Детский травматизм и меры его профилактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:30, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить особенности детского травматизма и обозначить меры его профилактики.

В соответствии с целью работы решим следующие задачи:

- раскрыть понятие детского травматизма;

- рассмотреть классификации и причины детских травм;

- рассмотреть меры профилактики травматизма у детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1. Понятие детского травматизма………………………………………...

2. Классификация и причины детских травм……………………………

3. Профилактика травматизма у детей…………………………………...

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Детский травматизм.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     У детей от 1 до 3 годов развивается опорно-двигательный аппарат, малыши учатся ходить бегать, прыгать. Они в этом возрасте становятся очень подвижными, следовательно возникают травмы, связанные с падением ребенка.

     У детей от 3 до 12 лет появляются новые интересы, формируется свое “я”. Любознательность с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумения реально оценить опасность, стремление быстро все сделать тоже нередко приводит к несчастным случаям.

     Ученики старших классов в своих поступках  стараются подражать старшим, стараются  совершать героические поступки, которые бы свидетельствовали об их храбрости, и при этом, не умея правильно оценить свои поступки, часто становятся на порочный путь. Чтобы показать свою смелость и самоуверенность перед другими, подростки, не задумываясь над последствиями, часто переходят улицу в опасных местах, цепляются за машины, взлезают на пожарные лестницы, на крыши высоких домов, не думая о последствиях.

     Травматизм  разделяют на: бытовой, транспортный, школьный и спортивный. Бывает еще  уличный, огнестрельный, сельскохозяйственный, производственный, родовой травматизм, несчастный случай на воде, удушье и отравление.

     Чаще  встречается бытовой травматизм. Бытовым травматизмом считаются  повреждения, которые дети получили дома, в квартире, во дворе или  саду. Повреждения при этом разнообразнее  всего, но самые опасные из них - это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты. Причины бытового травматизма разнообразны, но чаще всего это недостаточный досмотр родителей. Такие, казалось бы, на первый взгляд пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв,  могут привести к травме, а иногда  и к смерти. Это же самое касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестниц и за свою неосторожность родители иногда очень дорого расплачиваются.

     Дети  до трех лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие, предметы, которые сделаны из стекла,  играясь такими предметы как иглы, булавки, гвозди, пуговицы, монеты и неумелое обращение с ними часто приводит к ранениям, а иногда малыши и глотают их.

     У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижные  и несдержанные. Они редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является каким-то барьером, поэтому дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг со своими ровесниками, катаясь на велосипедах, самокатах, санках, лезут на деревья, открытые люки, лестницы. Поэтому необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасны для детей стройки и не огражденные участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с высоты – балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжелым травмам.

     Дети  среднего и школьного возраста хотят  подражать героям из кинофильмов, которые им нравятся. Они с увлечением играются в войну, ковбоев, с удовольствием преодолевают препятствия, демонстрируя при этом свою отвагу, ловкость, силу. Но это все нередко приводит к беде. В настоящий момент везде в быту пользуются газом и электроэнергией, а неумелое обращение с приборами тоже становится причиной несчастий. Дети иногда хватаются за неизолированные проводы, обнаженные контакты электропроводов, вставляют в розетки булавки, гвозди и нередко получают ожоги и повреждения тканей тела.

     В профилактике детского травматизма  большую роль играют работники жилищных управлений, сельских советов, милиции. Они должны осуществлять постоянный присмотр по состоянию территории жилищных массивов, школьных и дошкольных заведений, за соблюдением правил безопасности при проведении ремонтных и строительных работ.

     Самым тяжелым, с наибольшим процентом  смертности есть травмы от автомашин, автобусов, троллейбусов, поездов и  других видов транспорта. И опять же главными причинами является безнадзорность детей на улице, когда идут к школе или из нее, а также в часы досуга, а приводят к этому незнанию детьми правил уличного движения, нарушения правил пользования транспортом.

     Чрезвычайно опасно кататься детям на велосипедах, мопедах, мотороллерах, если они не составили соответствующие экзамены на право вождения. Взрослым ни на мгновение нельзя забывать, что дети склонны подражать им.Учить правила уличного движения дети должны с дошкольного возраста, то есть в яслях, и детских садиках. Занятие проводят воспитатели и медицинский персонал, обычно в тесном контакте с родителями. Формы работы могут быть самые разнообразные: прогулки, экскурсии по городу, беседы, игры и другое. Под время прогулок и экскурсий воспитатель должен обратить внимание детей на интенсивность уличного движения и поведения на улице. Учеников младших классов необходимо приучать ходить только по тротуарам с правой стороны, обращать внимание на сигнал “берегись автомобиля”, в тех местах, где нет тротуаров, идти следует по левому краю улицы навстречу транспорту. Большую роль в борьбе с травматизмом принадлежит работникам ГАИ. Они должны организовывать в школах обучение юных помощников ГАИ, выступать по радио, телевидению, в печати.

