Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 08:39, курсовая работа
Основу прочно сформированных умений и навыков составляет мотивационно - интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию и квалификацию. Как показали наблюдения, преимущественно раздельное обучение технических элементов, а также традиционная форма организации учащихся (выполнение упражнений, стоя боком к сетке; в парах и т.п.), не способствуют прочности формирования технико-тактических навыков.
Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Основы методики обучения тактике командных действий в защите...............................................................................................................8
1.1. Командные действия в физической подготовке волейболистов................................................................................................8
Глава 2. Тактика защиты..............................................................................31
2.1. Задачи исследования.............................................................................31
2.2. Методы исследования...........................................................................31
2.3. Организация исследования...................................................................31
Глава 3. Тактическая подготовка юных волейболистов...........................34
Заключение..................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37
Примерные упражнения для обучения:
В парах. Первый учащийся бросает мяч в сетку, второй принимает отскочивший мяч двумя руками снизу, стараясь после приема как можно выше поднять его над сеткой на своей половине площадки. Затем они меняются ролями.
Тоже, что и упражнение 1, но первый учащийся направляет мяч в сетку ударом.
Прием мяча и первая передача к сетке в зону три. Исходя из наблюдений и анализа сложившейся практики обучения выполнению приема подачи и передачи, направленной в определенную зону, необходимо начинать уже в 8-м классе, а не в 10-м, причем с самого простого варианта, таковым является доводка мяча в зону три.
Примерные упражнения для обучения:
игроки располагаются в зоне 5 в колонне по одному. Один из учащихся стоит на противоположной площадке в трех метрах от сетки и выполняет передачу мяча сверху игроку, находящемуся во главе колонны, который, приняв мяч, адресует его в зону три и уходит в конец колонны. Игрок зоны три ловит мяч и отдает его подающему.
То же, но постоянно изменяя и усложняя условия выполнения приема мяча.
То же, но изменяя зону приема мяча.
То же, но постепенно увеличивая расстояние подающего от сетки.
Прямой нападающий удар. Согласно комплексной программе эта учебная тема осваивается в 9-м классе. И здесь обучение восьмиклассников осуществляется расчлененным способом, выделяя в данном техническом приеме фазы разбега. Прыжка, маха, удара по мячу с приземлением.
Обучение разбегу проводится в обратной последовательности. То есть вначале изучается перекат с пятки на носок, а затем, соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Перекат с пятки на носок необходим для того, чтобы с наибольшим эффектом перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную скорость выпрыгивания, а так же погасить чрезмерное движение тела вперед после отталкивания. Спустя несколько повторения перекатов с пятки на носок это движение выполняется с выпрыгиванием вверх. Внимание акцентировать на том, чтобы после выпрыгивание вверх приземляться на то же место, от которого произведено отталкивание.
После освоения переката с пятки на носок переходим к последующему шагу в разбеге - скачку. Строим учащихся на одной линии так, чтобы правая нога стояла впереди, левая несколько сзади. Игроки махом левой ноги делают скачок с одновременным присоединением правой ноги приземляются на пятки, затем выполняют перекат, обращая внимание на смежности движений. После нескольких упражнений добавляем еще один шаг.
Средний шаг. Средний шаг или второй шаг - это самый большой шаг. Повторяем вышеприведенные упражнения, но уже начиная движение с правой ноги. И так, делаем длинный шаг правой ногой, махом левой ноги выполняем скачок, приземление на пятки, перекат и выпрыгивание. Здесь обращаем внимание на то, чтобы перед отталкиванием от опоры стопы были расположены параллельно и учащиеся приземлялись точно на место отталкивания. Первый шаг корректирует движение по отношению к летящему мячу и считается самым коротким по длине и продолжительным по времени выполнения. Из исходного положения правая нога впереди начинаем движение с левой ноги и далее все так же как сказано выше. Высота прыжка зависит от быстроты и согласованности выполнения движения при запрыгивании. Это мах руками вниз-назад, преставление правой ноги, мах руками вперед-вверх с одновременным отталкиванием от опоры.
Движение на зонах начинается с пригибания туловища, далее поднимается и отводится назад плечо, локоть затем предплечья и кисть. Руки вначале идут вместе до уровня лица, затем наблюдается только активная работа бьющей руки. Приведенный выше движения рекомендуется выполнять сначала в упрощенных условиях, то есть стоя на место, затем с мячом, в прыжке. Удар начинается с энергичного сокращения мышц живота. Туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части тела включаются в работу последовательно: вначале движется плечо, затем предплечья и кисть, эффективность нападающего удара завит от заключительного движения кистью. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания с мячом. Удар по мячу выполняется в верхней точке прыжка выпрямленной рукой. Во время удара кисть напряжена и в момент касания мяча работа наиболее активна. После удара игрок мягко опускается на площадку начиная приземление на носки. Руки после удара сгибаются в локтевом суставе. Кисти на уровне лица.
Примерные упражнения для обучения:
Нападающий удар по подвешенному мячу.
Броски теннисного мяча через сетку с места.
То же, что и упражнение 2 после разбега.
С собственного подбрасывания нападающий удар с места через сетку.
То же, что и упражнение 4, но с трех шагов разбега.
