Физические средства реабилитации в комплексном восстановлении больных со сколиозом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что сегодня занятия с дошкольниками, имеющими такое заболевание, выдвигаются на первый план, потому что сколиоз - одна из наиболее часто встречающихся деформаций опорно-двигательного аппарата. Сколиоз относится к весьма распространенным заболеваниям опорно-двигательной системы детского и подросткового возраста. Данные о распространенности сколиоза противоречивы и колеблются в пределах от 1% до 53%

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1Анатомо - физиологические, патофизиологические и клинические особенности сколиоза………………………............... 5
1.1Функциональная анатомия и физиология позвоночного столба…………………………………………………………………… 5
1.2 Этиология, патогенез, клиника сколиоза………………………… 7
1.3 Классификация сколиозов………………………………………… 9
1.4 Типология сколиозов……………………………………………… 11
Глава 2 Методы физической реабилитации при сколиозе….. 13
2.1 Задачи и цель физической реабилитации………………………... 13
2.2 Методика ЛФК при сколиозе ..................................................... 14
2.3 Лечебный массаж при сколиозе………………………… …… 17
2.4 Применение электроакупунктуры при сколиозе……………….. 21
2.5 Метод ортопедической коррекции стоп при сколиозе.................. 24
Заключение…………………………………………………………….. 25
Библиографический список ………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

Вавилова курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

  1.3 Классификация сколиозов

 

Из многочисленных классификаций сколиозов в соответствии с этиологией и патогенезом  самое  широкое распространение получила классификация Кобба (1958), согласно которой они распределяются на пять основных групп [4,25].          Первая группа — сколиозы миопатического происхождения. В основе этих искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. К этой же группе могут быть отнесены и рахитические сколиозы, которые возникают в результате дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани [4].    Развитие рахитического сколиоза обусловлено изменениями, наступающими в зоне обызвествления апофизов тел позвонков. Возникает остеопороз тел позвонков. Под влиянием нагрузки усиливается физиологическая кривизна грудного отдела позвоночника (кифоз) и поясничный лордоз [5].       

Вторая группа — сколиозы неврогенного происхождения: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, сирингомиелии, спастического паралича. В эту же группу могут быть включены сколиозы на почве радикулита, люмбоишалгии и сколиозы, вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, нередко ведущие к сдавлению корешков и вызывающие клинически корешковый гетеро- или гомоплегический синдром [6].   

Третья группа — сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер. К этой группе относятся все                       врожденные сколиозы, возникновение которых связано с костными диспластическими  изменениями. Как правило, врожденный сколиоз выявляется у ребенка на первом году жизни. Характерной его чертой является медленное прогрессирование, образование искривлений на небольшом участке, и маловыраженная торсия тел позвонков [26].  Четвертая группа — сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки (рубцовые на почве эмпиемы, ожогов, пластических операций на грудной клетке) [1].   Пятая группа — сколиозы идиопатические, происхождение которых и в настоящее время остается еще далеко не изученным. Среди больных со сколиозом самую большую группу составляют лица с идиопатическими искривлениями позвоночника, т. е. формой его искривления вследствие невыясненных причин. Выделение идиопатических сколиозов в отдельную группу связано с тем, что они характеризуются своеобразными клинико-рентгенологическими признаками и течением [26].

1.4 Типология сколиоза.

Шейно-грудной  сколиоз. Вершина искривления позвоночника при шейно-грудном сколиозе находится  на уровне четвертого-пятого грудных  позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета [4].    Грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе находится на уровне восьмого-девятого грудных позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние. Грудной сколиоз у большинства больных сопровождается деформациями грудной клетки, развитием реберного горба, выраженными функциональными нарушениями внешнего дыхания и кровообращения [21].       Пояснично-грудной сколиоз. При пояснично-грудном сколиозе вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне 10-11-го грудных позвонков [2].       Поясничный сколиоз. Вершина искривления позвоночника при поясничном сколиозе находится на уровне первого-второго поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации [14].  Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков [21].

 

Глава 2 Методы  физической  реабилитации  при сколиозе

 

2.1. Цель и задачи физической реабилитации

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае, замедление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно -восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и переформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг [13,26].          Даже из этого перечня видно что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация» [26]. К основным принципам реабилитации относятся : раннее начало проведения реабилитационных мероприятий, комплексность использования всех доступных и необходимых методов реабилитации, индивидуализация программы реабилитации, этапность реабилитации, непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации [13]. 

Главной задачей  физической реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду [13,16].   К частным задачам реабилитации относятся : восстановление бытовых возможностей больного, т. е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы ; 
восстановление трудоспособности, т.е. утраченных инвалидом профессиональных навыков, путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата; предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т.е. осуществление мер вторичной профилактики [26].  

