Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:11, доклад

Описание работы

В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования систем и функций, развития жизненно важных двигательных умений. Знания о физическом состоянии ребенка необходимы педагогу также для того, чтобы соответствующим образом организовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, определить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО  И ДВИГАТЕЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

     В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования систем и функций, развития жизненно важных двигательных умений. Знания о физическом состоянии ребенка необходимы педагогу также для того, чтобы соответствующим образом организовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, определить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Организм ребенка в этом возрасте находится в состоянии формирования, поэтому нуждается в особо бережном обращении. Нельзя пропустить какие-либо отклонения в развитии, ибо от этого во многом зависит его будущее дефинитивное состояние.

     Основные направления диагностики: оценка состояния здоровья детей; оценка физического развития; определение уровня двигательного развития.

Оценка  уровня здоровья и  его прогнозирование

При педагогической оценке здоровья целесообразно выделить три группы детей: здоровые (не болевшие в течение года); часто болевшие (4 раза и более в году -группа ЧБ); эпизодически болевшие (1-3 раза в году -

группа ЭБ).

  Сведения  о здоровье детей педагог получает от родителей, старшей медсестры дошкольного учреждения (по данным медицинской карты ребенка). Наблюдая за детьми, анализируя их самочувствие, поведение, педагог дополняет эти сведения, делится информацией с родителями и врачом.

На основании полученных данных совместно с родителями прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого ребенка на конец года. Для одних это будет снижение  продолжительности и количества заболеваний  в течение года (1-я ступень прогноза), для других - пере-ход  из  группы  ЧБ  в группу ЭБ (2-я ступень прогноза) или в группу здоровых (3-я ступень прогноза). По полученным   индивидуальным   показателям   здоровья   выводятся общие результаты по группе, определяемые индексом здоровья (процентным отношением количества здоровых детей к списочному составу группы) и количеством часто болеющих детей. Показателями эффективной физкультурно-оздоровительной  работы  являются:   положительная  индивидуальная  динамика  в здоровье  (снижение количества и продолжительности заболеваний за год с учетом  прогноза),  а по  группе в  целом - повышение индекса  здоровья  и  снижение  количества часто  болеющих детей.

Оценка и прогнозирование  физического развития

Оценка   физического   развития   проводится   старшей  медсестрой в присутствии педагогов группы по общепрнятым   методикам.   Важно   не  только   собрать   антропо¬метрические данные, но и проанализировать их: опреде¬лить  гармоничность физического развития  по росто-ве-совому показателю (высчитывается по справочным таб¬лицам или индексам), а также установить отклонения в физическом   развитии.   К   ним   относятся   завышенная масса тела или ее дефицит, низкий рост, заниженный по¬казатель окружности груди, низкое общее физическое раз¬витие.  Особое внимание при оценке физического разви¬тия  обращается  на  осанку и стопу ребенка,   поскольку нарушения в этой сфере являются наиболее частыми. Про-гнозирование в физическом развитии осуществляется в направлении коррекции имеющих место отклонений.

Диагностика и прогнозирование  двигательного развития

Двигательное развитие детей оценивается по трем направлениям: уровню двигательной активности, соста¬ву движений в самостоятельной деятельности, физичес¬кой подготовленности.

Продолжительность двигательной активности долж¬на составлять не менее 50-60 % от периода бодрствова¬ния, что равняется 6-7 ч в сутки (в том числе в до¬школьном учреждении 4-5 ч). Следует подчеркнуть важ¬ность полного удовлетворения потребности в движении, иначе дети будут вялыми, пассивными, что отрицательно скажется на их здоровье и развитии.

Сущность диагностики  двигательной активности сводится главным  образом к оценке индивидуального  уровня подвижности (двигательного  поведения) детей с тем, чтобы  оптимизировать их двигательную деятельность и при необходимости обеспечить своевременную коррек-цию в этом направлении. По степени подвижности дети дифференцируются по трем основным группам: оп-тимально подвижные, малоподвижные и гиперподвиж¬ные.

