Значение социологических взглядов Вильфредо Парето

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

Вильфредо Парето (1848—1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье, но вскоре переехал в Италию. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему "Основные принципы равновесия твердых тел". Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах.

Содержание

Введение 2
Общество как система. 4
Теория нелогического действия. 6
Теория элиты. 8
Заключение. Значение социологических взглядов Вильфредо Парето. 10
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Парето.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2
     Общество как система. 4
     Теория нелогического действия. 6
     Теория элиты. 8
Заключение. Значение социологических взглядов Вильфредо Парето. 10
Список  литературы. 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Вильфредо Парето (1848—1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье, но вскоре переехал в Италию. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему "Основные принципы равновесия твердых тел". Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах.

   Следующий период жизни Парето прошел во Флоренции, куда его пригласили на должность инженера путей сообщения. Затем он становится главным управляющим металлургических заводов всей Италии. В это время он выступает против милитаристской политики итальянского правительства и высказывает демократические и либеральные взгляды. В 1889 г. Парето женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901 г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902 г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни — "Трактат по общей социологии" (написан в 1912 г., издан в 1916 г. во Флоренции).

   В 1891 г. произошло знакомство Парето с работами двух крупнейших итальянских экономистов  того времени — М. Панталеони и  Л. Вальраса, Развиваемая ими теория экономического равновесия оказала неизгладимое влияние на мировоззрение Парето и стала впоследствии основой его социологической системы. В начале 1890-х гг. происходит постепенный перелом в убеждениях итальянского мыслителя, он переходит на позиции консерватизма и антидемократизма. В 1892—1894 гг. публикует ряд материалов по экономической теории.

   Новый период жизни Парето начинается в 1893 г., когда он становится профессором  политэкономии и руководителем  кафедры в Лозаннском университете в Швейцарии. На этом посту он сменяет Л. Вальраса — известного экономиста, на чьих работах учился и по приглашению которого приехал в Лозанну. Он много занимается научными исследованиями и публикует ряд сочинений. Здесь же выходят в свет его "Курс политэкономии" на французском языке (1896—1897). В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. Вскоре, в 1898 г., он получает от дяди в наследство колоссальное состояние, а в 1901 г. приобретает на берегу Женевского озера в Селиньи виллу "Ангора" — любимое место работы и отдыха. В 1902 г. в Париже была издана его книга "Социалистические системы", а в 1907 г. в Милане — "Учебник политической экономии".

   Болезнь сердца заставляет Парето прервать преподавательскую деятельность (1907). Почувствовав некоторое улучшение здоровья, он начинает работать над "Трактатом по общей социологии", который писал в течение пяти лет (1907—1912). Первая публикация "Трактата" на итальянском языке состоялась в 1916 г., а спустя три года он был напечатан на французском языке. В 1912 г. он прекращает чтение курса политэкономии и сохраняет за собой преподавание сокращенного курса социологии. С этого времени и до конца жизни Парето занимается научными исследованиями только в области социологии. В 1918 г. в Лозаннском университете пышно отмечается его семидесятилетний юбилей.

   В начале 1920-х гг. итальянский социолог публикует  несколько важных и интересных работ. Одна из них — "Трансформация  демократии", вышедшая в Милане в 1921 г. (далее мы неоднократно будем на нее ссылаться, поскольку в ней в обобщенном виде изложены все его основные социологические идеи). В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как известно, именно в это время (1922) к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство не скупилось на почести Парето, многие его члены (в том числе и сам дуче) считали себя учениками профессора Лозаннского университета. В1923 г. Парето был удостоен звания сенатора Итальянского королевства. В этом же году он умер в Селиньи, где и похоронен.

   Итальянский ученый довольно поздно, будучи уже зрелым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии. Это связано с тем, что его перестала устраивать рационалистическая концепция "экономического человека", в рамках которой он работал долгие годы, исследуя монополистический рынок, распределение доходов и другие экономические проблемы. Еще в работах, написанных в конце XIX — начале XX в., он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям социальных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в "Трактате по общей социологии" — гигантской по объему и наукообразной по стилю изложения работе (2000 страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов).

   На  его социологические взгляды  большое воздействие оказали  идеи Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля (прежде всего его концепция насилия), итальянского политического мыслителя  Г. Моски (теория деления общества на два класса — господствующий и подчиненный) и др. К этому нужно добавить влияние собственных знаний Парето в области математики, технических наук, экономики, его "инженерного" опыта практической деятельности. 
 
 

   Общество  как система.

   Для итальянского социолога общество — это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия.

   Применяя  понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными  факторами, влияющими на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные (неприродные) условия, внутрисистемные социальные условия.

   Все элементы социальной системы у итальянского социолога взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована Парето из экономической теории Л. Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом возрасте. При этом нужно учитывать, что Парето имел в виду, прежде всего механическое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности на основе выделения доминантных социальных факторов его изменения и эволюции.

   Равновесие, о котором пишет социолог, —  не статическое, а динамическое, поскольку  общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, происходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Однако, признавая эволюцию общества, Парето "отказывает" ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, связанные между собой, имеют маятниковый и циклический характер. Это значит, что общество, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесному состоянию.

   Наиболее  подробно и детально итальянский  социолог проанализировал такую  подсистему общества, как экономика. По мнению Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

   Именно  здесь мы сталкиваемся с той логикой  рассуждений и доказательств  итальянского ученого, которая привела  его от экономической науки к  социологии, к системному подходу, анализу  действии и взаимодействий людей, базирующихся на их психических склонностях и предрасположенностях (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки.

   Общество  для Парето — это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры). Это, прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и т.д. Более того, выступая определяющим объективным фактором действий людей, их психические состояния тем самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал те суждения и аргументы, которые выдвигает действующий индивид.

   Парето  критиковал своих предшественников, в первую очередь О. Конта и  Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние  индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает Паре-то, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует.

   Будучи  сторонником позитивизма, итальянский  ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники  и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке — описание социальных фактов, поскольку именно оно и дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача — устанавливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое (он характеризовал его как логико-экспериментальное) исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Но эта детерминация, указывает социолог, оказывается не прямой, а опосредованной, через чувства человека.

   Итак, психический склад индивида обусловливает  его чувства, определяющие характер действий. Последние были названы Парето "нелогическими", и именно они и составляют предмет социологического исследования. Поскольку общество представляет собой, с точки зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, постольку социология выступает наукой прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств.

   Подчеркивая динамичный характер общества как социальной и исторической системы, Парето полагал, что в основе этого динамизма  находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально-экономические факторы. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения.  

   Теория нелогического действия.

   Характеристика  социологии как науки, специфика  ее понимания изложены Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме.

   В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти  действия имеют как логический, так и нелогический характер (логические и нелогические действия). Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденции, экономической науки и некоторых других областей знания, поскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения поставленной цели.

   Но  большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом  и содержанием социологической  науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика — логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

   В процессе совершения нелогических действий, считает  Парето, люди не могут установить объективные  связи между многими фактами  и явлениями и поэтому не в  состоянии логически соединить  цель действий и средства ее достижения. Например, когда люди обращаются к Богу за помощью. Социология как раз призвана показать людям нелогичность их поведения с помощью логико-экспериментального метода.

   Анализу чувств Парето уделяет очень большое внимание. Все рассматриваемые чувства (нелогические действия) он классифицирует, выделяя среди них неизменные, постоянные и производные. Социальное равновесие в обществе определяется именно первой группой чувств (нелогических действий), которые были названы социологом "резидуями", в отличие от производных, получивших название "дериватов".

Информация о работе Значение социологических взглядов Вильфредо Парето