Значение социологических взглядов Вильфредо Парето

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

Вильфредо Парето (1848—1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье, но вскоре переехал в Италию. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему "Основные принципы равновесия твердых тел". Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах.

Содержание

Введение 2
Общество как система. 4
Теория нелогического действия. 6
Теория элиты. 8
Заключение. Значение социологических взглядов Вильфредо Парето. 10
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Парето.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

   Парето  выделял шесть классов "осадков" ("резидуи"). Строго говоря, это  не сами чувства и эмоции, а их врожденная, естественная основа. "Осадки" детерминируют социальное поведение  человека. К первому классу "осадков" он относил остатки "инстинкта комбинаций". Это склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех социальных изменений. Второй класс "осадков" получил название "Настойчивость в сохранении агрегатов". Остатки "постоянства агрегатов" — это консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые. Третий класс "осадков" связан с чувством собственности (он называется "Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов"). Четвертый класс — это "Осадки, связанные с социальностью". Пятый класс "осадков" ("Единство индивида и того, что ему принадлежит") характеризуется стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях. Шестой класс связан с половым инстинктом ("Сексуальный осадок"). Из-за своей громоздкости эта классификация оказалась непопулярной.

   Как отмечалось выше, другим центральным понятием теории нелогического действия стали "деривации" — "производные", представлявшие эквивалент того, что  определяют как идеология или  оправдательная теория. "Производные" происходят от "осадков" и через них связаны с "чувствами", но при этом, указывает Парето, первые строго не соответствуют вторым. Более того, особенность "производных" состоит в том, чтобы скрывать породившую их основу. "Производные" еще более субъективны, чем "осадки", на которых они базируются. Они нужны для того, чтобы скрывать истинные побудительные мотивы действий людей.

   Парето  делит все "деривации" на четыре класса. К первому классу относятся  абсолютные истины, аксиомы или догмы. Это простые утверждения типа: "так надо, потому что так надо". Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания. Второй класс "дериваций" содержит в себе некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся на какой-то авторитет (личности, обычая, традиции). Это — убеждение авторитетом. Например, мать наставляет ребенка: "Ты должен слушаться, потому что этого хочет папа". Третий класс "производных" содержит апелляции к общепринятым принципам или воле сверхъестественных сил. Здесь возникают запреты и императивы. Наконец, четвертый класс "дериваций" — это чисто словесные доводы, вербальные доказательства, не имеющие объективного эквивалента.

   "Деривации"  четвертого класса имеют значение  постольку, поскольку, говорил  Парето, они охотно принимаются  каждым человеком, даже самым большим невеждой, который готов повторять приводимые аргументы снова и снова.

   Парето  считал, что идеология — это теоретическая форма маскировки и сокрытия нелогического характера действия, которая часто облачена в демагогические одежды. Наличие многочисленных идеологий, которые, как правило, рождаются господствующим классом вызвано существующими общественными потребностями. Они заключаются в необходимости скрыть подлинную сущность политики, религии, морали. Поэтому Парето относит идеологии к четвертому классу "дериваций". Понимая и подчеркивая их логическую несостоятельность, он не мог не показать социальную ценность и значение этих идеологий как для общества в целом, так и для отдельных социальных групп и слоев, в первую очередь для правящего класса элиты.

   Концепция элиты.

   В соответствии с учением Парето в обществе существует социальная неоднородность (гетерогенность), определяемая изначально неравенством индивидов. Оно проявляется в  физической, интеллектуальной, нравственной, психической сферах жизни. Существующую социальную неоднородность ученый считал естественным и очевидным социальным фактом. В силу этого обстоятельства в каждой сфере есть группа людей, обладающая наиболее высокими показателями деятельности. Это и есть элита.

   В обществе все его члены относятся либо к элите, либо к остальному, неэлитарному массиву населения. Сама элита, в свою очередь, делится также на две части — ту, которая управляет обществом ("правящая элита", "правящий класс"), и неуправляющую элиту, занятую преимущественно в науке и художественно-творческой сфере деятельности.

   Элита отличается от остального населения, прежде всего своими качествами: умением  убеждать людей, опираясь на человеческие чувства и эмоции; способностью применять  при необходимости силу; высокой степенью самообладания; умением использовать для достижения своих целей слабости людей и др. Умение убеждать и способность применять силу Парето считал важнейшими, обязательными для элиты.

   Процесс обновления элиты происходит регулярно, социолог называет его циркуляцией. Без циркуляции ("круговорота") элиты общество не в состоянии поддерживать социальное равновесие, вне которого социальный организм обречен на разрушение. Элита и есть тот слой, а ее циркуляция — тот механизм общества, который поддерживает последнее в нормальном, функционирующем состоянии. Циркуляцию элиты Парето считает одним из основных законов существования человеческого общества.

   Согласно  концепции итальянского социолога, каждой элите соответствует свой стиль правления, базирующийся на доминировании одного из двух названных выше главных ее качеств — умении убеждать и умении принуждать силой. Первое из этих качеств основывается на "инстинкте комбинаций" ("осадки" первого класса), второе — на "постоянстве агрегатов" ("осадки" второго класса). Тот тип правителей, у которых преобладает умение убеждать, Парето называл "лисицами", ту же часть элиты, которая действует силой, - "львами".

   Если "львы" и "лисицы" характеризовали  два типа элиты в политическом отношении, то в экономическом и  финансовом плане каждому из них соответствуют типы рантье и спекулянтов. Рантье — это вкладчики, живущие на фиксированные доходы, боящиеся совершить опрометчивые и гаги в финансовом вопросе, спекулянты — это бизнесмены, комбинаторы, предприниматели, ловкие воротилы. Парето считал, что преобладание в стране спекулянтов обусловливает ее экономическое и социальное развитие, доминирование же рантье — свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в его загнивание, поскольку в этом случае не создается необходимых условий для активного экономического и финансового развития.

   Важно отметить, что концепция элиты  у Парето оказывается связанной  с теорией нелогического действия, о чем свидетельствует использование  им понятия "осадков" и их классификации  для обоснования типологии элиты. В начале каждого периода развития того или иного конкретного общества к власти приходит элита первого типа, в основе деятельности которой — "осадки" первого класса. Это означает, что она властвует на основе убеждения, подкупа, обмана, иногда прямого одурачивания масс (власть "лис"). Происходит, следовательно, усиление "осадков" первого класса и ослабление "осадков" второго класса.

   Как указывает  Парето, на этом этапе господства элиты  первого типа материальные интересы довлеют над идеальными, интересы индивида — над интересами социальных групп, интересы ближайшего будущего — над интересами отдаленного будущего. Это означает, что правящая элита первого типа заботится о настоящем больше, чем о будущем. Такая ситуация постепенно вызывает неудовлетворенность ее деятельностью. Эта неудовлетворенность усиливается, доходит до высшей точки и в результате политической революции на смену элите первого типа приходит элита второго типа (власть "львов"), в основе деятельности которой — "осадки" второго класса. Характерными становятся агрессивность, авторитарность, упорство. Таким образом, описывая круговорот элит, Парето говорит о постепенной замене "лис" "львами", которые, в свою очередь, в определенных обстоятельствах сами окажутся смещенными с пьедестала власти "лисами".

   Основным  состоянием общества, как уже отмечалось, итальянский социолог считал равновесие. Его обеспечение — цель властвующей  элиты, которая ради этого может  и должна использовать любые средства. Парето любил повторять афоризм  итальянского политического мыслителя конца XV — начала XVI в. Н. Макиавелли: "Цель оправдывает средства".

   Чтобы осуществлять успешное управление обществом, правящий класс, по мнению социолога, должен постоянно заботиться' о своем  обновлении за счет здоровых сил и лучших представителей низшего класса. Необходима социальная мобильность, которая должна проявляться в изгнании из правящего класса наиболее разложившихся членов и переходе в его состав энергичных и жизнеспособных людей из не-элиты.

   Парето  полагал, что политические революции осуществляются в результате замедления круговорота элиты и создания таких негативных условий, при которых наиболее достойные представители низших классов не в состоянии перейти в правящий класс. Это происходит исключительно вследствие действия самой правящей элиты, которая начинает себя оберегать от появления в ее составе новых, чужеродных элементов. Таким образом, причиной разложения и гибели действующей элиты является поведение самого правящего класса.

   Заключение. Значение социологических взглядов Вильфредо Парето.

   В целом  значение социологического творчества В. Парето достаточно велико, хотя и  не было сразу осмыслено мировой  социологией.

   Итальянский ученый создал в социологии свой весьма специфический, неповторимый стиль  анализа и изложения материала, что позволило ему занять особое место в мировой общественной науке. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, Парето отличался негативным отношением ко всей предшествующей социологической мысли, начиная с О. Конта и Г. Спенсера. Во-вторых, тем самым он добился того, к чему стремился изначально, — теоретической самоизоляции.

   Значение социологического наследства Парето сегодня, очевидно. Оно сводится к трем главным позициям.

   1. Была  сформулирована концепция социальной системы, базирующейся на динамическом равновесии элементов общества, ее составляющих (это положение явилось одним из основных для обоснования парадигмы структурно-функционального анализа).

   2. Была  создана теория элиты, своеобразно  объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни и изменений в ней.

   3. Социологии  как науке был придан критически-негативистский  пафос, а ее основной функцией  считалось не только утверждение  нового, но и разоблачение социальных  и политических намерений, поступков, снятие с них покровов, их "верхней одежды", критика практических действий. Данное обстоятельство определяло пессимистический в значительной степени характер всего учения Парето.

   Парето  не возлагал больших надежд, подобно  Дюркгейму, на роль и возможности социологии в преобразовании общества. Согласно его точке зрения, эта наука в лучшем случае может поставить диагноз, но не в состоянии подсказать, как излечить больное общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы.

  1. Парето В. Компендиум по общей социологии. – 2-е изд. / Пер. с итал. А.А. Зотова. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.
  2. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: Гардарики, 2004. – 607 с.
  3. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов. – М.: Инфра-М. Норма, 1999. – 563 с.
  4. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука. 2000.

Информация о работе Значение социологических взглядов Вильфредо Парето