Наиболее заметны  в группе гиперподвижные дети, хотя и составляют в ней незначительную часть. Они на-ходят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений чаще выбирают бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и ловкости. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из-за высокой ин-тенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степе¬ни своими движениями.

Чрезмерная подвижность  является сильным раздра-жителем для нервной системы, поэтому такие дети отли-чаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засы¬пают, спят неспокойно. Детей, двигательная деятельность которых не имеет определенной направленности и зани¬мает более 50 % времени, характеризуют расторможен-ность, крикливость, несдержанность и даже агрессивность. Такая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спо¬койные виды деятельности, требующие внимания, усид¬чивости.

Гиперподвижные дети должны быть отнесены к груп¬пе риска и нуждаются в коррекции.  Важно знать, что гиперподвижность  может быть  признаком гиперактив¬ности, или, по определению врачей, заболевания, вначале носившего название   «легкая дисфункция  мозга»,  а за¬тем «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Специалисты  считают,  что  в  дошкольном  возрасте для этой   болезни   свойственны   двигательная   расторможен-ность,  моторная неловкость, рассеянность,  повышенная утомляемость, импульсивность. Деятельность гиперактив¬ных детей нецеленаправленна, маломотивированна. У них движения  более простые,   но  темп  выполнения  гораздо выше, часто наблюдаются неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков само¬обслуживания  (трудности с застегиванием пуговиц,  за¬вязыванием  шнурков и т.   п.),  нарушения эмоциональ¬ной сферы.

Особого внимания педагога требуют малоподвижные дети, для  которых характерны общая вялость, пассив-ность, быстрая утомляемость. В противоположность под-вижным детям, умеющим найти пространство для игр, малоподвижные стараются уйти в сторону, чтобы нико-му не мешать; выбирают деятельность, не требующую активных движений; робки в общении, не уверены в себе, не любят игр с движениями. Малая подвижность - фак¬тор риска для здоровья и развития ребенка. Она объяс няется разными причинами: нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жиз¬ни, что особенно тревожно.

Оптимально подвижные  дети отличаются ровным и спокойным  поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших  условиях они са-мостоятельно активны. Их движения обычно достаточно развиты, уверенны, целенаправленны, четки. Двигатель¬ная активность этих детей не требует особого руковод¬ства со стороны взрослых, так как в ней явно просматри¬вается саморегуляция.

Достаточно верное представление о степени подвиж¬ности ребенка дает педагогу метод наблюдения. Если в течение дня удается держать в поле зрения 3—4 детей, то за неделю можно получить характеристику индивиду¬альных особенностей двигательной активности каждого ребенка группы. Метод наблюдения ценен тем, что он объединяет несколько важнейших видов деятельности педагога: диагностику, прогнозирование, руководство двигательной активностью на основе пошаговой коррек¬ции и позволяет получить интегральную характеристи¬ку каждого ребенка, включающую уровень подвижности, степень овладения программой движений, трансформи¬ровать двигательные умения в различные виды деятель¬ности, индивидуальные интересы и способности в целом. (Методика оценки уровня подвижности детей представ¬лена в приложении 1.)

Одним из объективных  показателей двигательного развития детей является состав движений во время са-мостоятельной деятельности. Важность этого положе¬ния можно объяснить тем, что именно в ней ребенок про¬являет в наибольшей степени уровень своих двигатель¬ных, игровых, коммуникативных умений.

Обогащение двигательных умений - одна из задач физического  воспитания, направленных на развитие де¬тей через специфически дошкольные виды деятельности (двигательную, игровую, учебную). Кроме того, разнооб¬разие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что предупреждает утомление, способ¬ствует положительному эмоциональному тонусу детей.

