Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:16, реферат
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горахи др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.
Формировать
специальные качества можно в
процессе ППФП не только с помощью
специально подобранных упражнений,
но и при регулярном занятии соответствующими
в каждом случае (прикладными) видами спорта.
Следует иметь в виду и особенности так
называемой неспецифической адаптации
человека. Установлено, что хорошо физически
развитый и тренированный человек быстрее
акклиматизируется в новой местности,
легче переносит действие низкой и высокой
температуры, более устойчив к инфекциям,
проникающей радиации и т.д.
3.
Место ППФП в
системе физического
воспитания студентов
При
решении конкретных задач профессионально-
ППФП
должна опираться на хорошую общефизическую
подготовку студента. Соотношение общей
физической и профессионально-прикладной
подготовки может изменяться в зависимости
от профессии. Для представителей гуманитарных
профессий хорошей общей
В
ходе учебного процесса уровень подготовленности
студентов по разделу ППФП контролируется
специальными нормативами. Обычно эти
нормативы отличаются у студентов
различных факультетов и имеют
различия в зависимости от семестра
и курса обучения.
4.
Основные факторы,
определяющие содержание
ППФП
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие также, как и профессиональные свойства личности, в определенных пределах и условиях тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Также сходны и принципиальные требования и условия их улучшения.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой трудоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Харатер труда также определяет содержание ППФП, так как для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, нужно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях. Если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддержать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха в любом месте является такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящегося.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также производить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика
работоспособности специалистов в процессе
труда – интегральный фактор, определяющий
конкретное содержание ППФП студентов.
Чтобы смоделировать отдельные элементы
процесса труда путем подбора физических
упражнений, необходимо знать особенности
динамики работоспособности специалистов
при выполнении различных видов профессиональных
работ.
5.
Дополнительные факторы,
определяющие содержание
ППФП
К
ним относятся индивидуальные особенности
будущих специалистов, а также
географо-климатические
Различия
в физической и специальной подготовленности
разных людей играют роль в профессиональном
обучении и переподготовке. Успешность
обучения и подготовки каждого человека
к профессиональной деятельности зависит
от его физиологической и
Важно
знать и о некоторых возрастных
изменениях реакции организма человека
на психофизиологические нагрузки в
процессе труда. Наиболее продуктивный
возраст от 20 до 40 лет. В этот период
у людей меньше утомляемость в
процессе труда и быстрое восстановление
после значительного утомления.
За этой общей характеристикой стоят
вполне конкретные возрастные изменения
отдельных функций. Так, временная
реакция на световые, звуковые, комбинированные
сигналы у нетренированных
Итак,
изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность
специалиста в сфере труда, психофизических
процессов, сопровождающих различные
виды профессиональной деятельности,
позволяет выявить
6.
Методика подбора
средств ППФП студентов
Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП можно объединить в следующие группы:
При
подборе отдельных прикладных физических
упражнений важно, чтобы их психофизиологическое
воздействие соответствовало
При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из различных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответсвия их особенностям профессиональных качеств и умений.
Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость. Основа выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.
В
большинстве отечественных
Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Так, штангист никогда не станет тянуть вес «вверх» путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Правильный подъем веса всегда начинается с активного разгибания ног путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.
Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально- прикладными.
Элементы
состязательности, совмещенные с
повышенными физическими и
Оздоровительные
силы природы и гигиенические
факторы – обязательные средства
ППФП студентов, особенно для воспитания
специальных прикладных качеств, обеспечивающих
продуктивную работу в различных
географо-климатических
Информация о работе Физическое воспитание в учебных заведениях