Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:11, доклад
В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования систем и функций, развития жизненно важных двигательных умений. Знания о физическом состоянии ребенка необходимы педагогу также для того, чтобы соответствующим образом организовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, определить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности
ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования систем и функций, развития жизненно важных двигательных умений. Знания о физическом состоянии ребенка необходимы педагогу также для того, чтобы соответствующим образом организовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, определить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Организм ребенка в этом возрасте находится в состоянии формирования, поэтому нуждается в особо бережном обращении. Нельзя пропустить какие-либо отклонения в развитии, ибо от этого во многом зависит его будущее дефинитивное состояние.
Основные направления диагностики: оценка состояния здоровья детей; оценка физического развития; определение уровня двигательного развития.
Оценка уровня здоровья и его прогнозирование
При педагогической оценке здоровья целесообразно выделить три группы детей: здоровые (не болевшие в течение года); часто болевшие (4 раза и более в году -группа ЧБ); эпизодически болевшие (1-3 раза в году -
группа ЭБ).
Сведения о здоровье детей педагог получает от родителей, старшей медсестры дошкольного учреждения (по данным медицинской карты ребенка). Наблюдая за детьми, анализируя их самочувствие, поведение, педагог дополняет эти сведения, делится информацией с родителями и врачом.
На основании полученных данных совместно с родителями прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого ребенка на конец года. Для одних это будет снижение продолжительности и количества заболеваний в течение года (1-я ступень прогноза), для других - пере-ход из группы ЧБ в группу ЭБ (2-я ступень прогноза) или в группу здоровых (3-я ступень прогноза). По полученным индивидуальным показателям здоровья выводятся общие результаты по группе, определяемые индексом здоровья (процентным отношением количества здоровых детей к списочному составу группы) и количеством часто болеющих детей. Показателями эффективной физкультурно-оздоровительной работы являются: положительная индивидуальная динамика в здоровье (снижение количества и продолжительности заболеваний за год с учетом прогноза), а по группе в целом - повышение индекса здоровья и снижение количества часто болеющих детей.
Оценка и прогнозирование физического развития
Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии педагогов группы по общепрнятым методикам. Важно не только собрать антропо¬метрические данные, но и проанализировать их: опреде¬лить гармоничность физического развития по росто-ве-совому показателю (высчитывается по справочным таб¬лицам или индексам), а также установить отклонения в физическом развитии. К ним относятся завышенная масса тела или ее дефицит, низкий рост, заниженный по¬казатель окружности груди, низкое общее физическое раз¬витие. Особое внимание при оценке физического разви¬тия обращается на осанку и стопу ребенка, поскольку нарушения в этой сфере являются наиболее частыми. Про-гнозирование в физическом развитии осуществляется в направлении коррекции имеющих место отклонений.
Диагностика и прогнозирование двигательного развития
Двигательное развитие детей оценивается по трем направлениям: уровню двигательной активности, соста¬ву движений в самостоятельной деятельности, физичес¬кой подготовленности.
Продолжительность двигательной активности долж¬на составлять не менее 50-60 % от периода бодрствова¬ния, что равняется 6-7 ч в сутки (в том числе в до¬школьном учреждении 4-5 ч). Следует подчеркнуть важ¬ность полного удовлетворения потребности в движении, иначе дети будут вялыми, пассивными, что отрицательно скажется на их здоровье и развитии.
Сущность диагностики двигательной активности сводится главным образом к оценке индивидуального уровня подвижности (двигательного поведения) детей с тем, чтобы оптимизировать их двигательную деятельность и при необходимости обеспечить своевременную коррек-цию в этом направлении. По степени подвижности дети дифференцируются по трем основным группам: оп-тимально подвижные, малоподвижные и гиперподвиж¬ные.
Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети, хотя и составляют в ней незначительную часть. Они на-ходят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений чаще выбирают бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и ловкости. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из-за высокой ин-тенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степе¬ни своими движениями.
Чрезмерная подвижность является сильным раздра-жителем для нервной системы, поэтому такие дети отли-чаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засы¬пают, спят неспокойно. Детей, двигательная деятельность которых не имеет определенной направленности и зани¬мает более 50 % времени, характеризуют расторможен-ность, крикливость, несдержанность и даже агрессивность. Такая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спо¬койные виды деятельности, требующие внимания, усид¬чивости.
Гиперподвижные дети должны быть отнесены к груп¬пе риска и нуждаются в коррекции. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактив¬ности, или, по определению врачей, заболевания, вначале носившего название «легкая дисфункция мозга», а за¬тем «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Специалисты считают, что в дошкольном возрасте для этой болезни свойственны двигательная расторможен-ность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность. Деятельность гиперактив¬ных детей нецеленаправленна, маломотивированна. У них движения более простые, но темп выполнения гораздо выше, часто наблюдаются неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков само¬обслуживания (трудности с застегиванием пуговиц, за¬вязыванием шнурков и т. п.), нарушения эмоциональ¬ной сферы.
Особого внимания педагога требуют малоподвижные дети, для которых характерны общая вялость, пассив-ность, быстрая утомляемость. В противоположность под-вижным детям, умеющим найти пространство для игр, малоподвижные стараются уйти в сторону, чтобы нико-му не мешать; выбирают деятельность, не требующую активных движений; робки в общении, не уверены в себе, не любят игр с движениями. Малая подвижность - фак¬тор риска для здоровья и развития ребенка. Она объяс няется разными причинами: нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жиз¬ни, что особенно тревожно.
Оптимально подвижные дети отличаются ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях они са-мостоятельно активны. Их движения обычно достаточно развиты, уверенны, целенаправленны, четки. Двигатель¬ная активность этих детей не требует особого руковод¬ства со стороны взрослых, так как в ней явно просматри¬вается саморегуляция.
Достаточно верное
представление о степени
Одним из объективных
показателей двигательного
Обогащение двигательных умений - одна из задач физического воспитания, направленных на развитие де¬тей через специфически дошкольные виды деятельности (двигательную, игровую, учебную). Кроме того, разнооб¬разие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что предупреждает утомление, способ¬ствует положительному эмоциональному тонусу детей.
Перечень двигательных
умений, которыми должен овладеть ребенок,
представлен в программе
Диагностика физической подготовленности детей проводится в начале и в конце учебного года, при этом осуществляется комплексная оценка их физической под-готовленности с помощью специальных контрольных уп-ражнений-тестов. При оценке двигательных навыков и физических качеств принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем. Уровень физической подго-товленности определяется как средний, если в большин¬стве тестов получены средние показатели; как высокий -если большинство показателей выше средних и отсут¬ствуют низкие результаты; как низкий - если большин¬ство показателей ниже среднего. При анализе двигатель¬ных умений и физических качеств необходимо также вы¬делить те движения и качественные показатели, которые у большинства детей ниже среднего уровня развития.
Прогнозирование двигательного развития осуществ¬ляется по трем направлениям. Первое связано с коррек¬цией мало- и гиперподвижности детей и переводом их в группу оптимально подвижных. Второе предполагает обогащение состава движений детей и их умение транс¬формировать двигательные умения в различные виды деятельности, в первую очередь в игровую.
Третье направление прогноза основывается на исход¬ных данных физической подготовленности детей, кото¬рая характеризуется по уровням как низкая, средняя и высокая. Особое внимание уделяется детям с низким уровнем физической подготовленности. В зависимости от физического состояния ребенка, условий его жизнеде-ятельности в семье может прогнозироваться повышение уровня физической подготовленности до среднего или высокого; со средним — до высокого. Прогноз может ка¬саться и отдельных двигательных умений и физических качеств, по которым отмечено отставание ребенка.
Оформление результатов диагностики
Полученные данные о здоровье, физическом и двига-тельном развитии детей ежегодно заносятся в карту мо-ниторинга.
Назначение карты мониторинга - систематический анализ динамики индивидуальных показателей физичес¬кого состояния детей с момента их поступления в до¬школьное учреждение и до перехода в школу. В карту заносятся диагностические данные в начале каждого учеб¬ного года и сравниваются с таковыми предыдущего года. Они необходимы педагогу для прогнозирования «ближай¬шей зоны» здоровья, физического и двигательного раз¬вития каждого из детей, а также для того, чтобы соответ¬ствующим образом организовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подобрать закаливающие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, определить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игро-вой и учебной деятельности. Карта мониторинга доста¬точно полно характеризует индивидуальное физическое состояние детей. Она помогает исключить усредненный подход к оценке развития детей, способствует более чет¬кому определению приоритетов в содержании и методах индивидуального физического воспитания и в возраст¬ной группе в целом.
Данные мониторинга помогут оценить эффективность системы физического воспитания в дошкольном учреж-дении, дать объективную индивидуальную характерис¬тику физической готовности ребенка к школе.
..
Карта мониторинга здоровья, физического
и двигательного развития детей группы
на 200.../О... учебный
год
Имя, фамилия Здоровье Физическое
развитие Двигательное развитие
Сентябрь Сентябрь
2006 2007 2008 2006
1 . Леша А. 3(20) Гарм. т.п. с
2. Инна Р. 5(42) Деф. массы
и.о. м.п. н.
В графе «Здоровье» указывается количество заболе¬ваний (первая цифра) и пропусков по болезни за преды¬дущий год (вторая цифра). Например, ребенок болел 5 раз за год, общая продолжительность заболеваний со¬ставила 30 дней. В карте мониторинга записывается: 5 (30).
В графе «Физическое развитие» отмечаются гармо-ничность телосложения (гарм.) или отклонения (завы¬шенная масса тела (зав.), ее дефицит (деф.), низкий рост (н. р.); низкий показатель окружности грудной клетки (н.ОГ); нарушение осанки (и.о.); плоскостопие (пл.).