Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:48, реферат
Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.
3) Задачи исследования
- Изучить физическую культуру как социальное явление.
- Рассмотреть формы и функции физической культуры.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физическая культура как социальное явление………………………… 4
2. Функции физической культуры…………………………………………… 7
3. Компоненты и формы физической культуры…………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список литературы……………………………………
- «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека.
- Специфические рекреативные и оздоровительно-
Существенно, что реализация любой из этих функций физической культуры объективно связана с воздействием не только на физические качества человека, но и на его психические и личностные качества. Специфические функции физической культуры поэтому практически неотделимы от её общекультурных функций.
Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры в обществе, в принципе, все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются, так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся, в частности. Эстетические, нормативные и информационные функции.
Эстетические функции физической культуры непосредственно связаны с её свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.
Нормативные функции физической культуры состоят в том, что в её содержании в связи с практикой использования её в обществе вырабатываются определенные нормы, которые имеют регламентирующее значение и оценочное значение, – нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила формирования физических нагрузок и т.п. Такого рода нормы являются как бы эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие, а вместе с тем и ориентирами на пути дальнейшего совершенствования. Получая широкое распространение и общее признание, они оказывают существенное влияние на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают её использование в интересах общества и личности.
Говоря об информационных функциях физической культуры, имеют в виду её немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.
Духовные и материальные ценности, создаваемые в области физической культуры, являются носителями существенной информации, прежде всего, о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств. Но не только это, в непосредственной связи с физической культурой создаются эстетические и другие духовные ценности, развиваются различные отрасли знания, воплощающие важную научную информацию.
В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые физической культурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством использования её в собственно воспитательных целях, зависит не только и не столько от её специфических свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.
3. Компоненты и формы физической культуры
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:
- базовая физическая культура;
- спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре);
- профессионально прикладная физическая культура;
- оздоровительно-
Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и от части совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определённые различия как по функциям, так и по структуре.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат, достигаемый на основе использования физической культуры в этом направлении, заключается таким образом в базовой физической подготовленности. Она называется базовой в том смысле, что во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей. Во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.п.). Обеспечить такой результат позволяет базовая физическая культура, в этом выражается её специфическая функция.
Основную форму или вид базовой физической культуры называют «школьной физической культурой». Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся учебным предметом в общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где её применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования, сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний; обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними психологических качеств, оптимизировать состояние здоровья – словом, гарантировать уровень физической и общей дееспособности.
Важными элементами школьной физической культуры являются, в частности: аналитическая «школа движения», система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоление препятствий и оперирование с предметами и др.
Педагогический организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного (базового) физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются особенно благоприятные условия для его педагогически оправданной организации.
Базовая физическая культура не ограничивается лишь школьной формой. Её конкретная направленность, содержание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим надо различать пролонгирующие разновидности базовой физической культуры (пролонгировать – продлевать действие). В образе жизни взрослого населения они играют основную роль в дальнейшем повышении уровня базовой физической подготовленности и возможно длительном сохранении достигнутой общей физической дееспособности, в том числе тогда, когда начинает сказываться влияние возрастной эволюции организма. Такие компоненты базовой физической культуры представлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке и общекондиционной тренировке различных континентов населения.
Спорт как компонент физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную её часть. По сравнению с другими её компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности избранной в качестве предмета спортивной специализации.
Конкретной, наглядно воспринимаемой целью спортивной деятельности является достижение возможно высокого спортивного результата, выраженного в общепринятых критериях – в мерах времени, расстояния, веса, в факте физической победы либо выигрыша, оцениваемых в баллах, очках и т.п. Через достижение этой «внешней» цели достигаются и более существенные результаты, воплощаемые в совершенствовании человеческих качеств, способностей.
Функции спорта неодинаково выражены в различных разделах спортивного движения – спорте высших достижений, и массовом спорте.
Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом направлении спортивного движения, в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся «пределы» человеческих возможностей.
Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня. В качестве одной из основных частей базовой физической культуры он широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Существенно при этом, что спортивные занятия строятся в решающей зависимости от основной – учебной или профессионально трудовой деятельности. Причем затраты времени и сил на спорт лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность.
Из большого числа людей, вовлеченных в массовое спортивное движение, в сферу спорта высших достижений переходит сравнительно небольшая часть. Это обусловлено тем, что не каждый наделен спортивной одаренностью, позволяющих подняться на уровень абсолютных достижений в спорте, но каждый при соответствующих условиях может получить пользу, став участником массового спортивного движения.
Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно-профессионально-
Планомерно организованный процесс специально направленного использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и для развития профессионально важных способностей составляет профессионально-прикладную физическую подготовку. По существу – это прикладно-профилированный процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях и в ряде других учреждений и организаций. Непосредственно в сфере труда факторы физической культуры применяются в соответствии с требованиями оптимальной организации трудовых процессов, в зависимости от характера труда, условий его производительности и особенностей воздействия на человека. В силу этого физическая культура на производстве приобретает специфические черты – черты производственной физической культуры, состав включаемых в нее средств взаимодействия, методы и весь порядок их применения в значительной мере зависят от закономерностей оптимизации трудового процесса.
Оздоровительно-
Определились также режимы нагрузки – так называемые двигательные режимы, характерные для ЛФК (щадящий, тонизирующий, тренирующий), и типичные организационно-методические формы её применения.
В последнее время ускоренно разрабатывается система мер спортивно-реабилитационного характера и другие элементы оздоровительно-
«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены так называемые гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта, и рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха (активный туризм, охота). При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего, относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и его нормализации на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной жизнедеятельности.
Заключение
Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены общества