Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:36, биография
Учился в Кракове, Женеве, Париже. В 1920-39 профессор социологии и философии культуры Познанского университета. Основал Польский социологический институт (1921) и журнал "Przegląd socjologiczny" (1930). В 1941 принял гражданство США; в 1941-1951 профессор социологии Иллинойсского университета. В 1953-54 президент Американского социологического общества.
Знанецкий Флориан Витольд
Учился в Кракове,
Женеве, Париже. В 1920-39 профессор социологии
и философии культуры Познанского
университета. Основал Польский социологический
институт (1921) и журнал "Przegląd socjologiczny"
(1930). В 1941 принял гражданство США; в 1941-1951
профессор социологии Иллинойсского университета.
В 1953-54 президент Американского социологического
общества.
В ранних философских работах по проблемам
познания, ценностей и др. заметно влияние
Г. Риккерта, В. Виндельбанда, А. Бергсона.
В работе "Польский крестьянин в Европе
и Америке" (1918-20; совместно с американским
социологом У. Томасом), считающейся классической
в немарксистской социологии, впервые
для анализа применены понятия "личностные
установки", ценности, а также методы
изучения "личных документов" (писем,
дневников, автобиографий и др.). З. - один
из основателей теории социального действия.
По З., общество есть культурная система,
состоящая из социальных, экономических,
технологических и др. подсистем и изучаемая
совокупностью культурных наук. Социальные
системы, исследуемые социологией, З. делил
на 4 подсистемы: действия, отношения, личности
и группы. Природа социальной системы,
по З., определяется характером социальных
действий индивидов, в основе которых
находятся ценности и установки. В этих
представлениях выражена идеалистическая
основа его взглядов. Работы З. оказали
влияние на развитие немарксистской социальной
психологии и социологии.
Хоркхаймер (Horkheimer) Макс (14.2.1895, Штутгарт, - 7.7.1973, Нюрнберг), немецкий философ и социолог. (ФРГ), один из основателей Франкфуртской школы. Профессор (1930-33 и 1949-63) и ректор (1951-53) университета во Франкфурте-на-Майне, директор института социальных исследований (1931-65), в 1934-49 в эмиграции в США, профессор Колумбийского университета. Издатель журнала "Zeitschrift fur Sozialforschung" (1932-41) и серии публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков ("Studies in prejudice", v. 1-5, 1949-50). Написанная Х. совместно с Т. Адорно "Диалектика просвещения" (1948) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы. В развитой им т. н. критической теории общества Х. пытался соединить почерпнутые у К. Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда, а также этики А. Шопенгауэра. В центре внимания Х. - проблемы исторической антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы реакций, играющей, по Х., решающую роль в поддержании изживших себя общественных систем ("Studien uber Autoritat und Familie", P., 1936, S. 3-77), анализ семьи как первичного проводника общественного авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой "массовой культуры". Отмечая многочисленные черты стагнации и регресса современного "индустриального общества", связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы. Сознание неизбежности этой тенденции приводило Х. к пессимистическим выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определённых культурных моментов, созданных либерально-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критической социологии восходящую к теологическим истокам внутреннюю "устремлённость к иному", исходил из принципиальной невозможности какого-либо позитивного изображения идеала. Оказал сильное влияние на идеологию леворадикального студенческого движения в ФРГ, от которого, однако, сам Х. отмежевался.
В тетраде
Окончил Кембриджский университет. После окончания университета проводил полевые исследования: в 1906-08 изучал культуру туземного населения Андаманских островов, в 1910-12 — аборигенов, проживавших на территории Западной Австралии. Некоторое время работал министром образования Тонга. С 1920 года — в Южной Африке; преподавал в Университете Кейптауна. В 1925-31 преподавал в Университете Сиднея, в 1931-37 — в Университете Чикаго.
На научные взгляды Радклифф-Брауна оказали влияние французская социологическая школа (прежде всего, Эмиль Дюркгейм) и идеи позитивизма. По мнению Радклифф-Брауна, социальные отношения являются результатом удовлетворения потребностей человека. В отличие от Бронислава Малиновского, Радклифф-Браун полагал, что культура удовлетворяет базовые потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом. Также Радклифф-Браун придавал большое значение самому процессу формирования культуры и процессам взаимодействия.
Социально-культурную антропологию Радклифф-Браун считал высшей степенью обобщения теоретического материала, собранного этнографией. Он также считал необходимым использовать эмпирические методы исследования.