Перечень двигательных умений, которыми должен овладеть ребенок, представлен в программе дошкольного  образования «Пралеска» по возрастным группам в раз¬деле «Физическая культура». Основной метод диагнос¬тики - наблюдение, в процессе которого определяются разнообразие движений по их видам и способам, особен¬ности выполнения каждого (приложение 2). Эта инфор¬мация дает возможность определить, все ли дети овладе¬ли необходимым для данного возраста минимумом дви¬жений, найти причину отсутствия того или иного движе-ния, охарактеризовать двигательный опыт детей в целом. Особенно важно наблюдение за мало- и гиперподвижны¬ми детьми.

Диагностика физической подготовленности детей проводится в начале и в конце учебного года, при этом осуществляется комплексная  оценка их физической под-готовленности с помощью специальных контрольных уп-ражнений-тестов. При оценке двигательных навыков и физических качеств принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем. Уровень физической подго-товленности определяется как средний, если в большин¬стве тестов получены средние показатели; как высокий -если большинство показателей выше средних и отсут¬ствуют низкие результаты; как низкий - если большин¬ство показателей ниже среднего. При анализе двигатель¬ных умений и физических качеств необходимо также вы¬делить те движения и качественные показатели, которые у большинства детей ниже среднего уровня развития.

Прогнозирование двигательного  развития осуществ¬ляется по трем направлениям. Первое связано с коррек¬цией мало- и гиперподвижности детей и переводом их в группу оптимально подвижных. Второе предполагает обогащение состава движений детей и их умение транс¬формировать двигательные умения в различные виды деятельности, в первую очередь в игровую.

Третье направление  прогноза основывается на исход¬ных данных физической подготовленности детей, кото¬рая характеризуется по уровням как низкая, средняя и высокая. Особое внимание уделяется детям с низким уровнем физической подготовленности. В зависимости от физического состояния ребенка, условий его жизнеде-ятельности в семье может прогнозироваться повышение уровня физической подготовленности до среднего или высокого; со средним — до высокого. Прогноз может ка¬саться и отдельных двигательных умений и физических качеств, по которым отмечено отставание ребенка.

Оформление результатов  диагностики

Полученные данные о здоровье, физическом и двига-тельном развитии детей ежегодно заносятся в карту мо-ниторинга.

Назначение карты  мониторинга - систематический анализ динамики индивидуальных показателей  физичес¬кого состояния детей с момента их поступления в до¬школьное учреждение и до перехода в школу. В карту заносятся диагностические данные в начале каждого учеб¬ного года и сравниваются с таковыми предыдущего года. Они необходимы педагогу для прогнозирования «ближай¬шей зоны» здоровья, физического и двигательного раз¬вития каждого из детей, а также для того, чтобы соответ¬ствующим образом организовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, определить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игро-вой и учебной деятельности. Карта мониторинга доста¬точно полно характеризует индивидуальное физическое состояние детей. Она помогает исключить усредненный подход к оценке развития детей, способствует более чет¬кому определению приоритетов в содержании и методах индивидуального физического воспитания и в возраст¬ной группе в целом.

Данные мониторинга  помогут оценить эффективность  системы физического воспитания в дошкольном учреж-дении, дать объективную индивидуальную характерис¬тику физической готовности ребенка к школе.

..

Карта мониторинга  здоровья, физического

и двигательного  развития детей группы

на 200.../О... учебный  год 

Имя, фамилия Здоровье Физическое развитие Двигательное развитие 

      Сентябрь Сентябрь Сентябрь 

      2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

1 . Леша А. 3(20)   Гарм.   т.п. с  

2. Инна Р. 5(42)   Деф. массы

и.о.   м.п. н.  

В графе «Здоровье» указывается количество заболе¬ваний (первая цифра) и пропусков по болезни за преды¬дущий год (вторая цифра). Например, ребенок болел 5 раз за год, общая продолжительность заболеваний со¬ставила 30 дней. В карте мониторинга записывается: 5 (30).

В графе «Физическое  развитие» отмечаются гармо-ничность телосложения (гарм.) или отклонения (завы¬шенная масса тела (зав.), ее дефицит (деф.), низкий рост (н. р.); низкий показатель окружности грудной клетки (н.ОГ); нарушение осанки (и.о.); плоскостопие (пл.).

Информация о работе Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей