальных
дыхательных упражнений и упражнения,
расширяющие аэробные возможности организма.
Необходимо также уделить особое внимание
восстановлению или формированию и закреплению
навыка рациональной осанки.
Контингент специального
отделения находится под углубленным
врачебно-педагогическим контролем. Обследование
состояния здоровья студентов рекомендуется
проводить трижды в год (сентябре, ноябре,
апреле). Важным дополнением к текущему
контролю могут служить дневники ежедневного
самоконтроля.
Спортивное учебное
отделение. В это отделение зачисляются
студенты, получившие до поступления
в вуз спортивную квалификацию или
достаточно хорошо подготовленные для
начала спортивной специализации. Занятия
в отделении направлены на достижение
результатов в избранном виде спорта.
Система занятий
в спортивном учебном отделении
строится в соответствии с основными
закономерностями процесса спортивной
тренировки. При этом конкретные черты
структуры и содержания подготовки
спортсменов-студентов отражают особенности
периодики учебного процесса (деление
учебного года на семестры, сессионные
и каникулярные периоды) и другие условия
работы в высшей школе. Так, во многих случаях,
целесообразно строить тренировочный
процесс в форме полугодичных или «сдвоенных»
циклов, приурочивая их к учебным семестрам
так, чтобы этапы тренировки с повышенными
нагрузками и этапы основных соревнований
не совпадали с периодами сессий, а предшествовали
им или приходились на каникулярное время.
Это правило необходимо стараться соблюдать
и в тех случаях, когда тренировочный процесс
строится в форме годичных циклов. Подготовительный
период тренировки тогда нередко совмещают
с первым семестром, а соревновательный
– с зимними каникулами, не сессионной
частью второго семестра и началом летнего
академического отпуска. Учитывая, что
кумуляция физических и интеллектуальных
нагрузок может неблагоприятно сказываться
на психической работоспособности студентов,
надо на сессионное время планировать
снижение напряженности тренировочных
занятий. Рекомендуется, в частности, использовать
упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью,
что позволяет, с одной стороны, избежать
чрезмерной кумуляции тренировочных и
академических нагрузок, а с другой –
не снижать уровня физической подготовленности.
Литература
Белякова Р.Н.,
Тимошенков В.В.,Тимошенкова А.Н. Дифференцированная
программа оздоровления студентов
специальных медицинских групп
средствами физической культуры.- Мн.,
2001.
Программа физического
воспитания студентов высших учебных
заведений РБ.- Мн., 1992.
Теория и методика
физического воспитания: Учеб. для
ин-тов физ.культ.: В 2 т. / Под общей
ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.- М., 1976.
Теория и методики
физического воспитания: Учеб. для
студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под
ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.
Холодов Ж.К., Кузнецов
В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие
для студ.высш.учеб.заведений.-
Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт, 2005.
Информация о работе Физическое воспитание в высших учебных заведениях