Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа
введение,Введение
Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут вам найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.
Ребенок — наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры
В первые
6-8 недель занятий с учащимися
необходимы специальные (показанные при
каждом конкретном заболевании) упражнения,
которые должны применяться только
в сочетании с
Примерная схема построения первых восемнадцати уроков выглядит следующим образом: построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба (1-2 мин) с выполнением дыхательных упражнений, общеразвивающие упражнения с обязательным включением дыхательных и на расслабление (8-10 мин), подсчет пульса, отдых сидя, индивидуальное выполнение специальных упражнений, рекомендованных для отдельных групп заболеваний (7-10 мин).
В подготовительный
период особое внимание уделяется обучению
школьников правильному сочетанию
дыхания с движением. Как правило,
у ослабленных детей
Основной
период по длительности зависит от
приспособляемости организма
Задачи
основного периода: освоение основных
двигательных умений и навыков программы
по физической культуре для учащихся
СМГ, повышение общей
В содержание уроков этого периода постепенно включаются общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 30 м, прыжки в длину и высоту с места и с небольшого в 3-5 шагов разбега; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Уроки рекомендуется проводить на стыке смен или на пятом-шестом уроках при односменных занятиях в школе.
Схема построения уроков в СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.
Вводная
часть длится до 15 мин. включает в
себя общеразвивающие упражнения, которые
целесообразно проводить в
В водную часть урока должны войти такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мячами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.
В основной
части урока (20-22 мин.) школьники овладевают
основными двигательными
Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся.
Большое
значение при этом приобретают подбор
и чередование упражнений, дозировка
нагрузки, организация санитарно-
В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятий. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги и обязательно отдых сидя или лежа.
Показателями,
характеризующими воздействие физической
нагрузки является интенсивность и
моторная плотность урока. Интенсивность
определяется подсчетом пульса после
упражнений в каждой из частей урока.
Подсчет производится за 10 сек. отрезки
времени, затем вычерчивается
Врачебно-педогогический контроль в физическом воспитании СМГ
В работе
с детьми и подростками с нарушенным
здоровьем врачебно-
Врачебно-педогогический контроль решает следующие задачи:
Определение состояния здоровья и функционального состояния организма;
Оценка динамики состояния здоровья;
Оценка и выбор наиболее эффективных средств и методов как самого процесса физического воспитания, так и улучшения восстановительных процессов после физических нагрузок;
Оценка
гигиенических условий
Соблюдение техники безопасности;
Соответствие спортивного инвентаря (размеры, масса, состояние);
Соответствие одежды и обуви;
Организация учебно-тренировочного процесса.
В связи
с решаемыми задачами, содержанием
врачебно-педогогического
Врачебное освидетельствование;
Врачебно-педогогические наблюдения непосредственно в процессе занятия;
Врачебно-спортивное консультирование;
Санитарно-просветительная работа среди детей с ослабленным здоровьем и родственников;
Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований;
Организация восстановительных мероприятий.
Врачебная
часть контроля определяет выбор
средств физического воспитания
и видов спорта с учетом индивидуальных
нарушений, определяет объем занятий,
специальные мероприятия, которые
необходимо провести до и после занятий
физической культурой, проводит классификацию
спортсмена и медицинское
Различают этапный, текущий и оперативный контроль. Этапный контроль оценивает уровень развития функциональных возможностей систем и органов, лежащих в основе работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий физической культурой, их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях врачами.
Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей и при движениях в различных суставах. При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры; обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке факторы преодоления утомления.
Для
этого исследуют: размеры,
Текущий контроль решает следующие задачи:
--- определение
соответствия режима нагрузок
возможностям организма через
оценку общей напряженности
— оценку соответствия физических упражнений их планируемой направленности.
Для этой цели используются выяснение жалоб на состояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих показателей: уровень основного обмена, частота сердечных сокращений, артериальное давление, изменения на электрокардиограмме и др.
Следует знать симптомы перегрузки:
— боль или чувство дискомфорта в области груди, живота, шеи, челюсти или рук;
— тошнота во время или после выполнения физических упражнений;
— появление непривычной одышки во время выполнения физических упражнений;
— головокружение или обморок;
— нарушение ритма сердечной деятельности;
— сохранение высокого показателя ЧСС после 5мин отдыха и дольше.
Оперативный контроль предполагает:
— проведение оценки влияния каждого тренировочного занятия на организм ребенка;
— определение направленности и напряженности нагрузок по уровню срочных адаптационных реакций организма;
— проведение оценки степени достижения конкретной цели каждого тренировочного занятия;
— осуществление
оперативной коррекции
При проведении оперативного контроля определяют:
во время нагрузки: температуру тела, ЧСС и частоту дыхания, их соотношение, легочную вентиляцию;
после нагрузки: характеристики, отражающие утомление после нагрузки. — изменения на электрокардиограмме, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц.
Педагогический контроль подразумевает контроль соотношения динамики воздействий (преподавателя и других внешних факторов — семьи, близкого окружения, общественного мнения, общечеловеческих ценностей) на обучаемого и его «отклика» на эти воздействия.
В мероприятиях
врачебно-педагогического
По данным
врачебно-педагогического
Методы исследования индивидуальных особенностей детей в процессе физического воспитания
Для выяснения связи и действия внешних факторов на здоровье ребенка, эффективности процесса физического воспитания в результате педагогических воздействий необходимо знание четырех основ, характеризующих двигательную подготовленность учащихся с нарушенным здоровьем: физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности (Булич, 1986).
1.Оценка физического развития
С целью
изучения и оценки показателей физического
развития учащихся применяют методы
наружного осмотра и
2. Характеристика двигательных качеств
Методы определения двигательных качеств у учащихся к настоящему времени разработаны достаточно подробно и позволяют дать комплексную характеристику развития силы различных мышечных групп, их выносливости, проявляющихся в динамических и статических усилиях, быстроте движений, подвижности в суставах и многих других качествах. Для решения практических вопросов, возникающих в работе по физическому воспитанию с учащимися специальных групп, рекомендуют определять следующие показатели развития двигательных качеств.