Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать танцы как вид искусства, рассмотреть философские аспекты танца, социальное и педагогическое значение бальных танцев.
Научная новизна состоит в рассмотрении и изучении бальных танцев с философской и социальной точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………… .2
1. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТАНЦА ………………………………… ….. 3
1.1 СПЕЦИФИКА И ПРИРОДА ТАНЦА …………………………………… ..3
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ ………………….4
2. СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ ……………………………………………14
2.1 ТАНЦЫ, ВХОДЯЩИЕ В ПРОГРАММУ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ…....14
2.2 ТАНЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЫ ……………………………………..14
2.3ТАНЦЫ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ………………………..15
3. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ ………………………………18
3.1 БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК СПОРТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС …………………………………………….18
3.2 ОСОБЕННОСТИ ТАНЦА, КАК СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ …………...20
4.СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ XX ВЕКА………………………………..................................................................25
4.1 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ БАЛЬНОГО ТАНЦА ………………………....25
4.1. 1 МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС (SLOW WALTZ)…………………………………….. 25
4.1. 2 ТАНГО (TANGO) ……………………………………………...26
4.1.3 ВЕНСКИЙ ВАЛЬС (VIENNESE WALTZ) ………………………………...26
4.1.4 МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ (SLOW FOXTROT) ………………………….27
4.2 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ (ЛАТИНА) ………………………………...27
4.2.1 САМБА (SAMBA) ………………………………………………28
4.2.2 ЧА-ЧА-ЧА (CHA-CHA-CHA) ………………………………………………28
4.2.3 РУМБА (RUMBA) ……………………………………………....29
4.2.4 ПАСОДОБЛЬ (PASO DOBLE) ………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...............32
32
Содержание
Введение …………………………………………… .
1. Философские аспекты танца ………………………………… …..
1.1 Специфика и природа танца …………………………………… ..
1.2 Исторические аспекты развития бальных танцев ………………….
2. Спортивные бальные танцы ……………………………………………14
2.1 Танцы, входящие в программу спортивных бальных танцев…....14
2.2 Танцы европейской программы ……………………………………..14
2.3Танцы латиноамериканской программы ………………………..15
3. Социальное значение бальных танцев ………………………………18
3.1 Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс …………………………………………….18
3.2 Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития …………...20
4.Спортивные Бальные танцы XX века………………………………..............
4.1 Европейские стандарты бального танца ………………………....25
4.1. 1 Медленный вальс (Slow Waltz)……………………………………..
4.1. 2 Танго (Tango) ……………………………………………...26
4.1.3 Венский вальс (Viennese Waltz) ………………………………...26
4.1.4 Медленный фокстрот (Slow Foxtrot) ………………………….27
4.2 Латиноамериканские танцы (латина) ………………………………...27
4.2.1 Самба (Samba) ………………………………………………28
4.2.2 Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha) ………………………………………………28
4.2.3 Румба (Rumba) ……………………………………………....29
4.2.4 Пасодобль (Paso doble) ………………………………………………29
Заключение ……………………………………………....30
Список литературы………………………………………………….
Введение
Актуальность работы. Нынешнему развивающемуся обществу нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантной к окружающему миру, способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственность за себя и судьбу страны. Данные задачи должны решаться в полной мере средствами физического воспитания и спорта. Однако современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении как в содержательном, так и в технологическом плане.
Одним из интересных направлений физического и психического развития учащихся могут являться спортивные бальные танцы. Например, Н.В. Рубштейн [22] рассматривает спортивный танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных, развивающих гармонично все группы мышц: и мозг, реакцию и музыкальность, пластичность и самоконтроль.
Цель исследования: охарактеризовать танцы как вид искусства, рассмотреть философские аспекты танца, социальное и педагогическое значение бальных танцев.
Научная новизна состоит в рассмотрении и изучении бальных танцев с философской и социальной точки зрения.
Бальные танцы - группа парных танцев, которые танцуются в специальных помещениях.
Термин "бальные" относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.
Слово "бал" пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает "танцевать". Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.
Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.
Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.
Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.
Танец как вид искусства возник еще в древности, в условиях первобытнообщинного строя. Танцевальное действо было необходимой частью любого обряда, сопровождавшего важные события в жизни архаического человека - сбор плодов, начало и удачное завершение охоты, обряд инициации, военный поход, рождение и свадьбу.
В древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В древнем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец также был частью культа - существовали экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные - в честь Аполлона. Также были развиты военные пляски, атлетические спортивные танцы, способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. В древнем Риме танец имел государственное народное значение, среди высшего слоя общества были распространены развлекательные танцы.
Особое развитие танец получает в эпоху Возрождения. Возникают новые танцевальные формы: медленные, плавные (павана, куранта) и быстрые (галярда, вольта). В эпоху Просвещения в Европе широко распространяются бальные танцы - гавот, полонез, менуэт. В 18 веке танец приобретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию танцевального искусства.
С середины XIX в. самым популярным бальным танцем стал вальс. В конце XIX-начале XX вв. значительное влияние на развитие бального танца оказали страны Северной и Южной Америки. Появились тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квикстеп, чарльстон и другие, затем бостон, танго, а после первой мировой войны - румба, самба. Для современного бального танца характерна импровизация, танцующие свободно варьируют бальные па. Со второй половины XX в. интерес к импровизационным бальным танцам значительно возрос.
Большинство бальных танцев 60-70-х гг. - танцы свободной композиции (твист и другие).
Бальные танцы - лендлер. Это австрийский и немецкий народный парный круговой танец. Слово "лендлер" переводят как "деревенский танец", однако, вероятно, происхождение связано с названием местности в Австрии - Ландль. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Под названием "лендлер" к началу XIX в. объединились многочисленные разновидности австрийских и немецких народных танцев, известных по хореографическим описаниям с XVI в. Лендлер как жанр популярен со второй половины XVIII в. Использовался венскими композиторами, часто фигурировал в их произведениях под названием "немецкий танец".
Бальные танцы - мазурка. Это польский народный танец. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. Часты резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII в. мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX в. мазурка получила распространение как бальный танец в других странах Европы. Постепенно слилась с обереком. Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры.
Бальные танцы - менуэт. Это старинный французский народный танец. Произошел от "бранля Пуату" (народный хороводный танец провинции Пуату). При Людовике XIV стал придворным танцем (около 1670 г) Музыкальный размер 3/4. В России появился в начале XVIII в. (менуэт танцевали на ассамблеях Петра I).
Бальные танцы - мюзет. Это французский старинный народный танец. Музыкальный размер 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент волынки, отсюда название. В XVIII в. вошел в придворные оперно-балетные дивертисменты.
Бальные танцы - павана. Это танец, распространенный в XVI в. в Европе. По одной из версий, павана, или падуана, появилась в г. Падуя, по другой - танец испанского происхождения, наименование которого - от латинского pavo (павлин) - связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале XVI в. павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Для паваны характерны четкость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со второй половины XVI в. до конца XVII в. павана существовала как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с бысгрыми трехдольными танцами - гальярдой, сальтарелло, пивой.
Бальные танцы - паспье. Это старинный французский танец, возникший, по-видимому, в Северной Бретани. В народном быту музыка танца исполнялась на волынке или пелась. С середины XVII в. паспье стал придворным танцем. Музыкальный размер придворного паспье 3/4 или 3/8, начинается с затакта. Паспье близок к менуэту, но исполнялся в более быстром темпе. Включался в инструментальную сюиту между ее основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой).
Бальные танцы - пассакалья. Это песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда название). В XVII в. пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Ее определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр, минорный лад.
Бальные танцы - пассамеццо. Это старинный итальянский танец. Происхождение названия не установлено. Возник в начале XVI в., вскоре обрел известность и за пределами Италии. По музыкальному стилю близок паване, которую он вытеснил с ее традиционного первого места в танцевальной сюите. Сложились определенные гармоничные модели пассамеццо - "старинный" (antico) и "временный" (moderno). Равномерная ритмическая пульсация аккордов (гармоническая формула пассамеццо) сочетается с фигурационной, нередко виртуозной мелодической линией. Обе гармонические формулы не встречаются в источниках ранее 1540 г. Во второй половине XVI-XVII вв. пассамеццо создаются лишь на основе двух главных разновидностей.
Бальные танцы - полонез. Это польский танец. Развился на основе народного "пешего" танца-шествия степенного, торжественного характера. Первоначально был четырехдольным, сопровождался небольшим инструментальным ансамблем. В XVIII в. распространился по всей Европе. Полонезом открывались торжественные танцевальные вечера и придворные балы. В процессе эволюции стал трехдольным.
Бальные танцы - полька. Один из наиболее популярных чешских национальных танцев. Другое название польки - нимра, мадера. Предполагается, что слово "polka" связано с возросшим интересом к Польше во время Польского восстания 1830-31 гг. Согласно другой точке зрения, название происходит от чешского pulka - "полшага". Полька обобщила типичные черты танцевальной культуры Чехии. Живой и простой по форме танец в начале XIX в. стал популярен в Словакии, Сербии, Венгрии, Австрии, с 1840-х гг. распространился по всей Европе как бальный танец.
Бальные танцы - ригодон. Это французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla breve. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в начале XVII в. Название, согласно Ж.Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Представляет собой видоизменение старинного южно-французского народного хороводного танца.
Бальные танцы - рок-н-ролл. Это песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 1950-х гг. В основе рок-н-ролла - упрощенный вариант негритянской танцевальной бытовой музыки "ритм-энд-блюз" в сочетании с элементами "кантри-энд-вестерн", "буги вуги" и стиля диксиленд. Рок-н-ролл дал жизнь новым танцевальным жанрам рубежа 50-60-х гг. (твист, шейк, мэдисон, джайв).
Бальные танцы - румба. Это афро-американский песенно-танцевальный жанр. Современная румба сложилась на Кубе в среде городских и отчасти сельских негров. Румба включает пение солиста, реплики хора и собственно танец (мимико-акробатический импровизированный) под аккомпанемент ударных и шумовых инструментов. Танец исполняется парой или солистом в центре круга зрителей и музыкантов. В музыкальном отношении представляет собой многократное повторение, обычно вариантное, 8-тактового периода. Музыкальный размер двудольный, ритм остросинкопированный, с акцентами на слабых долях такта, темп от умеренно подвижного до быстрого. В конце 1920-х гг. румба получила распространение в США и странах Европы как эстрадно-бытовой танец.