     Школьный травматизм дети получают на уроках физкультуры, во время перерывов, в классах, коридорах. Основными причинами школьного травматизма является недостаточная воспитательная работа. Отдельные преподаватели не твердо знают основы предотвращения травм или пренебрегают ими: допускают перегрузку спортзалов и учебных мастерских во время проведения занятий, позволяют ученикам приходить на уроки в повседневной одежде.

     Кроме описанных видов повреждений  бывает еще уличный травматизм. Уличные  травмы в большинстве случаев являются результатом невнимательности и беспечности детей, находящихся без присмотра взрослых. Бегая, катаясь на велосипеде, дети часто не соблюдают правил дорожного движения и могут угодить под колеса автомобиля. Для предупреждения уличного травматизма необходимо при переходе улиц руководствоваться сигналами светофора, пользоваться пешеходными переходами, обозначенными разметками «зебра».

 

      3. Профилактика травматизма у детей

     Профилактика  детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.8

     У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в  дыхательные пути рвотных масс, различных мелких предметов.

     Поведение взрослых в быту определяется рядом  привычек и действий, которые человек  выполняет автоматически, не задумываясь. Однако, когда в доме появляется малыш, надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Надо прямо сказать — маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых.

     Например, травмы детей до 1 года вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула. В более старшем возрасте дети часто падают с высоты —  с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжелые повреждения — переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.

     Причиной  ожога ребенка могут ;быть горячая  жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или  ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды. Маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40—60 °С.

     По  недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами, предметами рукоделия (ножницы, спицы, иголки, блестящие пуговицы, булавки и др.).

     Малыш может засунуть металлическую шпильку  в электророзетку и получить травму электрическим током.

     Во  время прогулки маленький ребенок  при недостаточном надзоре может  не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб.

     Дети  раннего возраста реже страдают от уличного (транспортного) травматизма. Но и здесь основной причиной несчастных случаев является невнимательное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения, их недисциплинированность, недостаточное наблюдение за ребенком.

     В профилактике детского травматизма  взрослые должны постоянно учитывать  особенности развития и поведения  ребенка раннего возраста.

     Характерной чертой малыша в возрасте от 1 года до 3 лет является его стремление к  личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Вместе с тем основные двигательные навыки в этом возрасте (ходьба, бег, лазанье) находятся еще в стадии становления. Поэтому повреждения и травмы, которые возникают у детей, связаны с недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

     У детей очень рано начинает проявляться  стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям  без помощи взрослых. Однако отсутствие Знаний об окружающей обстановке, собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что и приводит к травме.

     Родители  должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов.

     В предупреждении травм у детей  существенное значение имеет уровень  физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с  хорошей координацией движений редко  получают травмы. Следовательно, занятия  физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

     Нередко взрослые относятся к травме ребенка  как в непредвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Это мнение удобно, оно как бы оправдывает взрослых, снимает с них ответственность за невнимательное отношение к ребенку. Вместе с тем травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей сына или дочери.

     Зная  наиболее частые причины травм и  несчастных случаев, родители должны создать  для ребенка травмобезопасную среду  пребывания. Например, дома следует  устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом. На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, неоструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами. Очень важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.9

     Детский травматизм может быть предотвращен благодаря организованным усилиям  общества, но для этого требуется  решительная и непрекращающаяся поддержка на всех уровнях государственного управления и общества, должны быть выделены необходимые ресурсы, создан организационно-кадровый потенциал и сформирована система программных целей и принципов, чтобы можно было осуществлять действенные меры с участием многих заинтересованных партнеров. Придав профилактике детского травматизма более высокий уровень приоритетности, государства-члены станут участниками глобального движения за снижение одной из ведущих причин детской смертности и создадут предпосылки к более безопасному, более справедливому обществу для детей.

 

      Заключение 

     Детский травматизм во всех странах становится предметом особой  озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п.

Информация о работе Детский травматизм и меры его профилактики