Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:19, реферат
Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.
Три группы функциональной подготовки
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам
Система реабилитации
Формы физической культуры
Способность к восприятию физических нагрузок
Тесты для оценки функционального состояния
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Заболевания органов дыхания
Функциональные нарушения осанки и сколиозы
Заболевания органов пищеварения
Болезни почек и мочевых путей
Эндокринные и обменные заболевания
Болезни суставов
Миопия (близорукость)
Физические упражнения для студентов
с отклонением
в состоянии здоровья (специальные
медицинские группы)
Содержание статьи
«Физические упражнения для студентов
с отклонением в состоянии
здоровья»:
Три группы функциональной
подготовки
Медицинские противопоказания
к физическим нагрузкам
Система реабилитации
Формы физической культуры
Способность к восприятию
физических нагрузок
Тесты для оценки
функционального состояния
Заболевания сердечно-сосудистой
системы
Заболевания органов
дыхания
Функциональные нарушения
осанки и сколиозы
Заболевания органов
пищеварения
Болезни почек и
мочевых путей
Эндокринные и обменные
заболевания
Болезни суставов
Миопия (близорукость)
Студенты колледжей,
вузов, университетов в зависимости
от физического развития, состояния
здоровья и функциональной подготовки
разделены на три группы — основную,
подготовительную и специальную. Студенты,
имеющие отклонения в состоянии
здоровья, как правило, — хронические
заболевания или повреждения
опорно-двигательного аппарата, занимаются
в специальных медицинских
Kомплектование групп
осуществляет врач. Основным критерием
для включения в специальную медицинскую
группу является то или иное заболевание,
уровень физической подготовленности,
очаги хронической инфекции. Группы формируются
по нозологии (заболеваемости). Так, студенты
с заболеваниями кардиореспираторной,
пищеварительной, эндокринной систем
составляют одну группу; студенты с травмами
(заболеваниями) ОДА, периферической нервной
системы — другую; имеющие отклонения
со стороны слуха или зрения — третью;
имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы
и пр.) — четвертую.
Студенты в таких
группах обычно характеризуются
слабым физическим развитием и низким
функциональным состоянием. Они, как
правило, были освобождены от уроков
физкультуры в школе. Студенты плохо
организованы, не могут выполнить
многие физические упражнения, игры, не
умеют, как правило, плавать и
пр.
А если в школах, где
они учились, не было занятий в
специальной медицинской
Перед руководителями
специальных медицинских групп
стоят следующие задачи: улучшение
функционального состояния и
предупреждение прогрессирования болезни,
повышение физической и умственной
работоспособности, адаптация к
внешним факторам; снятие утомления
и повышение адаптационных
Медицинские противопоказания
к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой)
бывают абсолютные и относительные.
Абсолютные противопоказания:
недостаточность кровообращения II—III
степени; острый инфаркт миокарда; активная
фаза ревматизма, миокардит; стенокардия
покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт
трансмуральный; аневризма аорты; острое
инфекционное заболевание; тромбофлебит
и сердечная недостаточность; тахикардия
покоя, экстрасистолия и другие нарушения
ритма; стеноз аорты и почечной артерии;
миопия (близорукость) более 7 диоптрий.
Относительные противопоказания:
суправентрикулярные нарушения ритма
сердца; миопия (близорукость) более -5;
системная или легочная гипертензия; умеренно
выраженный стеноз аорты; неконтролируемые
заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз,
микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого
клапана сердца; токсикоз беременных;
гипертония II—III степени, ретинопатия
III степени; пороки сердца, с выраженным
цианозом; резко выраженная анемия; значительное
выраженное ожирение (III ст.), протекающее
с одышкой; почечная и печеночная недостаточность;
заболевания ОДА, ограничивающие двигательную
активность; заболевания крови (эритремия,
лимфогранулематоз и др.).
Уроки физкультуры
в специальных медицинских
Система реабилитации
включает уроки физкультуры, желательно
на свежем воздухе, занятия ЛФK, терренкур,
прогулки на лыжах, езду на велосипеде
и т.д. Предпочтительнее циклические виды
спорта, особенно при заболеваниях сердца,
легких, ожирении и т.п.
Подготовка должна
быть по возможности разносторонней,
включающей общеразвивающие, дыхательные,
релаксирующие упражнения, игры на воздухе
и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой,
дыхательной и эндокринной систем — упражнения
в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом),
лыжные прогулки, катание на коньках и
др.
При проведении занятий
со студентами, имеющими изменения (заболевания)
опорно-двигательного аппарата, важны
профилактические мероприятия, направленные
в первую очередь на придание студенту
правильной осанки и на нормализацию
функции ОДА, профилактика контрактур.
Не следует допускать чрезмерных
нагрузок (особенно в положении стоя,
подъеме тяжестей, выполнения упражнений
на тренажерах и др.). Упражнения с
гантелями, мячами и на тренажерах должны
выполняться только в щадящем позвоночник
режиме, лежа, и с включением в конце занятий
упражнений на растягивание и релаксацию.
Занятия в специальных
медицинских группах проводятся
по программе физического
Программа специальных
медицинских групп ограничивает
упражнения на скорость, силу, выносливость.
В зависимости от заболевания включаются
циклические виды спорта (лыжные прогулки,
бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание
на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные
упражнения и упражнения на релаксацию
при заболеваниях кардиореспираторной
системы, а при нарушениях осанки (сколиозах)
включаются упражнения на укрепление
мышц живота и туловища (то есть создание
мышечного корсета), выработка правильной
осанки. Исключаются упражнения с гантелями,
тяжестями в положении стоя.
