Физическое воспитание в учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:16, реферат

Описание работы

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

Введение 

     Принцип органической связи физического  воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

     Немаловажным значением в современных социально-экономических условиях является необходимость профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Физическое воспитание в системе высшего образования опирается на новые технологии преподавания, обеспечивающие профессиональную психофизиологическую готовность.

     Представляется, что достаточный минимум развития профессионально важных качеств  должен определяться параметрами модели и уровнем их значимости для обеспечения  профессиональной готовности. Поэтому  является весьма своевременным изучение влияния различных средств и  методов физической культуры на воспитание и коррекцию профессионально  важных качеств.

     Таким образом, научное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки для всего  периода обучения студентов заключается  в необходимости системного подхода  к использованию всех форм, средств  и методов, с помощью которых уровень развития профессионально важных качеств студентов к моменту окончания вуза будет доведен или максимально приближен к необходимым параметрам.

 

 

  1. Личная  и социальная необходимость  специальной психофизической  подготовки студента в современных  условиях
 

      Для чего нужна будущему специалисту  специальная психофизическая подготовка к профессии? Это связано с  влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека, с изменением функциональной роли человека в современном производственном процессе и другими факторами, которые будут рассмотрены ниже.

      Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека. Чем больше развивается научно-техническая мыль, тем больше человека окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихя не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний.

      Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности в различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Примерами подобной адаптации служат высокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения спортсменов в различных видах спорта, зачастую превышающие общие представления о возможностях организма человека. Поэтому, при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей,  необходимых для профессиональной деятельности.

     Изменение места и функциональной роли человека в современном  производственном процессе  требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли простого физического труда совершенно не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет его структуру. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно меняет его место и роль в производственном процессе – человек становится как бы над производственным процессом, однако его значение в производстве еще более возрастает. Это связано с тем, что объектом непосредственных трудовых усилий становится разумное использование большого объема овеществленного труда – все усложняющихся машин, автоматических систем, их постоянное совершенствование. Значительно повышается ответственность человека за результаты труда.

     Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к  чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его  реакции. Кроме того, современный  специалист высшей квалификации руководит  не только техникой, но и высококвалифицированными людьми. Социологические исследования показывают, что наиболее утомительной является именно работа с людьми.

Все это  предъявляет дополнительные требования к активному формированию психофизических  возможностей посредством направленного  использования физических упражнений. Спорт и особенно спортивные игры, виды единоборств моделируют разнообразные  жизненные ситуации взаимоотношений  людей на фоне экстремальных психофизических  нагрузок. Многочисленные примеры показывают, что в процессе регулярных занятий  спортом воспитываются не только физические качества, но и психологические  свойства личности, которые способствуют адаптации молодых людей в  коллективе, выполнению в нем роли лидера, руководителя.

     Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов – одна из прямых задач профессионально-направленной психофизической подготовки.

     В силу того, что в современном процессе производства участвует огромная масса овеществленного труда, каждая минута потерянного времени ( из-за пониженной работоспособности или недостаточной двигательной активности, или высокой утомляемости) влияет не только на индивидуальную, но и на общественную производительность труда.

     Производительность  труда и его интенсивность  – две стороны единого процесса, направленного на увеличение массы  продуктов труда. Между тем общественно необходимый уровень интенсивности труда, который имеет свои физиологические и социальные границы, не должен превышать пределов, определяемых требованиями нормального воспроизводства рабочей силы к следующему рабочему дню или циклу работы, так как переступание физиологической границы влечет за собой ускоренный износ человека как рабочей силы. Именно поэтому интенсивность труда каждого работника всегда ограничивается его физическими возможностями.

     Но  эти возможности, т.е. физиологические  границы интенсивности труда  человека, весьма эластичны и могут  быть изменены при направленном применении средств физической культуры и спорта. Методические правильные занятия оказывают  благотворное влияние на интенсивность  и производительность труда. Это связано с тем, что у занимающихся физической культурой людей уровень функциональных возможностей, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Кроме того, они обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий. 

  1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи
 

     Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

     Современный труд требует значительного напряжения психических, умственных и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

     Итак, цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: 

  • к ускорению профессионального обучения;
  • к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • к использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
  • к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе. 

     Конкретные  задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: 

  • формировать необходимые прикладные знания;
  • осваивать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать прикладные психофизические качества;
  • воспитывать прикладные профессиональные качества.

     Остановимся на смысловом содержании данных конкретных задач.

Прикладные  знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовке можно получить также и в учебном материале по другим дисциплинам. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой физической работоспособности человека в сфере труда.

     Возьмите  пример со спортсменами-альпинистами. В ходе своей спортивной практики они узнают новые сведения о влиянии  горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях преодоления  ее и т.п. Эти же знания необходимы геодезистам, гляциологам, геологам, работающим в горах. Можно привести еще массу примеров о прикладных знаниях, которые приобретаются в спортивной практике и могут быть использованы специалистами различного профиля в своей работе.

     Прикладные  умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономическому передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различного вида водными видами спорта и т.п.

     Прикладные  психофизические  качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных психических и физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

     Прикладные  физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные  психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

     Направленным  набором упражнений, выбором видов  спорта, можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Информация о работе Физическое воспитание в учебных заведениях