Физическая культура в СМГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

введение,Введение
Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут вам найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.
Ребенок — наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры

Работа содержит 1 файл

курсовая СМГ.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

Частоту движений кисти можно определить при помощи степ-теста. Испытуемый, взяв шариковую ручку или карандаш, по сигналу исследователя наносит  точки на листок лежащей перед  ним бумаги. Задание выполняют  в течение строго определенного  времени (10 или 15 с). Количество точек, сосчитываемое по следам на бумаге, указывает на частоту движений кисти.

Статическую выносливость мышц кисти определяют с помощью аппарата для измерения  артериального давления. Соединив свернутую  туго манжету с аппаратом и  проверив герметичность системы, предлагают испытуемому с максимальной силой  сжать грушу, соединенную с манжетой. Отметив величину этого усилия, испытуемому  после кратковременного отдыха предлагают сжать грушу тонометра с половинным усилием. В момент сжатия манжеты  начинают отсчет времени. Показатель статической  выносливости определяют в секундах как время поддержания усилия, равного половине максимальной силы кисти.

Равновесие  определяют наиболее простым способом по методу М.Е. Ромберга в предложенной позе (испытуемый стоит на одной  ноге, руки на поясе, другая нога согнута  в колене и пяткой касается колена опорной ноги). Определяют время  удержания равновесия после принятия устойчивого положения в этой позе (в секундах). Отсчет времени  ведут по секундомеру и прекращают в момент потери равновесия.

Усложненным вариантом пробы является выполнение упражнения в равновесии при закрытых глазах. Время удержания равновесия при этом значительно (в 2— 3 раза) сокращается.

3. Уровень  физической подготовленности

Физическую  подготовленность обычно определяют при  помощи физкультурных контрольных  нормативов, которые позволяют оценить  уровень мышечной работоспособности  в конкретных проявлениях двигательной деятельности. Так как в каждом из таких нормативов нагрузка выполняется  до предела (иначе не будут получены объективные характеристики работоспособности), то большая часть из них не может  быть использована для учащихся специальных  медицинских групп.

Основными показателями физической подготовленности, в связи с невозможностью использовать большинство прямых проб, являются косвенные показатели, с помощью которых на основании изменений отдельных признаков функционального состояния организма, связанных с физической подготовленностью, удается судить об ее уровне.

В качестве прямых, непосредственно характеризующих  физическую подготовленность показателей  могут быть использованы следующие  двигательные пробы и умения.

а) Проба  на развитие мышц живота — переход  из положения лежа в положение  сидя без помощи рук. Выполняется  из и. п. — лежа на спине, руки вдоль  тела, ноги закреплены в упоре. Облегченный  вариант: руки на поясе, перейти в  положение сидя. Затрудненный вариант: руки согнуты в локтях и находятся  за головой. Перейти в положение  сидя. Наиболее трудный вариант: прямые руки вытянуты за голову и соединены  в замок. Перейти в положение  сидя.

б) Проба  на развитие мышц живота — поднимание ног до положения угла в упоре. Производится учащимся в упоре на брусьях (или близко стоящих столах, спинках стульев). Захват пальцами опорной  поверхности облегчает выполнение упражнения. Напротив, опора о поверхность  предмета ладонями затрудняет выполнение пробы, которая заключается в  способности поднять выпрямленные ноги до положения горизонтали и, не удерживая их более чем 1 с, опустить вниз. Усложненная разновидность  этой пробы — поднимание прямых ног из положения виса на гимнастической стенке. Еще более тяжелым вариантом, который не следует рекомендовать  в качестве первой попытки для  учащихся специальных групп, является поднимание прямых ног в висе на перекладине.

в) Проба  на развитие мышц спины — из и. п. — лежа на груди, руки за головой, ноги закрепляют в упоре. Поднять голову и верхнюю часть туловища от пола. Зафиксировать это положение (не более 1 с).

г) Проба  на развитие мышц ног — приседание на одной ноге, удерживаясь рукой  о рядом стоящий стул или стол. Затрудненный вариант — то же, без  опоры рукой.

д) Проба  на меткость броска — метание малого мяча в цель с расстояния 10м.

е) Проба  на дальность броска — метание  гранаты.

ж) Проба  на равновесие — «ласточка».

з) Проба  на координацию — прыжки через  скакалку на одной и двух ногах.

 

Диагностика функционального состояния  организма и его адаптивных возможностей

 

Тесная  функциональная взаимосвязь между  сердечно-сосудистой и дыхательной  системами, с одной стороны, и  физической работоспособностью организма, с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации  организма к мышечной деятельности. Наиболее ценны в диагностическом  отношении для оценки функционального  состояния организма учащихся специальных  групп следующие пробы.

Функциональная  проба с 10 приседаниями позволяет  выявить степень адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма  к условиям физических нагрузок. Для  учащихся специальных медицинских  групп в качестве дозированной нагрузки применяют 10 приседаний, выполняемых  за 15 с.

Методика  проведения функциональной пробы: после 3—5 мин отдыха в положении сидя у обследуемого считают пульс  и измеряют систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) артериальное давление по способу Короткова. Пульс  считают каждые 10 с, пока не получат  подряд 2—3 одинаковые цифры, полученные данные записывает, измеряют артериальное давление и, не снимая манжеты с левой  руки, выполняют нагрузку. Глубоко  приседая, он выбрасывает руки вперед и разгибает пальцы, а выпрямляясь, сгибает руки в локтевых суставах и сжимает пальцы в кулаки. При приседании громко считает (раз, два, три и т. д.), чем исключается задержка дыхания.

Во время  проведения пробы необходимо следить  за сохранением стандартных условий  выполнения нагрузки, за внешними признаками обследуемого. Закончив приседания, испытуемый садится, у него подсчитывают пульс  впервые 10 с, затем измеряют кровяное давление (30—40 с) и вновь продолжают подсчитывать пульс до стойкого возвращения  к исходным величинам. После этого  еще раз измеряют артериальное давление. В ходе выполнения пробы, в период восстановления отмечают изменение  окраски лица, появление одышки, дрожания конечностей, потоотделения  и других признаков, характеризующих  приспособляемость организма обследуемого к выполнению данной нагрузки. Результаты пробы заносят в карточку функциональной пробы.

Оценку  одномоментной функциональной пробы  производят по реакции пульса, артериального  давления, по продолжительности периода  восстановления, а также по внешним  признакам и поведению учащегося. Определяют степень учащения пульса в абсолютных цифрах и в процентах. Процент учащения пульса после нагрузки (так называемая «возбудимость») вычисляют  по разности между величиной пульса после нагрузки и до нее, полученное значение выражают в процентах по отношению к исходной величине, т. е.: 25 - 16 = 9; 9 х 100 : 16 = 56%. Возбудимость пульса, как правило, не должна превышать 65-80%.

Учитывают время восстановления пульса после  нагрузки до исходных величин; чем меньше этот период, тем благоприятней оценка реакции организма на физическую нагрузку. Время восстановления пульса до исходного уровня при благоприятной  реакции равно 2—3 мин. При ухудшении  адаптации сердечно-сосудистой системы  к физическим нагрузкам пульс  учащается на 12—18 ударов в 10 с, что  составляет 100—150% от исходных величин, а период его восстановления длится 4—5 мин и более.

Вычисляют изменения артериального и пульсового давления после нагрузки. Увеличение пульсового давления (разница в миллиметрах  между максимальным и минимальным  давлением) расценивается как положительный  фактор, уменьшение — как отрицательный; систолическое давление при нагрузках  должно увеличиваться, диастолическое — уменьшается. В зависимости  от характера сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы после  дозированных нагрузок различают хорошую (нормотоническую), удовлетворительную и неудовлетворительную реакции.

При заключении о состоянии сердечно-сосудистой системы по данным функциональной пробы  учитывают результаты наблюдения за внешним видом и поведением испытуемого  во время и после пробы: выраженное покраснение или побледнение  лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук свидетельствуют о  неблагоприятной реакции на нагрузку.

Комбинированную функциональную пробу на скорость и  выносливость, предложенную С.П. Летуновым, используют для наиболее подготовленных в физическом отношении учащихся. Эта проба основана на определении  адаптации сердечно-сосудистой системы  к разным по интенсивности и продолжительности  физическим нагрузкам. Проба состоит  из: 1)20 приседаний, 2) бега на месте (в  течение 15с) с максимальной интенсивностью — нагрузка на скорость, 3) бега на месте (в течение 3 мин) в темпе 180 шагов/мин  — нагрузка на выносливость. Для  учащихся специальных групп рекомендуют 2-минутный бег.

Комбинированная функциональная проба позволяет  разносторонне исследовать функциональную способность сердечно-сосудистой системы, поскольку нагрузки на скорость и  на выносливость предъявляют к аппарату кровообращения разные требования.

Скоростная  нагрузка помогает выявить способность  к быстрому усилению кровообращения, нагрузка на выносливость — способность  организма устойчиво поддерживать усиленное кровообращение на высоком  уровне в течение относительно продолжительного времени.

После подсчета пульса в положении сидя по 10-секундным  отрезкам времени и определения  артериального давления обследуемый  делает 20 приседаний в течение 30 с (приседая, вытягивает руки вперед). В первые 10 с после нагрузки проверяют число  ударов пульса, а в промежутки между 15-й и 40-й секундами — артериальное давление. После этого вновь подсчитывают пульс и с приходом его к  норме (но не ранее чем через 2 мин  после нагрузки) еще раз измеряют артериальное давление.

Затем выполняют  вторую часть пробы — бег на месте в течение 15 с в максимально  быстром темпе, с высоким подниманием  ног и энергичной работой рук. После этого обследуемый отдыхает 4 мин, при этом первые 10 с каждой минуты подсчитывают пульс, а с 15-й  секунды измеряют артериальное давление.

Далее выполняют  третью часть пробы — бег на месте в темпе 180 шагов/мин. По окончании  бега определяют пульс и артериальное давление в течение 5 мин. С целью  более подробного изучения начального периода восстановления рекомендуется  после каждой нагрузки измерять частоту  пульса в течение двух 10-секундных  промежутков времени. Полученные результаты записывают по следующей схеме (табл. 1).

Поскольку с помощью комбинированной пробы  устанавливают особенности приспособительной  реакции сердечно-сосудистой системы  к нагрузкам на скорость и выносливость, результаты пробы могут быть использованы для решения некоторых вопросов планирования процесса физического  воспитания, в частности для выбора средств и конкретных физических нагрузок, в наибольшей степени способствующих повышению функциональных возможностей организма.

Пробы с  задержкой дыхания в практике физического воспитания чаще всего  используют в двух вариантах: с задержкой  дыхания на вдохе (проба Штанге) и  выдохе (проба Генчи).

Пробу с  задержкой дыхания на вдохе выполняют  следующим образом. Испытуемый делает пробный вдох, затем полностью  выдыхает воздух и после полного (но непредельного) вдоха задерживает дыхание. В. момент задержки дыхания включают секундомер.

Пробу с  задержкой дыхания на выдохе выполняют  также после пробного вдоха и  выдоха. Сделав вдох, испытуемый делает спокойный (не предельно возможный!) выдох и задерживает дыхание. С момента задержки дыхания включается секундомер, который останавливают  при первом вдохе.

В связи  с разнообразием диагнозов у  учащихся специальных медицинских  групп нет возможности привести средние показатели функциональных проб, которые отражали бы определенные уровни адаптации организма к  физическим нагрузкам. Поэтому важно  иметь в виду, что наиболее ценный показатель, имеющий функционально-диагностическое  значение, — это регистрирующаяся при помощи каждой из проб динамика изменений функционального состояния  организма учащихся. Сопоставляя  показатели функциональных проб с используемыми  в процессе физического воспитания нагрузками и самочувствием занимающихся, (данные дневников самоконтроля), можно  получить объективную характеристику изменений состояния, и адаптивных возможностей организма учащихся специальных  групп.

 

Медико-педагогический эксперимент

 

Педагогический  эксперимент проходил на базе Первомайской средней школы (директор школы Потехенченко Маргарита Михайловна) среди учащихся 9-11 классов.

Совместно с врачом были составлены списки учащихся по состоянию их здоровья. Далее  была разработана программа занятий, план проведения физкультурно – оздоровительных  мероприятий на учебный год, индивидуально  на каждого учащегося, наметили сроки  проведения врачебно-педогогических наблюдений. Все это внесено в индивидуальную карту, в которой в дальнейшем были отображены результаты медицинских осмотров, диагнозы, рекомендации врача и учителя физической культуры.

Информация о работе Физическая культура в СМГ