Древнейшие методы оздоровления в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Между двумя определениями есть существенное различие: современная медицина важным признаком здоровья считает «социальное благополучие». Впрочем, ещё Аристотель называл человека общественным животным. Действительно, трудно себе представить, что кто-либо может быть совершенно оторванным от других людей. Ну, разве что Робинзон Крузо, волею судьбы ставший отшельником. Но такая жизнь, в которой ощутим острый дефицит общения, часто становится причиной всевозможных расстройств, прежде всего душевных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЙОГА КАК ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ СИСТЕМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДУХА ТЕЛА

1.Йога прошлого и настоящего.
2.Физиологические основы йоги
ГЛАВА II. ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА

2.1. Восточная медицина, сложившаяся в древности и используемая в современных условиях

ГЛАВА III. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ НАУК

3.1. Нетрадиционная медицина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Древнейшие методы оздоровления в современных условиях.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Волжский  государственный  инженерно-педагогический университет 
 
 

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

« Древнейшие методы оздоровления в современных  условиях» 
 
 
 
 

                       
 

                         

                  Выполнил:

                  студент группы ЭУ-06

                     Кулёва  Е.В.

                     Проверил: Коняшов Г.И. 
                 

                  
 
 
 

.Н.Новгород 

2009г. 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЙОГА КАК ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ СИСТЕМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДУХА ТЕЛА

    1. Йога прошлого и настоящего.
    2. Физиологические основы йоги

ГЛАВА II. ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА

2.1. Восточная медицина, сложившаяся в древности и используемая в современных условиях

ГЛАВА III. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ НАУК

3.1. Нетрадиционная медицина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Во  все века люди стремились к укреплению своего здоровья, развитию силы, ловкости и выносливости тела, обретению смекалки и мудрости. Стать сильным, пожалуй, самое лёгкое дело — покачал мышцы, и вот уже их горы напоминают о  древнегреческом Геракле или мистере (мисс) Олимпия. Развить ум тоже можно постараться, главное — открыться на встречу познанию мира и самого себя. Но можно ли сохранить, приумножить и даже вернуть здоровье — бесценный дар жизни? Этот вопрос с давних времён остро стоял перед людьми, ведь крепкое здоровье — основа жизни; оно открывает возможности для всех свершений и достижений человека. Недаром один из древних философов как-то в порыве переполнивших его чувств заявил: будь его воля, он сделал бы так, чтобы здоровье заражало людей, а не болезни.

       На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Научные и бытовые споры обычно велись вокруг понятия «болезнь». Здоровье же как естественное состояние человека расценивалось везде, на Востоке и на Западе, примерно одинаково. Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек — неотделимая часть окружающего мира (большой Вселенной, макрокосма). И сам он (малая Вселенная, микрокосм) должен постоянно находиться в неразрывной связи и гармонии с окружающим миром. Это и считалось здоровьем. Вообще мысль о том, что здоровье — состояние, при котором соблюдается некий баланс, равновесие, была довольно распространена в разные времена у разных народов.

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (его первое издание вышло в 1863—1866 гг.) говорится: «Здоровье или здравие — состоянье животного тела... когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни». Спустя более чем 100 лет в уставе Всемирной организации здравоохранения было записано следующее: «Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

    Между двумя определениями есть существенное различие: современная медицина важным признаком здоровья считает «социальное благополучие». Впрочем, ещё Аристотель называл человека общественным животным. Действительно, трудно себе представить, что кто-либо может быть совершенно оторванным от других людей. Ну, разве что Робинзон Крузо, волею судьбы ставший отшельником. Но такая жизнь, в которой ощутим острый дефицит общения, часто становится причиной всевозможных расстройств, прежде всего душевных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ЙОГА КАК ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ СИСТЕМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДУХА ТЕЛА

1.1.Йога  прошлого и настоящего. 

      Слово “йога” в переводе с санскрита  буквально означает “соединение”, но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Я думаю, что следует помнить – йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели.

      Суть  мировоззрения йогов заключается  в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти  два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994) считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога – это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус.

        Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру. Заниматься нужно систематически.

      В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги:

  1. Яма – межличностные взаимоотношения.
  2. Нияма – внутриличностная самодисциплина.
  3. Асана – позы.
  4. Пранаяма – система дыхательных упражнений.
  5. Пратьяхара – отход от чувственного восприятия.
  6. Дхарана – концентрация мысли.
  7. Дхяна – медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).
  8. Самадхи – самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).

      Причем  следует учесть, что “восьмеричный  путь” йоги делится на низшую ступень – хатха-йога, и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, асаны и Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. В данной работе я, в основном, буду рассматривать хатха-йогу (физическую йогу).  

1.2.Физиологические  основы йоги.

Согласно  учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” – словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

      Крупнейший  специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “...мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).

      Общеизвестно, что многие функции нашего организма  регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. – все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника? Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует положительно. Небольшая специальная тренировка – и можно ускорять или замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока поверхность разреза – и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить” левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться.  Раздражительному  человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.

      Незначительные  траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в  некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога – это  гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. “...Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью... Все движения выполняются медленно и плавно... Основная цель – в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.

      Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за “перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.

      Стесненные  условия способствуют и тренировке дыхательной системы. Для поддержания  жизнедеятельности наш организм непрерывно расходует энергию, которую получает при распаде сложных высокомолекулярных органических соединений на соединения с более простой структурой и меньшей молекулярной массой. Различные органические соединения, вступающие в химическое взаимодействие с кислородом воздуха, сгорают до более простых продуктов, и высвобождают энергию, необходимую для поддержания жизненных функций организма. Конечные продукты этого сгорания, наибольшую долю которых составляет двуокись углерода, непрерывно выделяются в окружающую среду. Таким образом, в течение всей жизни организм, постоянно контактируя с окружающей средой, постоянно поглощает кислород и выделяет двуокись углерода. Дыхательный процесс состоит из трех этапов: внешнего (легочного) дыхания, транспортировки кислорода из легких  к  тканям через кислород и внутреннего (тканевого) дыхания. При внешнем дыхании осуществляется обмен газами между кровью в легочных капиллярах и атмосферным воздухом (в альвеолах). Транспорт газов – перенос через кровь кислорода из легких к тканям и двуокиси углерода от тканей в легкие и внутреннее  дыхание, включающее в себя все окислительные процессы. При нормальном дыхании диафрагма смещается приблизительно на 1 см. При дыхании по системе йогов это смещение достигает 7-13 см. Сравнение обычного дыхания с дыхательными упражнениями йогов показывает, что:

Информация о работе Древнейшие методы оздоровления в современных условиях