Неотъемлемой частью
физического воспитания является врачебный
контроль, который проводится в соответствии
с «Положением о врачебном
контроле за физическим воспитанием населения»
(Утверждено приказом Минздрава СССР №
986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные
углубленные медицинские обследования
(УМО) студентов. В медицинскую комиссию
включаются врачи разных специальностей:
терапевт, травматолог-хирург, окулист,
невропатолог, гинеколог, отоларинголог
и другие специалисты. Проводятся антропометрические
и морфологические исследования (обследования)
всех студентов, флюорография (или рентгенография
легких и сердца), электрокардиография
(ЭKГ), клинический анализ крови, мочи и
тестирование. Kроме того, ежегодно (поквартально,
или по семестрам) проводятся профилактические
осмотры студентов всех курсов. С теми,
кто болел в последнее время, проводится
тестирование и решается вопрос о времени
возобновления ими физкультурных занятий.
Существует много
форм физической культуры, которые
используются для нормализации функционального
состояния и осанки студентов, а
также для профилактики заболеваний.
Утренняя гигиеническая
гимнастика (УГГ) — одно из средств
физической культуры. Она развивает
силу, гибкость, координацию движений,
улучшает деятельность внутренних органов,
вызывает подъем эмоций, особенно если
упражнения выполняются под музыку.
УГГ лучше выполнять утром
в сочетании с закаливанием (см.
рис. Примерный комплекс гантельной
гимнастики), но не очень рано, особенно
больным с заболеванием сердечно-сосудистой
системы.
Примерный комплекс
гантельной гимнастики
Подвижные и спортивные
игры являются хорошим средством
физического развития, нормализации
психоэмоционального состояния, совершенствования
координации движений. Включая игры в
урок физкультуры, можно значительно повысить
нагрузки за счет эмоционального фактора,
а если их проводить на берегу реки, озера,
моря, то эффективность возрастает еще
и за счет закаливающего и эмоционального
факторов.
Ходьба и бег
имеют огромное значение в нормализации
обменных процессов, функционального
состояния кардиореспираторной системы.
Ходьба как физическое
упражнение — ценное средство для
улучшения деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой
и дыхательной систем. Если ее регулярно
совершать по пересеченной местности
(вдоль берега моря, реки, озера, в парке
и пр.), то имеет место тренирующий эффект
и профилактика (превентивный эффект)
заболеваний. Положительные эмоции при
этом благоприятно влияют на ЦНС больного.
Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным,
глубоким, не следует задерживать дыхание
и разговаривать во время ходьбы. Дышать
надо через нос, особенно зимой. Ходьба
должна быть продолжительной (до появления
испарины на лбу), но не утомительной.
Бег — физическое
упражнение с большой нагрузкой.
Он развивает выносливость, особенно
полезен для профилактики заболеваний
сердечно-сосудистой системы, ожирения
и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными
упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить
днем или вечером, а во время урока — в
основной и заключительной частях.
Применение ходьбы,
бега и их чередование дадут эффект
только в том случае, если занятия
будут проводится 3—4 раза в неделю
(по 35—45 мин) и при ежедневных самостоятельных
занятый (УГГ, прогулки, дозированная ходьба,
прогулки на лыжах, езда на велосипеде,
катание на коньках и др.). Процентное соотношение
ходьбы и бега в первые две-три недели
занятий — 3:1. Постепенно, по мере адаптации
к физическим нагрузкам время ходьбы в
тренировочном цикле сокращается и увеличивается
время бега. Потом включаются ходьба и
дыхательные упражнения. И только затем
постепенно увеличивается темп и ритм
бега при частоте сердечных сокращений
не больше 130—145 уд/мин. Сочетание ходьбы
и бега дает тренирующий и профилактический
эффект для больных сердечно-сосудистыми
заболеваниями и заболеваниями легких,
эндокринной системы.
Велосипедный спорт
способствует усилению обмена веществ,
тренировке кардиореспираторной системы
и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях
сердечно-сосудистой, дыхательной систем
и нарушении обмена веществ, а также при
последствиях травм суставов ног (для
разработки тугоподвижности и тренировки
мышц). Зимой велопрогулки заменяются
упражнениями на велотренажерах.
Kатание на коньках рекомендуется
при многих заболеваниях сердечно-сосудистой
системы, легких, обмена веществ, неврозах
и др. для нормализации обменных процессов,
улучшения функционального состояния
и тренировку сердечно-сосудистой системы.
Kроме того, катание на открытом воздухе
обладает еще и закаливающим эффектом.
Дышать следует через нос, одежда должно
соответствовать погоде, не стеснять движений.
Плавание — отличное
тренирующее и закаливающее средство.
Если плавание сочетать с прогулками
(воздушные, солнечные ванны), играми,
то оздоравливающий эффект еще более возрастает.
Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной
системы и обмен веществ, а при травмах
и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению
(исчезновению) болей и улучшению подвижности
в суставах. Осторожность следует проявлять
при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов,
особенно в осенне-зимний период из-за
опасности переохлаждения и обострения
заболеваний или возникновения простуды.
Особенно важно
сочетание физических нагрузок с
закаливанием для студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья,
так как такие занятия повышают
общую тренированность
Пагубно сказывается
на студентах специальных
Во время мышечной
работы увеличивается циркуляция крови
и улучшается метаболизм тканей. Исследования
показывают, что в состоянии покоя
от 25 до 40% крови находится в так
называемом депо (печень, селезенка, кожа
и др.), около 50% капилляров не функционируют,
снижена вентиляция в альвеолах.
При выполнении физических упражнений
часть крови из депо поступает
в общий поток и принимает
участие в обмене веществ. Если учесть,
что 44% массы тела составляет мышечная
ткань, то можно оценить роль мышечной
работы в нормализации кровообращения
и обмена веществ.
Информация о работе Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья