Знак и символ в социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятиями: «социальная коммуникация», «знак» и «символ»; изучение и анализ знаков и символов «дерево», «рука», «сердце», используемых в графическом дизайне.
В соответствии с целью поставлены такие задачи:
подобрать и ознакомиться с информацией о социальной коммуникации, знаках и символах;
выделить информацию о знаках и символах «дерево», «рука», «сердце» и проанализировать ее.

Содержание

Введение
1. Понятие социальной коммуникации.
2. Понятие знака и символа.
2.1. Понятие «знак».
2.2. Понятие «символ».
2.3. Логотип как знак (символ) в дизайне.
3. Значения символов (знаков) «дерево», «рука», «сердце».
3.1. Символ «Дерево».
3.2. Символ «Рука».
3.3. Символ «Сердце».
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Социология Реферат.docx

— 411.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДИЗАЙНА  И ИСКУССТВ

кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

на тему:

«ЗНАК И СИМВОЛ В СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» 
 
 

Вып. студ. 2к. 2гр. ГД

Иванец  В.С.

Пров. старш. препод.

Бильдер Н.Т. 
 
 
 

     Харьков- 2011

     Содержание

     Введение

     1. Понятие социальной коммуникации.

     2. Понятие знака и символа.

     2.1. Понятие «знак».

     2.2. Понятие «символ».

     2.3. Логотип как знак (символ) в дизайне.

     3. Значения символов (знаков) «дерево», «рука», «сердце».

     3.1. Символ «Дерево».

     3.2. Символ «Рука».

     3.3. Символ «Сердце».

     Заключение

     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Социальная жизнь и даже само существование современного общества было бы невозможно без коммуникации. Графический дизайн имеет непосредственное отношение к этой сфере общественной жизни. Работа  дизайнера состоит в том, чтобы с помощью различных визуальных графических средств передать информацию определенной аудитории. Основными средствами коммуникации, которыми пользуется графический дизайнер в своем творчестве, являются знак и символ. Изучение этих средств для студента ХГАДИ специальности графический дизайн очень актуально, так как интерпретация и профессиональное использование знаков и символов позволит наиболее эффективно передавать информацию и даже влиять на желания и поведение целевой аудитории.

     Целью данной работы является ознакомление с понятиями: «социальная коммуникация», «знак» и «символ»; изучение и анализ знаков и символов «дерево», «рука», «сердце», используемых в графическом дизайне.

     В соответствии с целью поставлены такие задачи:

    1. подобрать и ознакомиться с информацией о социальной коммуникации, знаках и символах;
    2. выделить информацию о знаках и символах «дерево», «рука», «сердце» и проанализировать ее.

     Сегодня термин «социальная коммуникация»  представляет собой передачу информации от человека к человеку, от одной  системы к другой, обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие обмен  информацией в обществе, создание и распространение информации, а  также средство связи. В наше время в результате мощного развития средств массовой коммуникации наблюдается процесс создания единого информационного пространства. И графические дизайнеры являются одними из его создателей, только для этого они используют больше не вербальные средства, а образы, знаки и символы. Очень часто именно зрительные образы могут воздействовать на человека сильнее, чем текст. Поэтому для графического дизайнера важно знать значения знаков и символов той или иной культуры, чтобы использовать их в своей профессиональной деятельности. 

  1. Понятие социальной коммуникации.
 

     Чтобы рассмотреть понятие «социальная  коммуникация» для начала рассмотрим значение термина «коммуникация». Современный «Большой энциклопедический словарь» (М., 1997) указывает два значения этого термина: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Однако сейчас понятие «коммуникация» используется в более широком смысле.

     Коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) — передаваемый объект (сообщение) — принимающий субъект (реципиент) . Стало быть, коммуникация — это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

    1. в качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация);
    2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее;
    3. коммуникации свойственна целесообразность или функциональность.

     Различаются три многомерных хронотопа (хронотоп — пространственно-временные координаты) коммуникации, среди которых — социальный хронотоп, где происходит движение смыслов в социальном времени и пространстве, т. е. в определенном человеческом обществе [ст.12-13; 2].

     Теперь  можно дать определение понятию социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается [ст. 15; 2].

     К сожалению, более подробно ознакомиться с понятием «социальная коммуникация» не позволяет ограниченный объем данной работы. Исходя из полученной информации, мы можем определить, что графический дизайнер является коммуникантом, результат его работы – сообщением, а целевая аудитория – реципиентом. 

  1. Понятие знака и символа
 

     Когда речь идет о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак - чего?, символ - чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно, лишь если анализировать их отношения к чему-то третьему, к оригиналу. Понятия "знак" и "символ" часто используются в одном и том же смысловом контексте [3]. Но различия между ними все же существуют. 

    1. Понятие «знак».

     Знак  − это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную − математическую, статистическую, логическую − обработку. Существующая классификация знаков предполагает выделение: а) знаков-копий (иконических знаков); б) знаков-индексов (знаков-признаков); в) знаков-символов [3]. 

    1. Понятие «символ».

     Символ  − одно из самых многозначных понятий. Символ – это универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия [3].

     Все знаки и символы наделены определенным смыслом (значением). У значения есть как логический, так и психологический аспекты. В психологическом смысле любой предмет, обладающий значением, способен использоваться как знак или символ; то есть для кого-то он должен быть знаком или символом. В логическом смысле он должен быть способен передавать значение, быть такого рода предметом, который можно подобным образом использовать [4].

     А это значит, что графический дизайнер может пользоваться знаками и  символами, передавая их значение, либо он может создать знак или символ, вложив в него определенный смысл.

     Наиболее  ярким примером использования знаков (символов) в графическом дизайне является логотип, или фирменный знак. 

    1. Логотип как знак (символ) в дизайне.

     Термин  «логотип» восходит к греческим  словам «логос» и «типос», что в переводе означает «слово» и «впечатление». Это слово прочно вошло в обиход, хотя иногда употребляют слова «торговая марка» или «фирменный знак». Логотипом может быть знак шрифта, символ, изображение или комбинация отдельных или всех вышеупомянутых элементов.

     Создание  логотипов, или «брэндов», как их все чаще называют в последнее  время, является ядром современного графического дизайна. Разработкой  логотипов занимаются практически  все дизайнеры. логотип является результатом успешного решения совместных задач по поиску характерной графической формы.

     Лучшие  дизайнеры логотипов – Иван Чермаев, Том Гейсмар и Стеф Гейсбухлер вывели универсальную формулу: «Знак – это и форма, и субстанция, и образ, и идея. Чтобы быть эффективным, его форма должна быть легко узнаваемой и достаточно оригинальной, чтобы ее запомнили. Дизайн должен быть достаточно простым, чтобы его воспринимали сразу, и достаточно богатым в деталях или содержании, чтобы вызвать интерес. Он должен быть информативным и соответствовать идеям, которые представляет» [ст. 120; 1]. 
 

3. Значения символов (знаков) «дерево», «рука», «сердце». 

      Дизайнеры зачастую используют уже существующие знаки и символы, определенным образом изменяя или объединяя их для передачи информации. Существует много знаков, смысл которых наиболее объективен, т.е. представление разных людей об этих символах максимально схоже. Таким образом, дизайнеры, используя эти знаки,  добиваются наилучшего восприятия логотипов целевой аудиторией.

      Рассмотрим  значение и использование символов и знаков в графическом дизайне  на следующих примерах. 

3.1. Символ «Дерево».

     Дерево  — один из центральных символов мировой традиции. Подобно другим растительным формам, оно связывается  с плодородием, процветанием, изобилием, однако, прежде всего оно является олицетворением жизни в различных ее аспектах и проявлениях. Кроме того, дерево может выступать как символ вечной жизни, бессмертия. Оно соотносится с мирозданием и, в контексте идеи тождества макрокосма и микрокосма, с человеком (в силу вертикального положения последнего), человеческим родом (ср. генеалогическое древо). Основные символические формы, связанные с деревом, — мировое древо (реализующее универсальную концепцию мира) и его варианты — древо жизни и древо познания.

     Дерево  в качестве воплощения жизненного начала олицетворяет стадии существования: рождение, рост, увядание, смерть; оно также  предстает как символ восходящей линии жизни, процесса распространения  жизненного начала, способности самовоспроизведения. Кроме того, оно отражает идею бессмертия всего существования и отдельных его форм (прежде всего человека) [5].

     При виде знака «дерево», человек прежде всего вспоминает о природе. Этот знак часто используется в «зеленых» акциях, для обозначения природного происхождения, натуральных энергоресурсов.

     Примеры использования символа «дерево» можно увидеть в логотипах ТМ "Мясная весна" (рис. 3.1.1), Ландшафтного ателье "Зеленый сервис" (рис. 3.1.2), Клиники женского здоровья (рис. 3.1.3) и др.  

               

                     рис. 3.1.1.                                               рис 3.1.2 

     

     рис. 3.1.3

3.2. Символ «Рука».

     Знак  руки связан с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства. В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам.

     Долгорукий  — значит, способный простереть руку для защиты, покровительства  и исцеления: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».

Информация о работе Знак и символ в социальной коммуникации