Физические упражнения и игры восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

Как средство защиты от вредоносного воздействия физические упражнения человек начал использовать давно. Предки славян молились богам не только словом и чувством, но и через выполнение различных физических упражнений. Народные танцы, песни и игры служили поддержанию хорошей физической формы и являлись определенной системой психологического восстановления и самоподготовки.
Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частых набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны.

Содержание

Введение 3
§ 1. Процесс расселения восточных славян 4
§ 2. Зарождение физической культуры на Руси 5
§ 3. Боевые искусства у восточных славян. Техника рукопашного боя 6
§ 4. Игры у восточных славян 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

orders_w_28108_28108.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования «Кемеровский государственный  университет (КемГУ)»

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

Физические  упражнения и игры восточных славян

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы Л-102 (2)

Стальмакова А. В.

Проверил: ст.преп.

Скотникова Л.Н.

 

 

 

 

Кемерово 2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность. У древних народов бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры.

Техника защиты от пагубного воздействия среды, не потерявшая и сегодня своей актуальности, существует давно. Славяне имели большое количество средств защиты, которые можно условно разделить на пассивные и активные. Пассивные средства защиты от вредоносного воздействия не требуют затрат физической силы и выполняют свою защитную функцию через предмет, слово, символ. К ним относятся танец, народные песни, игры, гимнастика и т.д.

Как средство защиты от вредоносного воздействия физические упражнения человек начал использовать давно. Предки славян молились богам не только словом и чувством, но и через выполнение различных физических упражнений. Народные танцы, песни и игры служили поддержанию хорошей физической формы и являлись определенной системой психологического восстановления и самоподготовки.

Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частых набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и  совместной обороны.

Опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, играх, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы – будешь плакать»; «Работа да руки – надежные в людях поруки»; «Добро творить – себя веселить» и т.д. До наших дней дошла, например, обрядовая хороводная песня «А мы просо сеяли», где кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия.

§ 1. Процесс расселения восточных славян

 

Славяне — это общность народностей, объединенная единым происхождением, с родственными языками, схожей культурой, традициями и верованиями. Славяне занимают значительные территории Южной Европы, всю Восточную Европу и далее на восток до  этнической границы с другими народами.

Историческая область расселения славян после VI века нашей эры протянулась от реки Эльба на западе, от Дуная на юге до Балтийского моря на севере и Волги на востоке. С течением времени она постоянно изменялась. Нужно признать, что в жизни славян большую роль играли реки. Естественные природные преграды служили границами и гарантом выживания для племен, селившихся по их берегам.

В современной науке славян принято разделять на три большие группы: западные, южные и восточные. Восточная группа состоит из русских (Россия, Москва), белорусов (Беларусь, Минск), украинцев (Украина, Киев).

При изучении культуры и быта славян ученые опираются на археологические находки и письменные источники. Упоминания о некоторых племенах, сходных со славянами или находящихся на их территории, можно найти у греческого историка Геродота (V век до нашей эры). Славяне хорошо известны византийским хронистам V–VI веков, в частности Прокопию Кесарийскому и Приску Панийскому, в записях которых фигурируют под именем антов и склавин. Константин Багрянородный, византийский император начала X века, более подробно описал в литературных трудах славян и Киевскую Русь. Благодаря подобным источникам историки могут судить о развитии славян.

Византия оказала значительное влияние на  формирование восточнославянской культуры. Византией называли Восточную Римскую империю, образовавшуюся после падения Западной Римской империи в 457 году. Соседями Византии были славяне, хазары, турки, болгары и другие народы. Военные конфликты с византийцами (походы князя Игоря и Вещего Олега) и торговое сотрудничество способствовали обогащению славянской культуры. После крещения киевского князя Владимира Святославича в конце X века отношения с Византией выровнялись и стали развиваться на обоюдовыгодных условиях в русле торговли и религии.

§ 2. Зарождение физической культуры на Руси

 

Возникновение физических упражнений и игр у славян относится  к периоду первобытного общества. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность. У древних народов бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, игры. Многие игры и физические упражнения русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем изначальном варианте относятся к древним состязательным играм.

Классовый характер физического воспитания ярко проявился в Киевской и затем Московской Руси. На территории России, как и в странах Запада, в этот период физическое воспитание проходило в двух основных направлениях: в народных массах и у господствующего класса.

У восточных славян рабовладельческие  отношения не получили полного развития, как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI-VII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Воспитанием детей занималась вся родовая община. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек - женщины. У славян, проводились инициации, в которых основное место уделялось физической подготовке молодых членов общины. По мере распада общинного строя воспитательные функции закреплялись за семьей. С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, гребле. Юноши состязались в метании в цель дротиков. Устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

Славянам часто приходилось вступать в военные конфликты с кочевыми племенами (аваров, хазаров и др.), что требовало соответствующей подготовки молодежи и взрослых. По мнению Византийского историка Маврикия (VI в.), воинское умение славян характеризовало следующее: их племена были многочисленны, выносливы, легко переносили жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользовались внезапными атаками, хитростью, умело переправлялись через реки.

В воспитательной системе славян особое место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. Молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.)1.

 

§ 3. Боевые искусства у восточных славян. Техника рукопашного боя

 

Соседние народы считали  главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были храбрыми воинами, трусость считалась наибольшим позором. Вооружение славян составляли: копья, луки и стрелы, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.

Тяжёлые условия существования, постоянные нападения кочевников (скифов, сарматов, печенегов и пр.) требовали от славян хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью, необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, мужеством, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, плавании, умении преодолевать водные преграды.

Древнерусское воинское дело развивалось  из воинских искусств праславянских  племен. Большой интерес представляет военное дело антов, венедов и склавенов в начале нашей эры, когда они, переходя реку Дунай, определявшую северо-восточную границу Рима, завоевывали города на Балканском полуострове, зачастую побеждая хорошо вооруженные войска империи. Имя «анты», которое тогда носили племена юго-восточного славянства, родственно, по-видимому, тюркскому «аньда», обозначающему побратимство, что характеризует положение славянских племен и воинов в войске гуннов и аваров.

Славяне-анты были первоклассными воинами, о чем свидетельствуют их многочисленные и успешные набеги на Византию. О подвижности и приспособляемости антов византийский исследователь Иордан пишет: «Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озер, устраивая в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей».

Тактика древних славян заключалась не в изобретении  форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне и византийцы, а в многообразии приемов нападения на врага как  при наступлении, так и при обороне, в использовании боевого опыта кочевых и других оседлых народов2.

В период средних веков  на Руси элементы единоборств и некоторые  способы ведения рукопашной схватки  имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков получивших повсеместное распространение.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой  и другими видами оружия. Одной  из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный от древнеславянского корня «паш» - «размахивать (руками)».

Однако было бы неверным утверждать, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, «Москва бьет с носка», имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.

Кулачные бои в средние  века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя. В бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней. Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы. Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу. Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по-разному (у владимирцев - кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское и вятское.

Кулачный бой, как распространенная и обычная забава, имел свои разновидности: «свалка», наиболее известная «стенка  на стенку» и, наконец, «один на один». «Свалка» представляла собой сборище  толпы, где не было противника, бились со всеми без разбора. «Стенка на стенку» была более организованной битвой, где уже различались стороны — своя и чужая. Бой «один на один» иногда предшествовал «стенке на стенку», а при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. От этого дальнейшая битва становилась более осмысленной. Такие бои были весьма зрелищны и собирали толпы зевак.

В назначенное время, обычно в ходе какого-нибудь праздника, на льду реки собирались люди и разделялись на две противоборствующие стороны. В предшествии главного события дрались и подначивали взрослых мальчишки. И только потом наступал черед взрослых бойцов, а в «критический» момент в бой вступали самые опытные, сильные и проверенные «кулачники». После сражения стороны отступали и на земле оставались те, кто уже не мог сам подняться, их забирали соратники по кулачному бою, а иногда и местные власти. Победителей щедро поили и угощали3.

Представление о физических упражнениях славян формируют и  фольклорные тексты. Например, былины содержат описание так называемых «потех» богатырей, они дают представление о характере и средствах военно-физической подготовки воина Древней Руси. Так, из былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич» мы узнаем:  

 
Стал-то Добрынюшка в возрасте, 
Как ясный сокол на возлете. 
Изучил Добрынюшка бороться, 
Прошла про него слава великая. 
… Смотрит осудар Илья Муромец, — 
Смотрит по чисту полю — 
Завидел во чисту поле — 
Богатырь потешается: 
Высоко он мечет палицу по поднебесью, 
На беленеки ручки подхватывает. 
Поехал осудар Илья Муромец, 
Приехал ко Добрынюшке Никитичу… 
… И вздумал он, удалой добрый молодец, потешиться. 
И стал он, серый селезень, поплавати, 
И стал он, ярой гоголь, поныривать. 
Через первую струичку он переплыл 
И через вторую струичку он переплыл. 
У Добрыни сердце возъярилося, 
И могучи плечи расходилися4
         В этом отрывке представлена только часть «упражнений» богатырей. В былине говорится и о фехтовании на саблях, копьях, обмене ударами палицей, охоте и многом другом.

§ 4. Игры у восточных славян

 

Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на специфику конкретной территории и отражает основные духовные ценности народа. Она включает легенды, песни, танцы и т. п5.

Информация о работе Физические упражнения и игры восточных славян