Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:14, реферат
В школьном возрасте принято выделять периоды наиболее значительных возрастных изменений в организме, в том числе и в развитии физических качеств. Эти периоды получили название сенситивных (наиболее чувствительных). Целенаправленное воспитание конкретных качеств в сенситивных периодах дает наибольший эффект, т.к. обеспечивает наиболее высокие темпы их прироста.
-
комплексирование видов
-
выполнение движений без
Данные методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.
Точность и соразмерность движений - это способность выполнять их в максимальном соответствии с требуемой формой и содержанием. Они предполагают наличие не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестезических, зрительных ощущений и хорошей двигательной памяти. Соответствие пространственных параметров действия заданному эталону достигается взаимосвязью пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях.
Воспитание точности обеспечивается систематическим развивающим воздействием на восприятие и анализ пространственных условий, а одновременно и на управление пространственными параметрами движений.
Рекомендуемые методические приемы и подходы:
- ОРУ на точность движений по командам;
-
разметка дистанции,
- метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени);
- прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м);
- бег с различной величиной и частотой шага;
- сочетание контрастных заданий (метание на разные расстояния или предметов разного веса на одно расстояние, удары по воротам с 10 и 20 м);
-
улучшение пространственных
-
ограничение или временное
Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы в движения, тем самым способствуют развитию ловкости. Приборная коррекция дает точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию способностей к точной пространственной ориентировке способствует и самоконтроль спортсмена. Для этого используются наглядные ориентиры (рисунки, предметы, разметка инвентаря); они указывают направление и граничные точки амплитуды.
Способность сохранять равновесие в статических и динамических упражнениях является фактором, содействующим качественному выполнению упражнения и развитию ловкости. Для воспитания способности к поддержанию равновесия используют методические приемы, затрудняющие сохранение равновесия:
-уменьшение опоры;
-
использование высокой и
- увеличение времени сохранения позы;
-
самостоятельная
- использование противодействия;
-
временное исключение
Другое
направление –
- круговые движения головой;
- вращение на стуле или в упоре присев;
-
ускорения прямолинейные и
- парные и групповые упражнения в равновесии;
-
прыжки с поворотом на
Они особенно эффективны для детей и лиц с ослабленной функцией равновесия.
Умение управлять мышечным тонусом также влияет на проявление ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения и расслабления мышц. На этапе начального обучения наблюдается координационная мышечная напряженность, т.е. замедленный переход мышц от напряжения к расслаблению. Внешне движения скованы, неловки. Для устранения ее применяют:
-
многократное выполнение
-
снижение эмоционального
- контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться);
-
чередование напряжения и
Причиной координационной напряженности при выполнении освоенных упражнений может быть стрессовая ситуация, повышенная ответственность, непривычные условия. Устранить ее можно, применяя приемы психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления.
Повышенная мышечная напряженность в состоянии покоя (тоническая напряженность) снижается при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем в интервалы отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной.
Особенности биологического развития ловкости у детей школьного возраста.
Наиболее
благоприятные условия для
В среднем школьном возрасте необходимо совершенствовать пространственную ориентировку, развивать ритмические способности. Точности движений и глазомеру содействует метание по цели, на разные расстояния, метание на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в ОРУ. В период полового созревания приостанавливается рост координационных способностей.
В
старшем школьном возрасте ловкость
и координационные способности
преимущественно развиваются
Ловкость
следует развивать в начале основной
части занятий на “свежем” фоне
ЦНС и четких мышечных ощущений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под
физическими качествами понимают социально
обусловленные совокупности биологических
и психических свойств
Под
физическими способностями
Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:
а)
в основе воспитания физических качеств
лежит развитие физических способностей.
Чем более развиты способности,
выражающие данное физическое качество,
тем более устойчиво оно
б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;
в)
воспитание физических качеств достигается
через решение разнообразных
двигательных задач, а развитие физических
способностей - через выполнение двигательных
заданий. Возможность решения многообразных
двигательных задач характеризует всесторонность
воспитания физических качеств, а возможность
выполнения многообразных двигательных
действий с необходимой функциональной
активностью органов и структур организма
говорит о гармоничном воспитании физических
качеств.
Список
используемой литературы
1.
Динер В.Л. Теория и методика физической
культуры. — Краснодар, 2001
2.
Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение;
Владос, 1995.
Информация о работе Физические способности человека и их развитие