Физическое воспитание в высших учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

С каждым годом увеличивается число студентов в Республике Беларусь. В соответствии с законодательством высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки, должна обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества.

Содержание

1. Значение, цель, задачи физического воспитания студентов

2. Программа физического воспитания студентов

3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе

4. Методические основы физического воспитания в вузе

5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе

6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Работа содержит 1 файл

фз учебных завед..doc

— 77.50 Кб (Скачать)

В случае, когда  урок проводится на 3-4-й паре, ЧСС  не должна превышать 150-160 уд/мин. Большие  нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно. 

3. Проведение  физических занятий 2 раза в  неделю с малотренированными  студентами и нагрузками большой  интенсивности существенно снижает  умственную деятельность в течение  учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности. 

4. Занятия различными  видами спорта по-разному оказывают  воздействие на умственную работоспособность.  Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют высокие требования к психике, что обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно. 

5. В период  экзаменационной сессии занятия  желательно проводить не более 2-х раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег). 

Таким образом, направленность занятий физическими  упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).  

В рамках учебной  недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию: 

- понедельник:  занятия физическими упражнениями  с целью активизации психофизического  состояния организма студента; 

- среда: занятия  физическими упражнениями для поддержания работоспособности;  

- пятница (или  суббота): занятия физическими упражнениями  с целью снятия недельного  кумулятивного утомления. 

Необходимо подчеркнуть, что лишь систематическое использование  разнообразных средств физического  воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности. 

5. Основные направления  работы по физическому воспитанию  в вузе 

В физическом воспитании студентов можно выделить следующие  основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное. 

Общеподготовительное  направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и  поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание и др. 

Спортивное направление  обеспечивает специализированные систематические  занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования, а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства. 

Профессионально-прикладное направление способствует использованию  средств физического воспитания в системе научной организации  труда. Последнее относится, прежде всего, к тем специальностям, профессиональная деятельность в пределах которых требует специфической физической подготовленности (геологов, специалистов воздушного и водного транспорта, представителей актерских специальностей, военных профессий т.д.). 

Гигиеническое направление предусматривает использование  средств физического воспитания для восстановления работоспособности  и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки и др. 

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование  средств физического воспитания при организации отдыха и культурного  досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристические походы, экскурсии, подвижные игры и др. 

Лечебное направление  обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций  организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм. 

6. Особенности  методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное  и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.  

В основном учебном  отделении занимаются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским  группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные. 

Занятия в основном учебном отделении характеризуются  направленностью на всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной подготовленности, а также формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом. 

Они имеют заметно  выраженную комплексную направленность с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она  обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130-160 уд/мин. 

Специальное учебное  отделение. В отделение зачисляются  по показателям врачебного осмотра студенты, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. 

Занятия в специальном  учебном отделении характеризуются  оздоровительно-реабилитационной направленностью. Вместе с тем в меру возможностей студентов решаются общие задачи курса физического воспитания. В качестве основных средств используется общеподготовительная гимнастика и строго дозированная ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание. В зависимости от характера ограничений включаются волейбол, баскетбол, езда на велосипеде, туризм и другие средства. 

Студенты специального отделения в расширенном объеме осваивают программный материал по использованию средств физического  воспитания в оздоровительно-гигиенических  аспектах, по теоретическому разделу и разделу организационной подготовки, а также приобретают знания и навыки самоконтроля. 

Принимая во внимание сравнительно невысокий уровень  общей физической работоспособности  студентов специального учебного отделения, для них целесообразно увеличивать число занятий по курсу физического воспитания, сокращая их продолжительность. Вместе с тем необходимо особенно тщательно дозировать нагрузку в упражнениях, требующих проявления выносливости, исключать упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания, натуживанием, острой кислородной недостаточностью. 

Методика регулирования  нагрузок должна отличаться тщательной индивидуализацией, особо строгой  соразмерностью их с функциональными  возможностями организма, полным исключением  моментов форсирования. Это выражается в удлинении подготовительной и заключительной частей занятия, исключении методов упражнения с жесткими интервалами отдыха, относительно невысокой моторной плотности занятий. Соревнования в этом отделение проводятся со значительными ограничениями и с установкой, главным образом, на технически верное выполнение упражнений. 

Значительная  часть студентов специального отделения  обычно нуждается в постановке правильного  дыхания и направленном воздействии  на функции сердечнососудистой системы, для чего используются комплексы специальных дыхательных упражнений и упражнения, расширяющие аэробные возможности организма. Необходимо также уделить особое внимание восстановлению или формированию и закреплению навыка рациональной осанки. 

Контингент специального отделения находится под углубленным врачебно-педагогическим контролем. Обследование состояния здоровья студентов рекомендуется проводить трижды в год (сентябре, ноябре, апреле). Важным дополнением к текущему контролю могут служить дневники ежедневного самоконтроля. 

Спортивное учебное  отделение. В это отделение зачисляются  студенты, получившие до поступления  в вуз спортивную квалификацию или  достаточно хорошо подготовленные для  начала спортивной специализации. Занятия  в отделении направлены на достижение результатов в избранном виде спорта. 

Система занятий  в спортивном учебном отделении  строится в соответствии с основными  закономерностями процесса спортивной тренировки. При этом конкретные черты  структуры и содержания подготовки спортсменов-студентов отражают особенности периодики учебного процесса (деление учебного года на семестры, сессионные и каникулярные периоды) и другие условия работы в высшей школе. Так, во многих случаях, целесообразно строить тренировочный процесс в форме полугодичных или «сдвоенных» циклов, приурочивая их к учебным семестрам так, чтобы этапы тренировки с повышенными нагрузками и этапы основных соревнований не совпадали с периодами сессий, а предшествовали им или приходились на каникулярное время. Это правило необходимо стараться соблюдать и в тех случаях, когда тренировочный процесс строится в форме годичных циклов. Подготовительный период тренировки тогда нередко совмещают с первым семестром, а соревновательный – с зимними каникулами, не сессионной частью второго семестра и началом летнего академического отпуска. Учитывая, что кумуляция физических и интеллектуальных нагрузок может неблагоприятно сказываться на психической работоспособности студентов, надо на сессионное время планировать снижение напряженности тренировочных занятий. Рекомендуется, в частности, использовать упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью, что позволяет, с одной стороны, избежать чрезмерной кумуляции тренировочных и академических нагрузок, а с другой – не снижать уровня физической подготовленности. 
 
 
 
 
 
 

Литература 

Белякова Р.Н., Тимошенков В.В.,Тимошенкова А.Н. Дифференцированная программа оздоровления студентов  специальных медицинских групп  средствами физической культуры.- Мн., 2001. 

Программа физического  воспитания студентов высших учебных заведений РБ.- Мн., 1992. 

Теория и методика физического воспитания: Учеб. для  ин-тов физ.культ.: В 2 т. / Под общей  ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.- М., 1976. 

Теория и методики физического воспитания: Учеб. для  студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990. 

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учеб. пособие  для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Академия, 2001. 

Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт, 2005.

Информация о работе Физическое воспитание в высших учебных заведениях