В парах один набрасывает, другой выполняет нападающий удар через сетку.
Нападающий удар через сетку после передачи партнера.
Блокирование нападающего удара. Изучается согласно комплексной программе в 9-м классе. При опережении в обучении блокированию следует начинать одновременно с освоением нападающего удара. По технике выполнения это один из сложных приемов защиты. Уже на первом уроке нужно сообщить учащимся, что существует несколько разновидностей блока:
по технике выполнения - зонный, ловящий, уступающий;
по качеству игроков, задействованных в постановке блока.
В процессе
обучения постановке блока учащихся
следует располагать
Примерные упражнения для обучения:
В парах. Игроки располагаются на противоположных сторонах сетки. Один держит нижний край сетки вытянутыми руками, другой с расстояния 2-3 метра бросает мяч в сетку на уровне лица. Затем они меняются местами. Упражнение необходимо для того, чтобы игроки при постановке блока не закрывали глаза.
В парах. Один из игроков стоит на подставке и держит мяч над сеткой другой выполняет блокирование.
Две пары игроков располагаются на противоположных сторонах площадки. Первая пара - возле сетки для постановки блока. Вторая - на расстоянии двух метров от сетки. Последние игроки выполняют передачу мяча двумя руками вперед через сетку вблизи ее верхнего края. Задача пары блокирующих закрыть передачу блоком.
Блокирование нападающего удара. Обратить внимание на своевременность постановки блока, параллельность выноса рук над сеткой.
Учебная
тема «верхняя прямая подача» в 10-м
классе включает в себя дальнейшее
совершенствование этого
подача на игрока, слабо владеющего приемом мяча;
подача в наиболее уязвимое место при конкретной расстановке команды соперников;
использование различных способов подач в ближние и дальние зоны.
Примерные упражнения для обучения:
Чередование верхних прямых подач в зону нападения и к лицевым линиям.
Подача мяча к боковым линиям в правую часть площадки.
Подача мяча на точность в определенную зону.
Подача мяча между игроками.
Глава 2. Тактика защиты
Как показал
краткий обзор литературных источников,
тактике защиты при игре в волейбол
не уделяется достаточного внимания.
Поэтому целью моего
2.1. Задачи исследования
Выявить преобладающую методику обучения.
Оценить
степень эффективности
2.2. Методы исследования
Анализ научно-методической литературы.
Педагогический эксперимент.
Определение физического развития.
Оценка уровня технической подготовки.
Регистрация показателей.
Обработка экспериментального материала математическим путем с применением ЭВМ.
2.3. Организация исследования
Исследование началось с того, что я привлекла к занятиям юношей 9-х классов, объяснив цель и задачи моей работы. Приняла у них контрольные нормативы по общей физической подготовке. Это:
прыжок в длину с места;
метание набивного мяча весом 1 килограмм из-за головы двумя руками сидя на полу;
бег 30 метров (6*5 метров).
Также приняла показатели роста, так как рост играет не маловажную роль в волейболе. Затем отобрала учащихся с примерно равной физической подготовкой, сформировала две группы (см. табл. 1 Приложения):
Учащиеся 9а класса.
Учащиеся 9б класса.
Их уровень физической подготовки примерно равный, в этом я убедилась, найдя средние показатели физического развития обеих групп (см. табл. 2 Приложения).
Дальше
я проверила техническую
Полученные результаты были занесены в таблицу (см. табл. 3 Приложения). Затем все показатели перевела в проценты и перевел те же данные только в процентном соотношении, занесла в таблице (см. табл. 4 графы «до начала эксперимента»). В первых двух упражнениях за 100% я брала 15 передач, а в третьем за 100% взяла 6 подач. Определила средний показатель выполняемых упражнений обеих групп в процентах (см. табл. 5 графы «до начала эксперимента»). По полученным данным видно, что техническая подготовка обеих групп примерно одинакова. Это можно увидеть на рисунке 1(Приложение 2).
В период всего экспериментального срока велась работа с обеими группами. Группа с учащимися 9а класса работала по методике тактике защиты, главный смысл которой изучение технических приемов несколько раньше. Это связано, как я уже говорила, с акселерацией развития организма. Группа учащихся 9б класса работала по школьной программе. В работу включались не только специальные упражнения, но и эстафеты, игровые упражнения, элементы игр и игры.
В конце экспериментального срока я вновь приняла контрольные нормативы по технической подготовке таблице (см. табл. 3 графы «в конце эксперимента»). Затем проделала такую же работу с полученными данными, как и в начале эксперимента. Результаты фиксировались в таблицах 4 и 5. По данным таблицы 5 «средние показатели технического развития обеих групп в процентах», я построила диаграммы (см. рис. 1).
Глава 3. Тактическая подготовка юных волейболистов
Из данных рисунка 1 мы видим, что прирост технической подготовки наблюдается в обеих группах, так как развитие шло и в той и в другой группе, но если сравнить прирост показателей в 9а с приростом показателей в 9б классе, то мы увидим, что 9а класс показал результаты выше, чем 9б класс. Это говорит о том, что методика обучения тактике защиты детей игре в волейбол значительно эффективней методике обучения школьной программы. В этом мы убедились на основе моего вывода