Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:22, реферат
Происходящие в настоящее время изменения в экономике остро ставят вопрос о повышении роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья граждан. В этот период изменения всех сфер жизни в обществе повышается роль личности в решении экономических и социальных проблем, повышаются требования к будущим участникам производства. Специалисты народного образования, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к внедрению физической культуры и спорта среди учащейся молодёжи, должны глубоко понимать их положительное влияние на укрепление здоровья нации.
Введение…………………………………………………………………3-4
Факторы, определяющие интерес студентов
к физкультурно-оздоровительной деятельности……………………..4-9
Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения………………………………………...9-11
Средства и методы этапа побуждения и мотивации
к деятельности…………………………………………………………...11-12
Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности……………………………………………………………..12-13
Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью……………………....13
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы…………………………
|
Отношение молодежи в настоящее
время к различным видам
Современные научные исследования
и опыт практической работы по физическому
воспитанию студентов вузов
В этом направлении интерес
К специфическим факторам относятся: обще социальные - материально-техническая база, финансирование, развитие науки, преподавательский состав, организация физкультурной деятельности. Частные - особенности организма занимающихся, их социальное положение, материально-бытовые условия, уровень культурного развития, непосредственная социально-психологическая среда, семейное положение, возраст.
Лотоненко А.В. (1998), считает, что среди объективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на организацию физкультурной деятельности в вузе, является роль общественных организаций вуза - ректората, студенческого профкома, спортивного клуба, деканатов, студсовета.
Данные его социологических исследований показывают о значительных различиях в оценке роли общественных организаций со стороны студентов, преподавателей и экспертов. Так, большинство преподавателей имеют более тесную взаимосвязь с ректоратом, спортклубом, понимают их реальное влияние и поэтому дают более высокую оценку, чем студенты. Студенческий профком оценивается практически одинаково, его влияние, к сожалению, незначительно на организацию студентов в физкультурной активности. Требует дальнейшего совершенствования и работа студсоветов общежитий по внедрению различных видов физической культуры, и особенно ее рекреативных форм, в образ жизни и стиль жизнедеятельности студентов.
Режим учебы, отдыха, характер общественной
работы, семейная обстановка и другие
объективные факторы образа и
стиля жизни студента главным
образом и определяют уровень
духовного и физического
Как успешно будет проходить процесс обучения и воспитания, во многом зависит от активности студентов в процессе занятий. Одним из существенных причин активности студентов является осмысление ими своих успехов в выполняемой деятельности. Этот субъективный фактор формирует чувство уверенности, способствует преодолению возникающих трудностей, создает положительное эмоциональное состояние.
Имеются объективные и субъективные факторы, предопределяющие потребности, интересы и мотивы введения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным относятся такие факторы как содержание занятий, состояние спортивного инвентаря, направленность и содержание учебного процесса по физической культуре, методика его преподавания, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, эмоциональная окраска проведения занятий. К субъективным факторам относятся: личностная значимость, мотивы, интересы, ценностные ориентации, оценка состояния своего здоровья и физической подготовленности, удовлетворение, духовное обогащение. По мнению М.Я. Виленского роль субъективных факторов в формировании мотивации к занятиям физической культурой постоянно снижаются.
Согласованность как объективных, так и субъективных факторов обуславливает степень управления процессом физического воспитания и, естественно, определяет уровень сформированной потребности в занятиях физической культурой. Планомерное повышение уровня потребности в занятиях физической культурой достигается при следующих условиях:
- целенаправленного
- присутствие в содержании
- поддержание имеющихся и
- индивидуального, личностно-
На формирование потребности в
занятиях также влияет состояние
социально-экономических, медико-биологических
и морально-нравственных (ценностных
ориентации) предпосылок. Опыт исследователей
показывает, что формирование ценностных
ориентации не может вестись спонтанно.
Это управляемый и
Проявлением стремления к физкультурной деятельности способствует участие студентов в организации и деятельности инициативных самодеятельных объединений в сфере физической культуры, активное неформальное общение по интересам. Такие объединения помогают содержательно и творчески провести свободное время, используя различные виды физической культуры.
По данным социологических исследований видно, что студенты недооценивают роль таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. Это говорит о снижении образовательного и воспитательного потенциала педагогических воздействий на физкультурных занятиях, доминирующим акцентом на нормативные показатели спортивной деятельности. Для преодоления такого положения дел в образовательном процессе вуза необходимо изучить механизмы действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности студента в двигательной деятельности.
Реализация потребностей в двигательной деятельности способствует удовлетворению других потребностей студентов: сохранения здоровья, отдыхе, рекреации, общении, самоактуализации, самоутверждении, престижности, общественной значимости и активности, сопереживании: Развитие потребности у студентов в различных видах физической культуры должно осуществляться в гибкой и тактичной форме. Потребности нельзя навязывать искусственно они должны соответствовать системе его ценностных ориентации.
Для активизации мотивации
К объективным условиям формирования
потребности следует отнести
возможности студентом
К субъективным условиям относятся привычки, взгляды, убеждения, уровень здоровья, возрастно-половые особенности организма, условия умственной деятельности, занятость в быту и др.
В формировании потребности в занятиях
физической культурой большое значение
имеют материальные условия и
общий культурный уровень студента.
В то же время преподавателями
недооценивается роль воспитательных
моментов, информационно-
В современных условиях гуманизации и демократизации общества упор на нравственное самоопределение студента, личностную ориентированность значительно улучшает условия для формирования потребности в физкультурной активности индивида.