 

2.2 Методика ЛФК при сколиозе

 

Занятия лечебной физкультурой нужно проводить в целях общего укрепления организма и специально в целях предупреждения прогрессирования и возможной коррекции деформации [18].Основные принципы Л.Ф.К. : Общая тренировка организма - применение общеразвивающих упражнений; специальная тренировка организма (формирование осанки; разгрузка позвоночника; развитие мышечной выносливости, упражнения в равновесии) [10].      
         Общая тренировка организма. Общеразвивающие упражнения применяются в виде гимнастики, спортивных упражнений и игр. Для лечебных целей более приемлемы гимнастические упражнения, т.к. для них характерна аналитичность (возможность расчленения упражнения на составные части) [17].         Гимнастика благодаря неисчерпаемому разнообразию движений дает возможность избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы, восстанавливать и совершенствовать функцию различных органов и систем организма, точно дозировать нагрузку, позволяет сохранят направление занятий, что в спорте и играх трудно достигается. В практической работе воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя, проверка этих положений у гимнастической стенки, у спины, у зеркала на каждом занятии [19].           Целесообразно развивать у детей самоконтроль за правильностью положений и движений, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в подвижных играх [16].   
          Большое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения в равновесии [19].        Разгрузка позвоночника. Разгрузка заключается в освобождении от тяжести туловища, рук и головы, вес которых при вертикальном положении сдавливает межпозвонковые диски. Разгрузка позвоночника от веса собственного тела достигается переводом детей в горизонтальное положение: лежа на животе, спине, на боку, стоя на четвереньках. В этих положениях связочно-мышечная система позвоночного столба находится в состоянии относительного расслабления, и таким образом достигается разгрузка позвоночника. Разгрузка позвоночника происходит также при висах (простых и смешанных), лазаний [17].  

Развитие мышечной выносливости. 
Решается развитием мышц, обеспечивающих длительное удержание тела в вертикальных положениях [19].       

Улучшение статической  выносливости достигается путем  систематических упражнений с увеличением  времени периода сокращения мышц. Так создается "мышечный корсет", способный удержать тело в покое  и в движении и являющийся непременным  условием для создания и укрепления правильной осанки. Наибольшее значение при этом имеют разнообразные гимнастические упражнения для укрепления мышц плечевого и тазового пояса, нижних конечностей и особенно мышц спины и брюшного пресса. Для избирательного укрепления мышц спины и брюшного пресса выгоднее исходное положение лежа на животе, на боку, на спине [17].    Положительной стороной упражнений лежа также являются симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз, что исключает искривление позвоночника, находящегося в прямом положении. Само по себе исходное положение лежа способствует выпрямлению позвоночника, а упражнения в этих исходных положениях еще более усиливают эффект от применяемых движений [16].      По мере усвоения упражнений при "разгруженном" позвоночнике те же движения выполняют из положения сидя, стоя. При этом надо тщательно следить за правильным положением тела. Такая методическая целенаправленность тренировки постепенно укрепляет мускулатуру, подготавливает детей к большим статическим нагрузкам, неизбежным в повседневной жизни. После статических усилий, вызывающих общую усталость и задержку дыхания, вводят еще дыхательные упражнения на расслабление [17,19].     
          Статические упражнения должны сочетаться с динамическими, регулируя их трудность в соответствии с физическими возможностями занимающихся, возрастом и патологическими особенностями. Разнообразные сочетания статических и динамических напряжений - лучшее средство выработки мышечной силы. Упражнения в равновесии. В различных системах коррегирующей гимнастики этот вид движения используется в качестве верного средства для формирования осанки, особенно, на стадии закрепления навыка прямо держаться при любом положении [13].       

Упражнения эти направлены на воспитание тонкого ощущения положения отдельных частей тела в каждый данный момент, что и позволяет сохранять равновесие даже при очень трудных положениях. Упражнения улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве и другие качества. Упражнения в равновесии выполняют на полу и на повышенной опоре (бревно, гимнастическая скамейка). Чтобы усложнить упражнение, надо уменьшить площадь опоры или повысить общий центр тяжести тела. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем требуется более точная дифференцировка работы мышц, принимающих участие в уравновешивании тела. Поэтому для усложнения можно использовать внезапные переходы от динамических упражнений к статическим  [18].  

Упражнения со снарядами. Упражнения со снарядами значительно способствуют развитию координации движений и повышают эмоциональное состояние занимающихся [17].    

Упражнения с палками  могут быть симметричными и асимметричными. При симметричных упражнениях основными  положениями гимнастической палки  по высоте будут: внизу, на груди, перед  грудью, на голове, над головой, за головой, на лопатках, за спиной [13].

Упражнения с мячами. Упражнения с мячами состоят преимущественно из таких движений, как толчки, броски и ловля мячей. Спецификой является развитие мышечной силы не только плечевого пояса, но и всего туловища. Упражнения не требуют длительной подготовки и неразрывно связаны с повышением эмоционального состояния занимающихся. Начинать занятия надо с резиновыми мячами, постепенно переходя к медицинболлу (массой не более 1 кг). Необходима специальная подготовка детей в умении ловить мяч, чтобы предупредить травмы суставов пальцев во время ловли мяча. При ловле мяча руки нужно вытянуть вперед, навстречу летящему мячу с таким расчетом, чтобы в момент вытягивания рук они могли встретиться с мячом, руки сейчас же сгибаются в локтях, для ослабления силы летящего мяча предотвращая травмы [10].