Закончил Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл (1942). Затем был призван в армию, служил в авиации, но в боевых действиях не участвовал. После войны учился в Гарварде у Парсонса, познакомился с Ароном Гурвичем и Альфредом Шюцем, оказавшими на него большое влияние. В 1952 защитил диссертацию Восприятие другого: исследование социального порядка. С 1954 - профессор Калифорнийского университета, вышел в отставку в 1987. Главный труд - Исследования по этнометодологии (1967, рус. пер. 2007).
этнометодология гарольда гарфинкеля. стажировался в гарвардском университете под руководством Парсонса, но все же больший интерес проявил к эмпири-ческим исследованиям. Он был задействован в исследовании по изучению лидества в замкнутых пространствах: на самолетах и подводных лодках. В 1967г вышла работа «ис-следования по этнометодологии», в котором исследовались новейшие взгляды на развитие соц.систем. противоположность Парсонсу, который считал, что участники соц.жизни дей-ствуют согласованно благодаря общим пониманиям, что обеспечивается соц.структурами и принятием единых соц.норм. Гарфинкель выделил идею, что люди взаимодействуют на основе здравого смысла. При чем эти взаимодействия не всегда осознаются и поддаются рефлексии самими действующими индивидами. По мнению Гарфинкеля общее понимание индивидами соц.жизни приходит не только извне, через принятие общих культурных норм, оно может конструироваться изнутри. Локальное производство соц.порядка людь-ми, обладающими собственной практической рациональностью – ключевой постулат эт-нометодологии. Соц.структура воздействует на сознание индивида через фоновое ожида-ние, они воспринимаются индивидом не пассивно. Индивиды придают им личностный практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно деформиру-ют. Рядовой индивид не осознает того, что в своей повседневной деятельности становится субъектом соц.взаимодействия и творения соц.действительности. по мнению социолога, соц.жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно за-няты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе общения. Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов нацеленных на сознательное разрушение нормаль-ного хода соц.взаимодействия. среди социологов эти эксперименты получили название «Гарфинкелинги».
Адорно (Adorno)
Теодор [фамилия отца - Визенгрунд (Wiesengrund);
А. - фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,
- 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ,
социолог и музыковед. В 1931-33 доцент Франкфуртского
университета. После 1933 в эмиграции в Англии,
с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне;
профессор университета (с 1950), руководитель
института социальных исследований (с
1953). Критика культуры и общества, развитая
А. совместно с немецким социологом М.
Хоркхеймером ("Диалектика просвещения",
1947), сложилась в русле идей гегелевской
диалектики, теории товарного фетишизма,
отчасти - психоанализа З. Фрейда. В центре
внимания А. - критический анализ изменений
в характере человека в т. н. управляемом
обществе, в понятии которого А. в сущности
отождествляет буржуазное и социалистическое
общество. В период пребывания в США А.
и его сотрудниками было проведено конкретное
исследование структуры и формирования
т. н. авторитарной личности, рассматриваемой
как психологическая предпосылка фашизма
("Авторитарная личность", 1950). Вслед
за В. Беньямином А. видит цель философии
не в "конструировании всеобщего",
а в раскрытии специфики единичного и
особенного ("Отрицательная диалектика",
1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм.
В философско-эстетической концепции
"новой музыки" А. ориентируется на
творчество австрийских композиторов
А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в
нём адекватное раскрытие страха и отчаяния
одинокого человека в современном буржуазном
обществе. С этой точки зрения А. критикует
неоклассицизм И. Стравинского как
"реставрацию" отживших музыкальных
форм ("Философия новой музыки", 1949),
массовую стандартизованную музыкальную
культуру и ложное музыкальное сознание,
утрачивающее способность к восприятию
художественной формы как целого. Автор
ряда музыкальных произведений (ученик
А. Берга). Свойственная работам А. афористичная
лаконичность стиля сложилась под влиянием
К. Крауса. В ряде работ и выступлений
А. содержатся выпады в отношении общественной
и культурной жизни социалистических
стран. Оказал значительное воздействие
на современную буржуазную социологию,
философию и музыковедение.
Учился в университетах Будапеш
Во время жизни в Венгрии был близок к левым кругам, входил, наряду с Дьёрдем Лукачем, Карлом Поланьи и Белой Балажем, в «Воскресный» и «Галилеевский» кружки. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) был назначен преподавателем, после падения ВСР и контрреволюционного террора на родине эмигрировал в Германию. С 1925 г. — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте-на-Майне.
С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г. — в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО. Являлся инициатором и редактором «Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.
В первый, «немецкий», период, наиболее продуктивный с творческой точки зрения, Маннгейм занимался проблемами интерпретации «духовных образований», теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную философо-социологическую методологию — социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале — исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.