Физические способности человека и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

В школьном возрасте принято выделять периоды наиболее значительных возрастных изменений в организме, в том числе и в развитии физических качеств. Эти периоды получили название сенситивных (наиболее чувствительных). Целенаправленное воспитание конкретных качеств в сенситивных периодах дает наибольший эффект, т.к. обеспечивает наиболее высокие темпы их прироста.

Работа содержит 1 файл

реферат физра1.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

    - комплексирование видов деятельности (ходьба и прыжки, бег и ловля);

    - выполнение движений без зрительного  анализатора.

    Данные  методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.

    Точность  и соразмерность движений - это  способность выполнять их в максимальном соответствии с требуемой формой и содержанием. Они предполагают наличие не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестезических, зрительных ощущений и хорошей двигательной памяти. Соответствие пространственных параметров действия заданному эталону достигается взаимосвязью пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях.

    Воспитание  точности обеспечивается систематическим  развивающим воздействием на восприятие и анализ пространственных условий, а одновременно и на управление пространственными параметрами движений.

    Рекомендуемые методические приемы и подходы:

    - ОРУ на точность движений по  командам;

    - разметка дистанции, постановка  дополнительных ориентиров в  прыжках или соскоках;

    - метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени);

    - прыжки и соскоки на точность  приземления (0,5 х 0,5 м);

    - бег с различной величиной  и частотой шага;

    - сочетание контрастных заданий  (метание на разные расстояния  или предметов разного веса  на одно расстояние, удары по воротам с 10 и 20 м);

    - улучшение пространственных дифференцировок  путем перехода к близким заданиям;

    - ограничение или временное исключение  зрительного самоконтроля при  выполнении двигательного действия.

    Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы в движения, тем самым способствуют развитию ловкости. Приборная коррекция дает точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию способностей к точной пространственной ориентировке способствует и самоконтроль спортсмена. Для этого используются наглядные ориентиры (рисунки, предметы, разметка инвентаря); они указывают направление и граничные точки амплитуды.

    Способность сохранять равновесие в статических  и динамических упражнениях является фактором, содействующим качественному  выполнению упражнения и развитию ловкости. Для воспитания способности к  поддержанию равновесия используют методические приемы, затрудняющие сохранение равновесия:

    -уменьшение  опоры;

    - использование высокой и качающейся  опоры;

    - увеличение времени сохранения  позы;

    - самостоятельная кратковременная  потеря равновесия с последующим  восстановлением позы;

    - использование противодействия;

    - временное исключение зрительного  самоконтроля.

    Другое  направление – совершенствование  функций вестибулярного аппарата:

    - круговые движения головой;

    - вращение на стуле или в  упоре присев;

    - ускорения прямолинейные и угловые (серии кувырков, ТСО - качели и др.);

    - парные и групповые упражнения  в равновесии;

    - прыжки с поворотом на определенное  количество градусов.

    Они особенно эффективны для детей и  лиц с ослабленной функцией равновесия.

    Умение  управлять мышечным тонусом также влияет на проявление ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения и расслабления мышц. На этапе начального обучения наблюдается координационная мышечная напряженность, т.е. замедленный переход мышц от напряжения к расслаблению. Внешне движения скованы, неловки. Для устранения ее применяют:

    - многократное выполнение упражнений  в медленном темпе;

    - снижение эмоционального возбуждения  (устранение соревновательной обстановки  и др.);

    - контроль за мимикой лица (напряженность  обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться);

    - чередование напряжения и расслабления  мышц (метод контрастных заданий).

    Причиной  координационной напряженности  при выполнении освоенных упражнений может быть стрессовая ситуация, повышенная ответственность, непривычные условия. Устранить ее можно, применяя приемы психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления.

    Повышенная  мышечная напряженность в состоянии  покоя (тоническая напряженность) снижается  при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем в интервалы отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной.

    Особенности биологического развития ловкости у  детей школьного возраста.

    Наиболее  благоприятные условия для развития и воспитания ловкости создаются в младшем школьном возрасте, когда происходит наибольший прирост координационных способностей. Занятия целесообразно ориентировать на развитие пространственных и силовых характеристик движений (умение различать длину и частоту шага, прыжка, дальность броска). Дети легко схватывают технику довольно координационно сложных упражнений. В младшем и среднем школьном возрасте развивается способность поддерживать равновесие тела.

    В среднем школьном возрасте необходимо совершенствовать пространственную ориентировку, развивать ритмические способности. Точности движений и глазомеру содействует метание по цели, на разные расстояния, метание на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в ОРУ. В период полового созревания приостанавливается рост координационных способностей.

    В старшем школьном возрасте ловкость и координационные способности  преимущественно развиваются при  изменении условий выполнения изученных  упражнений.

    Ловкость  следует развивать в начале основной части занятий на “свежем” фоне ЦНС и четких мышечных ощущений. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Под физическими качествами понимают социально  обусловленные совокупности биологических  и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

    Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых  обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество.

    Изложенные  представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:

    а) в основе воспитания физических качеств  лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется  в решении двигательных задач;

      б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;

    в) воспитание физических качеств достигается  через решение разнообразных  двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств. 

    Список  используемой литературы 
 

    1. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001 

    2.  Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос, 1995. 

  1. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.
 
  1. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура  и спорт, 1981

Информация о работе Физические способности человека и их развитие