 

 

2.3. Лечебный массаж при сколиозе

Массаж оказывает  многообразное влияние на кожу, он улучшает секрецию сальных и потовых  желез, улучшает лимфо- и кровообращение, обмен веществ. Массаж способствует образованию физиологически активных веществ (гистамина), продуктов белкового распада - аминокислот,        полипептидов. Кожа приобретает розовый цвет, повышается мышечный тонус, что делает кожу гладкой, эластичной, плотной [15].    

Влияние массажа  на нервную систему. Под действием  массажа может повышаться или  понижаться возбудимость нервной системы  в зависимости от ее функционального  состояния и методики массажного воздействия. Нормальная или адекватная реакция организма на воздействие массажа проявляется приятным ощущением согревания тканей, снятием их напряжений, уменьшением болей, улучшением общего самочувствия. Массаж оказывает выраженное влияние на периферическую нервную систему, улучшая кровоснабжение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани [29].       Влияние массажа на лимфатическую систему. Под действием массажа - поглажения, разминания, проводимых по направлению к сердцу, кожные лимфатические капилляры легко опорожняются, а такие приемы, как вибрация, поколачивание, похлопывание, вызывают расширение лимфатических сосудов. Таким образом, массаж ускоряет движение лимфы, увеличивает приток питательных веществ к тканям массируемого участка и освобождает их от продуктов обмена веществ. Массирующие движения проводятся по ходу лимфатического тока в сторону ближайших лимфатических узлов [24].     Влияние массажа на сердечно-сосудистую систему. Благотворное влияние массажа на сердечно-сосудистую систему сказывается в том, что при его применении происходит перераспределение крови в органах и тканях. Кровь от внутренних органов оттекает к корже, мышцам, наступает расширение периферических сосудов. Все это облегчает работу сердца, повышается его нагнетательная способность, улучшается кровоснабжение самой сердечной мышцы, уменьшаются застойные явления в большом и малом кругах кровообращения, повышаются обмен веществ, усвоение тканями кислорода [30].   Влияние массажа на мышцы и суставы. Массаж оказывает благоприятное влияние на мышечную систему, под его воздействием улучшается их кровоснабжение, а значит, и питание, повышаются эластичность, сила и работоспособность, замедляется наступление атрофии мышц [15].        Задачи массажа при сколиозе :       

1. Выравнивать  тягу мышц разгибателей спины: на стороне выпуклости, где мышцы растянуты их нужно массировать тонизирующими приемами, а на стороне вогнутости мышцы надо массировать расслабляющими приемами – растягивать [29].   

2. Способствовать укреплению мышц туловища, выработка мышечного корсета [30].          

3. Нормализация функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем [15].        

4. Формирование и закрепление навыка правильной осанки [24].  

5.  Повышение общего тонуса организма [12].    

Порядок массажа:         

1. Массируется спина. Проводится общее поглаживание и растирание, разминание широчайших и трапециевидных мышц, растираются межреберья [15].        

2. Массаж поясницы: поглаживание; растирание; если в верхней части мышцы асимметричны, то массируется эта часть поясницы дифференцированно [30].

3. Массаж ягодиц  производится только тонизирующими  приемами. [23]         

4. Массаж грудной клетки. Общее поглаживание и растирание; 
растирание межреберьев; разминание грудных мышц; 
если тонус мышц неодинаков, то можно видеть на стороне напряженных мышц головка плечевой кости выступает вперед (мышцы укорочена). В этом случае выполняется дифференцированный массаж грудных мышц, и надавливание на выступающую головку плечевой кости [29].   

5. Массаж живота всеми тонизирующими приемами [30].  
 Дифференцированный массаж: На стороне выпуклости позвоночника, выполняются тонизирующие приемы, быстрое прерывистое поглаживание, прерывистое и неглубокое растирание приемами строгания, штрихование, разминание (приемами сдвигания и растяжения), надавливание, подергивание, вибрационные приемы    [15].

Массаж рекомендуется  проводить при любой степени  сколиоза. Он способствует коррекции  искривления не только самого позвоночника, но и всего тела, нормализует тонус  мышц спины и укрепляет их, увеличивает скорость лимфо- и кровообращения, снижает чувство усталости, уменьшает боли [23].

2.4 Применение электроакупунктуры при сколиозе

В комплексе  консервативного лечения сколиозов  для укрепления мышечного аппарата и для избирательной тренировки отдельных мышечных групп применяется электромиостимуляция [20].   

Для стабилизации позвоночника – выработки “мышечного корсета” – проводят симметричную электростимуляцию мышц спины и  передней брюшной стенки. При избирательной  тренировке с целью коррекции деформации стимулируют паравертебральные мышцы на выпуклой стороне искривления [20, 25].       

Информация о работе Физические средства реабилитации в комплексном восстановлении больных со сколиозом