Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.
3) Задачи исследования
- Изучить физическую культуру как социальное явление.
- Рассмотреть формы и функции физической культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физическая культура как социальное явление………………………… 4
2. Функции физической культуры…………………………………………… 7
3. Компоненты и формы физической культуры…………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Физическая культура как социальное явление…………………………  4

2. Функции физической культуры…………………………………………… 7

3. Компоненты и формы физической культуры…………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….. 15

Список литературы…………………………………………………………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Введение

         Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).

Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры.

Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен.

Общая характеристика работы

1)              Актуальность: физическая культура, как и культура в целом, продукт социальной деятельности общества. Она должна воплощать в себе не только результаты усвоенных «физкультурных» знаний, умений и навыков, достигнутых на основе использования средств и методов физической культуры, но и оказывать существенное значение на духовный мир, мир знаний, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих направлений. Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, и зависят они в первую очередь от идейной направленности, от того, какие социальные силы её организуют и направляют.

2)              Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.

3)              Задачи исследования

-                     Изучить физическую культуру как социальное явление.

-                     Рассмотреть формы и функции физической культуры.

4)              Гипотеза: Знания физической культуры в социальном двигательном аспекте будут способствовать более эффективному освоению средств и функций, и применению их в специфической эстетической жизни общества.

5)              Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение

            1. Физическая культура как социальное явление

           Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Как и культура общества в целом, физическая культура – продукт социального развития. Состояние и характер использования её определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений.

По данным научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развитых физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явились как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения типа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военные дела.

Скудные средства существования и ограниченность духовной жизни первобытного общества суживали возможности развития физической культуры, но в практическом отношении она прогрессировала, по-видимому, значительными темпами и была доступна в равной мере всем членам общества. Расслоение общества на классы ликвидировало равные для каждого возможности приобщения к культуре.

Античная физическая культура в некоторых своих проявлениях достигла довольно высокой степени развития (о чем свидетельством, например, детально разработанная и четко организованная система военно-физической подготовки в Спарте, Афинах, факт возникновения и большой популярности олимпийских, пифийских, немейских игр и других крупных спортивных событий античного мира, которые оказывали влияние даже на межгосударственные отношения, античные идеалы гармонического, физического развития, воплощенные в до сих пор впечатляющих произведениях искусства и др.) Однако, её ценности оказались в распоряжении меньшинства. Идеологические основы и практика организации физической культуры господствующими классами приобрели по отношению к большей части общества антигуманные черты. Такое отношение, хотя и в изменившихся исторических формах, стало по сути, типичным и для последующих общественно-экономических формаций, основанных на эксплуатации человека человеком.

Классовая ограниченность функционирования и развития физической культуры в любом эксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но в конечном счете объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они кровно заинтересованы.

Досоциалистический период развития физической культуры и культуры в целом не сводится лишь к истории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и есть результат совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистических общественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, они использовались народом на самодеятельных началах, передавались и умножались от поколения к поколению Культура общества, свободного от классового антагонизма, закономерно преемствует все лучшее, что создано человечеством за тысячелетие своего культурного развития.

 

          Физическая культура как социальное явление – это составная часть социологической науки и строится на методологии общей социологии. Суть её заключается в том, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

          Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
           На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

                  в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

                  в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

                  в продлении активного творческого долголетия людей;

                  в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

                  в использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

                  в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;

                  в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

                  в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;

                  в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

                  в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

Все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.

 

 

         

 

2. Функции физической культуры

Специфические функции. Под специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в её специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей её видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства её видов (её системно-интегративные функции), и функции, свойственные преимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в её свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности.

Жизненно важное значение этих функций физической культуры обусловлено тем, что человек формировался многие тысячелетия как практически деятельное существо. Двигательная активность была и остается совершенно необходимым условием развития, нормального функционирования и самого существования человеческого организма. Если исключить двигательную активность или надолго свести её к минимуму, это неизбежно обернется для человеческого организма самыми неблагоприятными последствиями. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие» – говорил Аристотель. Не случайно в наше время, когда в результате прогрессирующей механизации, автоматизации и кибернизации производственных процессов резко сохраняется объем двигательной активности в основной сфере жизнедеятельности человека, всё тревожнее говорят об опасностях гиподинамии. Только органическое внедрение физической культуры в повседневный образ жизни, что предусматривается в подлинно гуманном обществе, является одним из решающих условий, позволяющих не только исключить отрицательное влияние производственной гиподинамии на физические качества человека, но и направлять их развитие по руслу всестороннего совершенствования.

Уже говорилось, что функции физической культуры специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности человека, в которые включены те или иные её виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций физической культуры надо, в частности, различать:

-                     специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования).

-                     специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально прикладной физической подготовки.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены общества