Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Содержание

Три группы функциональной подготовки

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам

Система реабилитации

Формы физической культуры

Способность к восприятию физических нагрузок

Тесты для оценки функционального состояния

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Функциональные нарушения осанки и сколиозы

Заболевания органов пищеварения

Болезни почек и мочевых путей

Эндокринные и обменные заболевания

Болезни суставов

Миопия (близорукость)

Работа содержит 1 файл

Физические упражнения для студентов с отклоненимя.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Физические упражнения для студентов

 с отклонением  в состоянии здоровья (специальные  медицинские группы) 

Содержание статьи «Физические упражнения для студентов  с отклонением в состоянии  здоровья»: 

Три группы функциональной подготовки 

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам 

Система реабилитации 

Формы физической культуры 

Способность к восприятию физических нагрузок 

Тесты для оценки функционального состояния 

Заболевания сердечно-сосудистой системы 

Заболевания органов  дыхания 

Функциональные нарушения  осанки и сколиозы 

Заболевания органов  пищеварения 

Болезни почек и  мочевых путей 

Эндокринные и обменные заболевания 

Болезни суставов 

Миопия (близорукость) 
 
 

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости  от физического развития, состояния  здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, как правило, — хронические  заболевания или повреждения  опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. 

Kомплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую. 

Студенты в таких  группах обычно характеризуются  слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как  правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо  организованы, не могут выполнить  многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и  пр. 

А если в школах, где  они учились, не было занятий в  специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них  часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение. 

Перед руководителями специальных медицинских групп  стоят следующие задачи: улучшение  функционального состояния и  предупреждение прогрессирования болезни, повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к  внешним факторам; снятие утомления  и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой. 

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные. 

Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II—III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия  покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт  трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий. 

Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более -5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II—III степени, ретинопатия III степени; пороки сердца, с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительное выраженное ожирение (III ст.), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.). 

Уроки физкультуры  в специальных медицинских группах  проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов  дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевыводящих  путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические  болезни; хирургические болезни; травматология  и ортопедия; глазные болезни  и ЛОР-органов; кожные болезни. 

Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФK, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п. 

Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем — упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др. 

При проведении занятий  со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны  профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функции ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с  гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем позвоночник режиме, лежа, и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию. 

Занятия в специальных  медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для высших учебных заведений. В  ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором  указаны задачи физического воспитания студентов специальных медицинских  групп, средства физического воспитания и примерные зачетные требования. 

Программа специальных  медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработка правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя. 

Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный  контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном  контроле за физическим воспитанием населения» (Утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования) всех студентов, флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭKГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Kроме того, ежегодно (поквартально, или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов. С теми, кто болел в последнее время, проводится тестирование и решается вопрос о времени возобновления ими физкультурных занятий. 

Существует много  форм физической культуры, которые  используются для нормализации функционального  состояния и осанки студентов, а  также для профилактики заболеваний. 

Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) — одно из средств  физической культуры. Она развивает  силу, гибкость, координацию движений, улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнения выполняются под музыку. УГГ лучше выполнять утром  в сочетании с закаливанием (см. рис. Примерный комплекс гантельной гимнастики), но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно-сосудистой системы. 

Примерный комплекс гантельной гимнастики 
 
 
 

Подвижные и спортивные игры являются хорошим средством  физического развития, нормализации психоэмоционального состояния, совершенствования координации движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, озера, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов. 

Ходьба и бег  имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального  состояния кардиореспираторной системы. 

Ходьба как физическое упражнение — ценное средство для  улучшения деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если ее регулярно совершать по пересеченной местности (вдоль берега моря, реки, озера, в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика (превентивный эффект) заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС больного. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать надо через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной. 

Бег — физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезен для профилактики заболеваний  сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем или вечером, а во время урока — в основной и заключительной частях. 

Применение ходьбы, бега и их чередование дадут эффект только в том случае, если занятия  будут проводится 3—4 раза в неделю (по 35—45 мин) и при ежедневных самостоятельных занятый (УГГ, прогулки, дозированная ходьба, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и др.). Процентное соотношение ходьбы и бега в первые две-три недели занятий — 3:1. Постепенно, по мере адаптации к физическим нагрузкам время ходьбы в тренировочном цикле сокращается и увеличивается время бега. Потом включаются ходьба и дыхательные упражнения. И только затем постепенно увеличивается темп и ритм бега при частоте сердечных сокращений не больше 130—145 уд/мин. Сочетание ходьбы и бега дает тренирующий и профилактический эффект для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы. 

Велосипедный спорт  способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах. 

Kатание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, обмена веществ, неврозах и др. для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировку сердечно-сосудистой системы. Kроме того, катание на открытом воздухе обладает еще и закаливающим эффектом. Дышать следует через нос, одежда должно соответствовать погоде, не стеснять движений. 

Плавание — отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения заболеваний или возникновения простуды. 

Особенно важно  сочетание физических нагрузок с  закаливанием для студентов, имеющих  отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также  ведут к усилению закаливания  и предупреждают простудные заболевания. 

Пагубно сказывается  на студентах специальных медицинских  групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) занятия физкультурой могут  служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние  пациента, способствовать его выздоровлению  или вызывать длительную ремиссию. 

Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови  и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя  от 25 до 40% крови находится в так  называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционируют, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает  в общий поток и принимает  участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ. 

Информация о работе Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья