Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что сегодня занятия с дошкольниками, имеющими такое заболевание, выдвигаются на первый план, потому что сколиоз - одна из наиболее часто встречающихся деформаций опорно-двигательного аппарата. Сколиоз относится к весьма распространенным заболеваниям опорно-двигательной системы детского и подросткового возраста. Данные о распространенности сколиоза противоречивы и колеблются в пределах от 1% до 53%
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1Анатомо - физиологические, патофизиологические и клинические особенности сколиоза………………………............... 5
1.1Функциональная анатомия и физиология позвоночного столба…………………………………………………………………… 5
1.2 Этиология, патогенез, клиника сколиоза………………………… 7
1.3 Классификация сколиозов………………………………………… 9
1.4 Типология сколиозов……………………………………………… 11
Глава 2 Методы физической реабилитации при сколиозе….. 13
2.1 Задачи и цель физической реабилитации………………………... 13
2.2 Методика ЛФК при сколиозе ..................................................... 14
2.3 Лечебный массаж при сколиозе………………………… …… 17
2.4 Применение электроакупунктуры при сколиозе……………….. 21
2.5 Метод ортопедической коррекции стоп при сколиозе.................. 24
Заключение…………………………………………………………….. 25
Библиографический список ………………………………………….. 27
1.3 Классификация сколиозов
Из многочисленных
классификаций сколиозов в
Вторая группа — сколиозы неврогенного происхождения: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, сирингомиелии, спастического паралича. В эту же группу могут быть включены сколиозы на почве радикулита, люмбоишалгии и сколиозы, вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, нередко ведущие к сдавлению корешков и вызывающие клинически корешковый гетеро- или гомоплегический синдром [6].
Третья группа
— сколиозы на почве аномалий развития
позвонков и ребер. К этой группе
относятся все
Шейно-грудной
сколиоз. Вершина искривления
Глава 2 Методы физической реабилитации при сколиозе
2.1. Цель и задачи физической реабилитации
Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае, замедление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно -восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и переформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг [13,26]. Даже из этого перечня видно что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация» [26]. К основным принципам реабилитации относятся : раннее начало проведения реабилитационных мероприятий, комплексность использования всех доступных и необходимых методов реабилитации, индивидуализация программы реабилитации, этапность реабилитации, непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации [13].
Главной задачей
физической реабилитации является
полноценное восстановление функциональных
возможностей различных систем организма
и опорно-двигательного аппарата (ОДА),
а также развитие компенсаторных приспособлений
к условиям повседневной жизни и труду
[13,16]. К частным задачам реабилитации
относятся : восстановление бытовых возможностей
больного, т. е. способности к передвижению,
самообслуживанию и выполнению несложной
домашней работы ;
восстановление трудоспособности, т.е.
утраченных инвалидом профессиональных
навыков, путем использования и развития
функциональных возможностей двигательного
аппарата; предупреждение развития патологических
процессов, приводящих к временной или
стойкой утрате трудоспособности, т.е.
осуществление мер вторичной профилактики
[26].
2.2 Методика ЛФК при сколиозе
Занятия лечебной физкультурой
нужно проводить в целях общего
укрепления организма и специально
в целях предупреждения прогрессирования
и возможной коррекции деформации [18].Основные принципы
Л.Ф.К. : Общая тренировка организма - применение
общеразвивающих упражнений; специальная
тренировка организма (формирование осанки;
разгрузка позвоночника; развитие мышечной
выносливости, упражнения в равновесии)
[10].
Общая тренировка
организма. Общеразвивающие упражнения
применяются в виде гимнастики, спортивных
упражнений и игр. Для лечебных целей более
приемлемы гимнастические упражнения,
т.к. для них характерна аналитичность
(возможность расчленения упражнения
на составные части) [17]. Гимнастика благодаря
неисчерпаемому разнообразию движений
дает возможность избирательно воздействовать
на отдельные мышечные группы, восстанавливать
и совершенствовать функцию различных
органов и систем организма, точно дозировать
нагрузку, позволяет сохранят направление
занятий, что в спорте и играх трудно достигается.
В практической работе воспитание ощущений
нормальной осанки приобретается посредством
многократного повторения правильного
положения тела: лежа, сидя, стоя, проверка
этих положений у гимнастической стенки,
у спины, у зеркала на каждом занятии [19].
Целесообразно развивать у детей самоконтроль
за правильностью положений и движений,
что требует от них сознательного отношения
и мобилизации внимания. Хорошо усваивается
навык правильной осанки в подвижных играх
[16].
Большое
значение для формирования правильной
осанки имеют упражнения в равновесии
[19]. Разгрузка позвоночника. Разгрузка
заключается в освобождении от тяжести
туловища, рук и головы, вес которых при
вертикальном положении сдавливает межпозвонковые
диски. Разгрузка позвоночника от веса
собственного тела достигается переводом
детей в горизонтальное положение: лежа
на животе, спине, на боку, стоя на четвереньках.
В этих положениях связочно-мышечная система
позвоночного столба находится в состоянии
относительного расслабления, и таким
образом достигается разгрузка позвоночника.
Разгрузка позвоночника происходит также
при висах (простых и смешанных), лазаний
[17].
Развитие мышечной выносливости.
Решается развитием мышц, обеспечивающих
длительное удержание тела в вертикальных
положениях [19].
Улучшение статической
выносливости достигается путем
систематических упражнений с увеличением
времени периода сокращения мышц.
Так создается "мышечный корсет",
способный удержать тело в покое
и в движении и являющийся непременным
условием для создания и укрепления правильной осанки. Наибольшее
значение при этом имеют разнообразные
гимнастические упражнения для укрепления
мышц плечевого и тазового пояса, нижних
конечностей и особенно мышц спины и брюшного
пресса. Для избирательного укрепления
мышц спины и брюшного пресса выгоднее
исходное положение лежа на животе, на
боку, на спине [17]. Положительной стороной упражнений лежа
также являются симметричное расположение
сегментов тела и фиксированный таз, что
исключает искривление позвоночника,
находящегося в прямом положении. Само
по себе исходное положение лежа способствует
выпрямлению позвоночника, а упражнения
в этих исходных положениях еще более
усиливают эффект от применяемых движений
[16]. По мере усвоения упражнений при "разгруженном"
позвоночнике те же движения выполняют
из положения сидя, стоя. При этом надо
тщательно следить за правильным положением
тела. Такая методическая целенаправленность
тренировки постепенно укрепляет мускулатуру,
подготавливает детей к большим статическим
нагрузкам, неизбежным в повседневной
жизни. После статических усилий, вызывающих
общую усталость и задержку дыхания, вводят
еще дыхательные упражнения на расслабление
[17,19].
Статические
упражнения должны сочетаться с динамическими,
регулируя их трудность в соответствии
с физическими возможностями занимающихся,
возрастом и патологическими особенностями.
Разнообразные сочетания статических
и динамических напряжений - лучшее средство
выработки мышечной силы. Упражнения в
равновесии. В различных системах коррегирующей
гимнастики этот вид движения используется
в качестве верного средства для формирования
осанки, особенно, на стадии закрепления
навыка прямо держаться при любом положении
[13].
Упражнения эти направлены на воспитание тонкого ощущения положения отдельных частей тела в каждый данный момент, что и позволяет сохранять равновесие даже при очень трудных положениях. Упражнения улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве и другие качества. Упражнения в равновесии выполняют на полу и на повышенной опоре (бревно, гимнастическая скамейка). Чтобы усложнить упражнение, надо уменьшить площадь опоры или повысить общий центр тяжести тела. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем требуется более точная дифференцировка работы мышц, принимающих участие в уравновешивании тела. Поэтому для усложнения можно использовать внезапные переходы от динамических упражнений к статическим [18].
Упражнения со снарядами. Упражнения со снарядами значительно способствуют развитию координации движений и повышают эмоциональное состояние занимающихся [17].
Упражнения с палками
могут быть симметричными и
Упражнения с мячами. Упражнения с мячами состоят преимущественно из таких движений, как толчки, броски и ловля мячей. Спецификой является развитие мышечной силы не только плечевого пояса, но и всего туловища. Упражнения не требуют длительной подготовки и неразрывно связаны с повышением эмоционального состояния занимающихся. Начинать занятия надо с резиновыми мячами, постепенно переходя к медицинболлу (массой не более 1 кг). Необходима специальная подготовка детей в умении ловить мяч, чтобы предупредить травмы суставов пальцев во время ловли мяча. При ловле мяча руки нужно вытянуть вперед, навстречу летящему мячу с таким расчетом, чтобы в момент вытягивания рук они могли встретиться с мячом, руки сейчас же сгибаются в локтях, для ослабления силы летящего мяча предотвращая травмы [10].
2.3. Лечебный массаж при сколиозе
В комплексе
консервативного лечения
Для стабилизации позвоночника – выработки “мышечного корсета” – проводят симметричную электростимуляцию мышц спины и передней брюшной стенки. При избирательной тренировке с целью коррекции деформации стимулируют паравертебральные мышцы на выпуклой стороне искривления [20, 25].