Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:44, реферат
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Введение
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Феномен
физической культуры личности студента
позволяет представить ее как интегральное
качество личности, как условие и предпосылку
эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель личностного саморазвития и
самосовершенствования.
Основные понятия
Физическая культура — 1. Органическая часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособноси; 2. Вид социальной деятельности, направленной на оздоровление, развитие физических качеств и повышение трудоспособности.
Спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним
Ценности физической культуры — значимые для физической культуры объекты, представленные обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.
Физическое восптание — органическая составная часть общего воспитания, учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры.
Физическое развитие — комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.
Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.
Жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
Профессиональная
направленность физического
воспитания — это использование средств
физической культуры и спорта для подготовки
к высокопроизводительному качественному
труду с помощью определенного профилирования
физического воспитания с учетом особенностей
выбранной профессии, способствующей
обеспечению высокой работоспособности
специалиста.
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
Термин "физическая культура" является центральным понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином "физическая культура", тем дальше удаляемся от понимания ее истинной сущности.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков,, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт —
часть физической культуры. В нем человек
стремится расширить границы своих возможностей,
это огромный мир эмоций, порождаемых
успехами и неудачами, популярнейшее зрелище,
действенное средство воспитания и самовоспитания
человека, в . нем присутствует сложнейший
процесс межчеловеческих отношений. Спорт
— это собственно соревновательная деятельность
и специальная подготовка к ней. Он живет
по определенным правилам и нормам поведения.
В нем ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов, требующих
мобилизации физических, психических
и нравственных качеств человека. Удовлетворяя
многие потребности человека, занятия
спортом становятся физической и духовной
необходимостью.
2. Современное состояние физической культуры и спорта.
В настоящее
время система управления физической
культурой и спортом в России
не является оптимальной как на федеральном,
так и на региональном уровне. Недостаточно
используются возможности общественных
физкультурно-спортивных объединений.
Нормативная правовая база в сфере физической
культуры и спорта не позволяет осуществить
в полном объеме конституционное право
каждого гражданина России на занятия
физической культурой и спортом, обеспечить
полноценное становление и развитие профессионального
спорта.
Бюджетное финансирование не обеспечивает
в полной мере как развитие массового
и детского спорта, так и потребности спорта
высших достижений. В то же время для инвесторов
и спонсоров, готовых вкладывать средства
в развитие физической культуры и спорта,
не создаются соответствующие условия.
Теряют престиж профессии преподавателя
физической культуры и тренера. Сократилось
количество детских тренеров, среди них
сегодня практически отсутствуют молодые
кадры. Как следствие, ослабевают и утрачиваются
традиции российской тренерской школы,
недостаточно обеспечивается подготовка
резерва для спорта высших достижений.
Утрачиваются ведущие позиции отечественного
спорта в международном олимпийском движении
и международных спортивных организациях.
Не всегда эффективно используются возможности
спорта высших достижений в решении экономических
и социальных проблем общества.
По некоторым видам спорта в России практически
отсутствуют современные, технически
оснащенные спортивные сооружения и базы
для подготовки к Олимпийским играм и
крупнейшим международным соревнованиям.
Не удается сократить выезд за рубеж ведущих
российских спортсменов и тренеров.
Не в полной мере используются современные
возможности средств массовой информации
для пропаганды спорта и здорового образа
жизни. Отсутствуют спортивные каналы
на радио и телевидении.
Многократное повышение стоимости физкультурных
и спортивных услуг сделало практически
недоступными основные учреждения физической
культуры и спорта, спортивно - оздоровительного
туризма и отдыха для многих российских
граждан. Отсутствует эффективный механизм
государственного регулирования, стандартизации
и сертификации качества физкультурных
и спортивных услуг.
В настоящее время физической культурой
и спортом в стране регулярно занимаются
8-10 процентов населения, тогда как в экономически
развитых странах мира этот показатель
достигает 40 -60 процентов.
Реальный объем двигательной активности
школьников и студентов не обеспечивает
полноценного и гармоничного физического
развития и укрепления здоровья подрастающего
поколения. Преподавание физической культуры
в общеобразовательных школах не соответствует
современным требованиям, а в некоторых
школах отсутствует.
Увеличивается число школьников и студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество увеличилось на 371 тыс. человек по сравнению с 1995 годом и составило 1336 тыс. человек.
В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:
Таким образом, последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирование ее физической культуры.
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов