Знанецкий Флориан Витольд

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:36, биография

Описание работы

Учился в Кракове, Женеве, Париже. В 1920-39 профессор социологии и философии культуры Познанского университета. Основал Польский социологический институт (1921) и журнал "Przegląd socjologiczny" (1930). В 1941 принял гражданство США; в 1941-1951 профессор социологии Иллинойсского университета. В 1953-54 президент Американского социологического общества.

Работа содержит 1 файл

Знанецкий Флориан Витольд.docx

— 31.16 Кб (Скачать)

Во второй, «английский», период занимался главным образом  популяризацией социологии познания, развивал её идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной  политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного  сознания от общественного бытия  и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства».

[править] Социологические и философские взгляды

Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления — как теоретического, так и обыденного — и разработке учения о «внетеоретических условиях знания». Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения: «частичная» идеология проявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; «тотальная» идеология отражает своеобразие всей структуры сознания целой социальной группы, класса или даже эпохи.

С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных групп, и утопии — мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается показать динамику в сфере идей, а главное — сделать социологию знания научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким образом более прочные основания для демократии.

В отношении  достижимости научной истины Маннгейм придерживается т. н. «реляционизма», согласно которому знание всегда относительно, так как может быть сформулировано только в соотнесении с определенной социально-исторической позицией, и который большинство критиков причисляют к релятивизму.

Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.

Информация о работе Знанецкий Флориан Витольд