Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:18, реферат
Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.
Введение…………………………………………………………………..стр.3
Зрительный анализатор ………………..………………………..…….стр.3-5
Слуховой анализатор…………………………………………………....стр.5-7
Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности………..стр.8-9
Орган обоняния………………………………………………................стр.9-10
Орган вкуса………………………………………………………………стр.10
Список литературы………………………………………………………..стр.11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(филиал)
ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра
«Физической культуры»
Реферат на тему :
«Анатомия
и физиология органов чувств»
Выполнила:
Студентка
группы МЭ-091
Белявская
Е.А
Проверила: Павлова. А.А
Егорова А.Ф
Волжский 2011
Введение…………………………………………………………
Зрительный анализатор ………………..………………………..…….стр.3-5
Слуховой
анализатор………………………………………………….
Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности………..стр.8-9
Орган
обоняния………………………………………………....
Орган
вкуса………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Анализаторами называют
Значение
зрения. Через зрительный анализатор
человек получает основное
Строение
глаза. Глаза снабжены большим
числом вспомогательных
Сетчатка глаза имеет толщину 0,15–0,20 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой сетчатки непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками. В сетчатке глаза человека палочек в десятки раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. Палочки сравнительно равномерно распределены по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно, в состав которого входит исключительно колбочки. Поэтому наиболее отчетливо человек различает те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы может управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно. От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется слепым пятном.
Нарушения
зрения. Одной из важных характеристик
зрения является острота зрения. Острота
зрения определяет предельную способность
глаза различать мелкие детали в поле
зрения. Острота зрения зависит от общей
освещенности, контраста деталей изображения
на определенном фоне и других причин.
Наиболее часто встречающиеся нарушения
зрения – это близорукость и дальнозоркость.
Наличие этих нарушений устанавливает
врач при измерении остроты зрения с помощью
специальных таблиц. Близорукость бывает
врожденной и приобретенной. При врожденной
близорукости глазное яблоко имеет удлиненную
форму. Поэтому четкое изображение предметов,
расположенных далеко от глаз, возникает
не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная
близорукость развивается из-за увеличения
кривизны хрусталика, которое может возникать
при неправильном обмене веществ или нарушении
гигиены зрения. Близорукие люди видят
удаленные предметы расплывчатыми. Очки
с двояковогнутыми линзами помогают тому,
чтобы отчетливые изображения предметов
возникали точно на сетчатке. Дальнозоркость
также бывает врожденной и приобретенной.
При врожденной дальнозоркости глазное
яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение
предметов, расположенных близко к глазам,
возникает как бы позади сетчатки. Приобретенная
дальнозоркость возникает вследствие
уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее
характерна для людей пожилого возраста.
Дальнозоркие люди видят близкие предметы
расплывчатыми, не могут читать текст.
Очки с двояковыпуклыми линзами помогают
возникновению изображения близкого объекта
точно на сетчатке.
Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения.
Значение слуха. Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче.
Ухо и его функция.
Звук, или звуковая волна, - это чередующееся
разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся
во все стороны от источника звука. А источником
звука может быть любое колеблющееся тело.
Звуковые колебания воспринимаются нашим
органом слуха. Орган слуха построен очень
сложно и состоит из: наружного, среднего,
внутреннего уха. Наружное ухо состоит
из: ушной раковины, слухового прохода.
Ушные
раковины многих животных
Молоточек, соединенный
с барабанной перепонкой, передает
ее колебания сначала на наковальню,
а затем усиленные колебания передаются
на стремя. В пластинке, отделяющей полость
среднего уха от полости внутреннего уха,
два окна, стянутые тонкими перепонками.
Одно окно овальное, в него «стучится»
стремя, другое - круглое. За средним ухом
начинается внутреннее ухо. Оно расположено
в глубине височной кости черепа. Внутреннее
ухо представляет собой систему лабиринта
и извитых каналов, заполненных жидкостью.
В лабиринте находится орган слуха - улитка.
Это спирально закрученный костный канал,
имеющий у человека два с половиной оборота.
Колебания перепонки овального окна передаются
жидкости, заполняющей внутреннее ухо.
И она, в свою очередь, начинает колебаться
с той же частотой. Вибрируя, жидкость
раздражает слуховые рецепторы, расположенные
в улитке. Канал улитки по всей длине разделен
пополам перепончатой перегородкой. Часть
этой перегородки состоит из тонкой перепонки
- мембраны. На ней находятся воспринимающие
клетки - слуховые рецепторы. Колебания
жидкости, заполняющей улитку, раздражают
отдельные слуховые рецепторы. В них возникают
импульсы, которые передаются по слуховому
нерву в головной мозг.
Слуховое
восприятие. В головном мозге
происходит различение силы, высоты
и характера звука, его